Файл: Практикум по теме Управление конфликтами Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 952

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания по менеджменту. Блок 5.
Практикум по теме: Управление конфликтами
Задание 1. Ответьте на вопросы, приведенные ниже, указав один правильный ответ.

  1. Управление конфликтом - это

  1. выявления его возможных причин и потенциального развития;

  2. деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия с целью снижения остроты, последующей минимизации конфликта и его разрешения;

  3. упорядоченная совокупность действий участников конфликта, а также третьих лиц (посредников) по преодолению конфликта с использованием различных средств и методик;

  4. деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновение конфликта.

  1. Предупреждение конфликта представляет собой ...

  1. управление конфликтом с целью его эскалации;

  2. вид деятельности, направленный на ограничение конфликта;

  3. превентивную форму управления конфликтом;

  4. деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта.

  1. Различают следующие этапы профилактики конфликтов (найдите лишнее):

  1. частичное предотвращение;

  2. ситуационное предотвращение;

  3. полное предотвращение.

  1. Первичная профилактика заключается в ...

  1. психологическом образовании возможных участников конфликта;

  2. проведении непосредственной работы по снижению уровня напряженности в конфликтных группах;

  3. управленческой деятельности, которая заключается в своевременном распознавании, устранении или ослаблении конфликтных факторов.

  1. Работа по предупреждению конфликтов должна проводиться по следующим основным направлениям:

  1. создание условий, способствующих профилактике деструктивных конфликтов;

  2. оптимизация организационно-управленческих решений:

  3. устранение социально-психологических и личностных конфликтов;

  4. материальное поощрение сотрудников организации


  1. К формам разрешения конфликта относятся:

  1. уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);

  2. согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);

  3. взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);

  4. перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество);

  5. все варианты верны.

  1. Какой из перечисленных ниже методов урегулирования конфликтов

признается универсальным:

  1. уход от конфликта;

  2. переговоры;

  3. откладывание разрешения конфликта;

  4. примирение сторон через посредника.

  1. Конструктивное разрешение конфликта зависит от:

  1. адекватности его восприятия;

  2. открытости общения;

  3. атмосферы сотрудничества;

  4. использования силы.

  1. Выделите основные модели завершения конфликта:

  1. угасание:

  2. воспламенение;

  3. устранение;

  4. исчезновение:

  5. перерастание в другой конфликт;

  6. разрешение, урегулирование.


Задание 2. Заполните таблицу, подобрав к каждому предложенному коллективу, различные методы профилактики конфликтов.


Виды коллективов

Методы профилактики и урегулирования конфликта

Детский коллектив

Группу детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в ней здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.

Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Женский коллектив

Вести себя тактично по отношению к коллегам;

Удерживаться от критики или делайте это без резкости;

Проявлять заинтересованность к работе и личности коллег;

Вежливость в разговоре располагает;

Старайтесь хвалить сотрудников;

Пустые споры – нездоровые, ведите совещания, обсуждения проектов так, чтобы их избежать.

Подростковый коллектив

В школьных коллективах используются следующие методы профилактики межличностных конфликтов: словестный, наглядный и практический.

Мужской коллектив на заводе

 К методам профилактики конфликтов относят:

  • выдвижение интегрирующих целей между администрацией (в том числе руководителями подразделений) и персоналом организации;

  • четкое определение видов связи в организационной структуре управления;

  • баланс прав и ответственности при выполнении служебных обязанностей;

  • выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между иерархическими уровнями управления;

  • использование различных форм поощрения, предполагающее взаимное сочетание и варьирование монетарных и немонетарных побудительных мотивов.

Коллектив большой организации

К методам профилактики конфликтов относят:

  • выдвижение интегрирующих целей между администрацией (в том числе руководителями подразделений) и персоналом организации;

  • четкое определение видов связи в организационной структуре управления;

  • баланс прав и ответственности при выполнении служебных обязанностей;

  • выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между иерархическими уровнями управления;

использование различных форм поощрения, предполагающее взаимное сочетание и варьирование монетарных и немонетарных побудительных мотивов.

  • В штате организации иметь психолога

Семья

К методам профилактики конфликтов относят:

  • взаимное уважение;

  • стремление к компромиссу, толерантности;

  • умение прощать ошибки своего спутника;

  • отсутствие взаимных обвинений, прямой критики, неодобрения;

  • здоровая самоирония партнеров;

  • сохранение доверительных отношений;

  • объективный взгляд на разные точки зрения;

  • умение сохранять общность позиций и переживаний.




Студенческая группа

 К методам профилактики конфликтов относят:

  • выдвижение интегрирующих целей между администрацией (в том числе руководителями подразделений) и персоналом организации;

  • четкое определение видов связи в организационной структуре управления;

  • баланс прав и ответственности при выполнении служебных обязанностей;

  • выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между иерархическими уровнями управления;

использование различных форм поощрения, предполагающее взаимное сочетание и варьирование монетарных и немонетарных побудительных мотивов.




Задание 3. Соотнесите стратегии поведения в конфликте с их характеристикой

Стратегия

Характеристика

Уклонение

Направлено на максимальную реализацию собственных интересов, но предполагает не индивидуальный, а совместный поиск решения, который отвечает устремлениям всех сторон Сотрудничество

Приспособление

Активное самостоятельное поведение, направленное на удовлетворение собственных интересов, без учета интересов другого, а иногда и в ущерб им Конфронтация

Конфронтация

Означает расположенность участников конфликта к урегулированию разногласий на основе взаимных уступок и частичное достижение своих интересов Компромисс

Сотрудничество

Пассивное несотрудничество, которое характеризуется отсутствием стремления идти на встречу оппоненту, отсутствие желания защищать свои интересы Уклонение

Компромисс

Форма пассивного сотрудничества, которое отличается склонностью смягчить конфликтное взаимодействие к сохранению существующих отношений, характеризуется отсутствием заботы о достижении цели одной стороны и сильным желанием достижения цели другой Приспособление


Задание 4. Ответьте письменно на вопрос: «Какие конфликты для группы будут являться конструктивными?»

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Задание 5. Во время деловой встречи с вами ваш сотрудник Легкомыслов А.Ю. из отдела рекламы «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?

Во время делового разговора нельзя допускать, чтобы сотрудник вел себя агрессивно по отношению к Вам и не принимал ваших замечаний по работе, тем более, если это происходит публично. В первую очередь Вы говорите, что Вы переносите обсуждение, так как Вашему сотруднику необходимо успокоиться.


Далее, возможно, Вы не поняли идеи Вашего сотрудника и Ваши замечания не совсем правильны. Необходимо дать возможность разобраться в проблеме и Вам, и ему. Всегда есть вероятность, что не правы и Вы. Если не прав он, то другие сотрудники, бывшие свидетелями разговора, должны знать, что Ваша точка зрения была верной. Вы повторяете презентацию проекта и объясняете очевидные плюсы Вашего решения и чем оно отличается от того, которое предложил сотрудник. Необходимо аргументировать Вашу точку зрения, убедить в ее правильности.

Если разговор проходил с глазу на глаз, Вы разбираетесь в существе проблемы, а потом просите Вашего сотрудника объяснить его точку зрения и во время его объяснений направляете разговор так, чтобы он сам понял ошибки своего проекта.

Задание 6. В вашем подразделении есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «посиделки» прямо на рабочем месте. Вы знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?

Разберусь что за общий интерес, чтобы быть компетентным в этом вопросе. Далее пообщаюсь с каждым сотрудником на эту тему, предложу всем им перенести свои «посиделки» на внерабочее время. Если не поможет, то несколько подчиненных перекину в другие отделы.
Задание 7. Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за сотрудником, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и рассказал историю, которая произошла у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

Если сложилась такая ситуация, думаю что, в конце разговора следует задать ему вопросы:

«Что ты взял из нашего разговора?»

«Чем он для тебя был полезен?»

«Что, как и когда ты будешь делать, чтобы улучшить то, о чем мы говорили?»

Получив на них ответы, можно узнать, какая часть слов была воспринята подчиненным, а какая потерялась.

Затем можно повторить то, чем руководитель не доволен и сказать, например:

«Я верю в вашу способность решить данную проблему, учитывая заслуги (которые были перечислены в начале разговора)».


При этом, можно вместе обсудить несколько возможных вариантов действий и предоставить подчиненному самостоятельно выбрать выход, не навязывая свою точку зрения.

При этом, критика в его адрес должна быть аргументированной, основанной на фактах, примерах, расчетах; критика должна быть доброжелательной, желательно щадящей, чтобы побуждала человека к исправлению недостатков; критика должна быть конструктивной, т.е. оканчиваться определенными предложениями по устранению недостатков.

Вообще же, все зависит от целей и причин критики.

Критика эффективна только в том случае, если люди готовы ее воспринять, осознать и изменить свое поведение в лучшую сторону. Поэтому любая критика «в лоб» бесполезна; высказываться следует косвенно, с элементами самокритики, одновременно призывая к совместным действиям по улучшению ситуации.

Задание 8. Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников организации, а они еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты н замечаете двух сотрудников, которые курят н о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в помещении для курения за беседой. Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Подойти к курящим, представится, узнать их имена и должности, сказать, что в мои должности входит слежение за соблюдением порядка в рабочее время за работниками, оценивать их ценность для фирмы, что они произвели не самое хорошее впечатление на меня и во избежание дальнейших конфликтов лучше будет, чтобы они были на своих рабочих местах, а не в курилке. И если они еще будут замечены в нарушениях дисциплины, мне придется действовать уже другими методами, а не разговорами. Сказать, что надеюсь, что мы поняли друг друга, и в будущем будем разговаривать только на приятные темы.