ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ Врио заместителя начальника 4 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Республике Алтай старший лейтенант внутренней службы ______________________Ж.Н. Нукеев « 30 » января 2023 г. |
ПЛАН – КОНСПЕКТ
проведения занятий с личным составом 4 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по РА по дисциплине «Оказание первой помощи».
Тема № 9.1: «Первая помощь: содержание, объем, организационные и юридические основы, общие принципы оказания».
Вид занятия: классно-групповое занятие Отведенное время: 1 (ч.)
Цель занятия: Обучить личный состав мероприятиям, направленным на оказание помощи пострадавшим при экстренных ситуациях.
Литература, используемая при проведении занятия:
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Развернутый план занятия:
1. Вводная часть. Построение, проверка, объявление темы, краткое объяснение задач и содержание занятий, время 5 (мин.)
2.Учебный вопрос № 1 – Основные понятия, время 25 (мин.)
Первая помощь- комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи пострадавшим при экстренных ситуациях (травмы, переломы, обмороки, удушья, кровотечения).
1. Первичная медико-санитарная помощь;
а) первичная доврачебная медико-санитарная помощь;
б) первичная врачебная медико-санитарная помощь;
в) первичная специализированная медико-санитарная помощь.
2. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
3. Скорая, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
4. Паллиативная медицинская помощь.
Первая помощь является начальным этапом всей системы спасения в ЧС. С нее начинаются лечебно-эвакуационные мероприятия, которые являются важнейшим разделом медицины катастроф, военной медицины и системы спасения в целом.
В настоящее время знание и умение оказать первую помощь на месте несчастного случая признаны частью культуры безопасности. Все началось с середины 60-х годов прошлого века, когда мировое сообщество узнало, что главной причиной смерти трудоспособного населения в возрасте до 45 лет является травма. Более того, оказалось, что только 15% погибших умирают от несовместимых с жизнью повреждений, а остальные умирали из-за неправильно или поздно оказанной ПП. В списке причин травматизма первое место занимают ДТП, на втором – стихийные бедствия, на третьем – пожары. В России пожары занимают второе место. Ежегодно в ДТП погибают 35 тыс. человек, на пожарах – 18 тысяч.
Во всех странах мира водители, пожарные и полиция проходят специальную медицинскую подготовку, которая является важной частью их профессиональной подготовки. Во многих странах мира сформировалась и действует в течение нескольких десятилетий государственная структура массовой подготовки всего населения простейшим навыкам оказания ПП при несчастном случае.
ПП, которую могут оказывать немедицинские работники в ЧС, является важнейшей практической частью такой области науки как безопасность жизнедеятельности.
Основная задача всех спасательных подразделений и в первую очередь ГПС – снижение людских потерь, как среди населения, так и среди личного состава. Знание и умение оказать ПП является основополагающим фактором, решающим эту задачу.
Цель ПП заключается в поддержании жизни пострадавших в очаге катастрофы или на месте происшествия до прибытия медицинских работников.
Основной принцип ПП, сформулированный еще Гиппократом – non cere (не навреди)! Это означает, что с пострадавшими надо обращаться осторожно, не наносить дополнительных страданий (телесных и психологических). Для осуществления этого принципа необходимы элементарные знания об организме человека.
Правила оказания первой помощи пострадавшему
· Не навреди, действуй осторожно, применяй щадящие методы, успокаивай пострадавшего, не наноси дополнительных страданий и повреждений.
· Переносить пострадавшего в безопасное место только в случае реальной опасности на месте происшествия.
· В первую очередь оцени – жив или мертв пострадавший, не трать время на уже погибшего, спасай еще живых.
· В ситуациях с массовым числом пострадавших не оставляй тех, кто без сознания, лежать на спине, переверни в боковое положение.
· Помни о собственной безопасности, объективно оценивай обстановку, действуй без лишних эмоций, хладнокровно и быстро выбирай алгоритм спасательных действий и соответствующие меры ПП.
Спасатели, как правило, первыми прибывают на место происшествия. В связи с этим их роль в снижении числа жертв является решающей. От умения правильно обращаться с пострадавшими и поддержать у них жизненно важные функции до прибытия медицинских работников зависит жизнь и судьба людей. Часто спасательную работу приходится выполнять в чрезвычайных ситуациях в экстремальной обстановке с риском для жизни и здоровья не только населения, но и личного состава. Это требует специальных медицинских знаний и умений, необходимых на всех этапах спасательных работ. Такими этапами являются:
- поиск
- деблокирование
-извлечение
- защита от поражающих факторов
- вынос в безопасное место
- оценка состояния
- первая помощь
-эвакуация
Для соблюдения основного принципа спасения «не навреди» при деблокировании, извлечении и выносе пострадавших следует применять щадящие способы и приемы, учитывающие особенности строения и функции человеческого организма и состояние пострадавшего – его возможную травму.
Поисковые работы могут быть визуальными, по свидетельству очевидцев, с помощью специальных приборов (акустических, тепловизоров) и с привлечением кинологов (со специально обученными собаками).
3. Учебный вопрос № 2 – Задачи и объём первой помощи, время 10 (мин.)
Задачи ПП:
-
уменьшить страдания пострадавшего, -
предупредить развитие возможных осложнений, -
облегчить тяжесть течения травмы или заболевания, -
спасти жизнь пострадавшему.
Мероприятия ПП:
-
временная остановка кровотечения, -
повязки на рану и ожоговую поверхность, -
искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, -
введение болеутоляющих (при шоке), -
транспортная иммобилизация.
Оказание первой помощи возможно в более ранние сроки имеет решающее значение для дальнейшего течения и исхода поражения, а иногда и спасения жизни. При сильном кровотечении, поражении электрическим током, утоплении, прекращении сердечной деятельности и дыхания, в ряде других случаев первая помощь должна оказываться немедленно. Если в первой помощи будет нуждаться одновременно большое число пораженных, то определяется срочность и очередность ее оказания. В первую очередь помощь оказывают детям и тем пострадавшим, которые могут погибнуть, если не получат ее сейчас же.
Условия: все приемы первой помощи должны выполняться бережно и быть щадящими. Грубые вмешательства могут повредить пострадавшему и ухудшить его состояние.
Табельными средствами оказания первой помощи являются перевязочный материал – бинты, перевязочные пакеты медицинские, большие и малые стерильные повязки и салфетки, вата и др. Для остановки кровотечения применяют кровоостанавливающие жгуты – ленточные и трубчатые, а для проведения иммобилизации специальные шины – фанерные, лестничные, сетчатые и др. При оказании первой помощи используют некоторые медикаменты – раствор йода спиртовой 5%-й в ампулах или в флаконе, 1–2%-й спиртовой раствор бриллиантового зеленого во флаконе, валидол в таблетках, настойка валерианы,
нашатырный спирт в ампулах, гидрокарбонат натрия (сода пищевая) в таблетках или порошке, вазелин и др. Для личной профилактики поражений радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами в очагах поражения используется аптечка индивидуальная (АИ-2).
В качестве подручных средств оказания первой помощи могут использоваться следующие: при наложении повязок – чистая простыня, рубашка, ткани (лучше не цветные); для остановки кровотечения – вместо жгута брючный ремень или пояс, закрутка из ткани; при переломах вместо шин – полоски твердого картона или фанеры, доски, палки и др.
– Заключительная часть 5 мин.
Опрос по пройденной теме, проверка заполнения тетрадей. Задание на самоподготовку.
Пособия и оборудование, используемые на занятии:
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Руководитель занятия ___________________ _____________________
(Фамилия И.О.) (дата, подпись)
Руководитель занятия ___________________ _____________________
(Фамилия И.О.) (дата, подпись)
Руководитель занятия ___________________ _____________________
(Фамилия И.О.) (дата, подпись)
Руководитель занятия ___________________ _____________________
(Фамилия И.О.) (дата, подпись)