Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целом можно сказать, что система защиты семьи в России имеет свои достоинства и недостатки. Эффективность системы защиты семьи в России может быть улучшена с помощью улучшения доступности и качества услуг, увеличения социальной ответственности и поддержки государства и общества, развития профилактических мер против социальных проблем, связанных с семьей, и других мер.
Выводы
Итоги проведенного в работе исследования нормативной правовой базы, анализа российского законодательства и комплекса мер в области государственной поддержки семей позволяют сделать следующие выводы: . С начала 90-х годов в Российской Федерации сформировалась новая законодательная база государственной поддержки семей с детьми. . Главной проблемой современного состояния законодательной базы в данной сфере является определенный разрыв между прогрессивными концептуальными подходами, провозглашенными в российских законах целям, приоритетам, принципами государственной поддержки семей и реальными размерами помощи. Это придает законодательству отчасти декларативный характер и снижает доверие семей к государству. . Прямая денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей в виде государственных пособий, компенсационных выплат, пенсии на детей по случаю потери кормильца, и других видов выплат Федерального уровня устанавливаются в форме твердых денежных сумм. Размеры их не зависят от реальной потребности семьи в поддержке для конкретного случая нуждаемости, а определяются финансовыми
возможностями государства или иных источников финансирования мер социальной поддержки. . Общей проблемой законодательного регулирования государственной поддержки семей, имеющих детей, является привязка большинства форм поддержки к доходам семьей, точнее - к прожиточному минимуму. Наличие теневой экономики зачастую не позволяет реально оценивать доходы семей и выявлять действительно нуждающиеся семьи с детьми. Решение данной проблемы лежит вне возможностей отрасли социального обеспечения и социального обслуживания. . Недостаточная надежность установленных законодательством источников финансированиям и их ограниченность для большинства видов поддержки семей с детьми. . Не закреплены на уровне федерального закона норм поддержки семьи погорельцев, жертв террористических актов, природных и техногенных катастроф, за исключением радиационных. В каждом конкретном случае принимаются решения на уровне муниципальных образований, субъекта российской Федерации, либо Правительства России. . Законодательная и нормативная база действующей системы социальных выплат, услуг и мер социальной поддержки представляет собой огромный массив законодательных актов с многочисленными поправками, не всегда четко описывающих порядок предоставления социальных выплат и других форм социальной поддержки. . Не все семьи, имеющие право на поддержку, получают ее из-за недостаточной информированности семей, либо недоступности (отсутствия) учреждений, призванных оказывать помощь. . Одним из основных недостатков современного законодательства является отсутствие четкого механизма привлечения к ответственности за невыполнение положений законов. Анализ организации системы социального обслуживания несовершеннолетних детей и семей в Ленинградской области выявляет следующее недостатки: . Наблюдается недостаточный охват несовершеннолетних семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, с детьми- инвалидами, проживающими в сельской местности. . Предоставление социальных услуг осуществляется на не достаточно качественном уровне; Данные выводы свидетельствуют о необходимости совершенствования законодательной базы и системы мер социальной поддержки, предоставляемых семьям с детьми. В этой связи можно выделить основные направления совершенствования системы правовых гарантий, предусмотренных семьям с детьми: 1. Реформирование социального законодательства по пути дальнейшей реализации адресного подхода при выплате государственных денежных пособий и социальных услуг. Адресный подход должен выражаться в предоставлении помощи не категориям семей, а отдельным семьям, действительно нуждающимся в помощи на основе получения объективных данных о положении конкретных семей. . Целесообразно закрепить в законодательстве наряду с заявительным также выявительный принцип выплаты пособий и оказания мер социальной поддержки семей с детьми. При
этом необходимо законодательно закрепить
создание региональной и федеральной баз данных о семьях и детях, нуждающихся в различных видах государственной социальной поддержки. . Следует индексировать размеры и постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов на выплату денежных пособий на детей . Важно было бы установить, а в случае ее наличия ужесточить административную и гражданско-правовую ответственность работников социальной сферы, официальных лиц за необоснованный отказ или ненадлежащее выполнение установленных законодательством норм государственной социальной помощи семьям, имеющим детей. . Важно рассмотреть возможность принятия федерального закона о квотировании рабочих мест для малообеспеченных семей с детьми (одиноких родителях с детьми, многодетных семей, студенческих семей с детьми и т.д.). . Необходима систематизация законодательства, отмена декларативных и противоречащих друг другу норм, надежные финансовые и организационные механизмы реализации. . Предлагается изучить целесообразность принятия федерального закона о федеральных гарантиях социальной защиты и реабилитации лиц и семей, пострадавших в результате террористических актов, вооруженных конфликтов, техногенных и природных катастроф. . Формы организация социального обслуживания семей с детьми должны постоянно совершенствоваться и становиться доступными всем категориям семей с детьми. Российское государство и общество должны обратить пристальное внимание на поддержку семей с детьми. Государство, все институты гражданского общества должны не только разрешать неотложные проблемы семьи и поддержку малоимущих семей, но и приступить к разработке и реализации долговременной стратегии семейной политики для всех категорий семей. В основу социальной политики должны быть положены приоритеты семейных ценностей, семейного воспитания детей, равенство мужчин и женщин во всех областях жизнедеятельности, включая семейную сферу. Решение проблем семьи - это задача всего общества, объединений граждан, каждой российской семьи. Нужна консолидация всех здоровых сил, повышение роли институтов гражданского общества, в том числе органов местного самоуправления, общественных организаций, самих семей в деле стабилизации и кардинального улучшения положения российских семей.
Рекомендации:
1. Улучшить механизм превентивной защиты семей, включая создание и регулярное обновление базы данных семей, находящихся в риске нарушения прав и интересов детей.
2. Разработать и предложить законопроекты, направленные на увеличение ответственности родителей за злоупотребление детьми.
3. Усилить меры по реабилитации и социальной поддержке семей, в которых произошло нарушение прав и интересов детей, и направленная на создание условий для восстановления семьи.
4. Разработать и реализовать комплекс мер, направленных на предотвращение детского безнадзорности и устранение факторов, способствующих появлению негативных явлений в семье.
5. Создать инновационные системы использования специализированных программ сквозного обучения и научно-педагогических центров для повышения квалификации специалистов, нацеленных на работу с семьями и защиту прав и интересов детей.
6. Проводить активную информационную работу среди населения по вопросам защиты семьи и интересов детей, направленную на повышение осведомленности граждан о правах и свободах детей.
7. Усилить систему государственной проверки семей, занимающихся воспитанием детей, с целью предотвращения нарушений прав и интересов детей.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 19 января 2016 г. № 5-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
3. Федеральный закон от 22 августа 2014 г. № 122-ФЗ "О социальной поддержке семей, имеющих детей".
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "О государственной социальной помощи".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1189 "Об утверждении Порядка оказания государственной социальной помощи в виде выплат на детей до достижения ими возраста восемнадцати лет".
6. Брюховецкая В. В. "Право социального обеспечения: учебное пособие". М.: "Юрайт", 2019.
7. Наумова Л. М. "Социальное право: учебное пособие". М.: "Издательство Юстицинформ", 2018.
8. Шереметьева И. В., Карпова М. В. "Правовая защита семьи и детей: учебно-правовой комплекс". М.: "Юрист-консультант", 2018.
9. Сорокина О. В. "Социальная защита семьи и детей: учебник". М.: "Издательство Юстицинформ", 2019.
10. Социальное обеспечение: правовые и экономические аспекты / под ред. А. Д. Глушакова, А. Е. Коновалова. – М.: Статут, 2018.
11. Лихтенштейн А. Социальная защита в современном обществе. - М.: Юридический мир, 2005.
12. Щербаков В. Н. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: ИнФра-М, 2012.
13. Социальное обеспечение семей в Российской Федерации: законодательство и практика / под ред. А. Д. Глушакова, А. Е. Коновалова. – М.: Дело и сервис, 2019.
14. Казаков Е. А. Социально-правовая защита детей и семей в России. – М.: Центр социально-правовых исследований, 2015.
15. Правовые и социальные аспекты защиты семьи и детей в Российской Федерации / под ред. В. Н. Щербакова, А. И. Татаренко. – М.: РИЦ Инфра-М, 2016.
16. Барбашин А. М. Правовое регулирование социального обеспечения семей с детьми: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2012.
17. Социальное обеспечение населения: понятия, организация, финансирование / под ред. А. Д. Глушакова, А. Е. Коновалова. – М.: Юрист-недвижимость, 2017.
18. Караганов А. А. Прав на социальное обеспечение и его защита в Российской Федерации. – М.: Норма, 2014.
19. Социальное обеспечение семей в России: опыт и проблемы / под ред. А. Д. Глушакова, А. Е. Коновалова. – М.: Дело, 2018.