Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине История.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Экономика, Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Форма обучения: дистанционная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «История»

Группа Бк22Э271в

Студентка Левшина Мария Николаевна

Преподаватель: Горшкова Т. В.

МОСКВА 2022 г
Задача 1. В Российской Империи дворяне традиционно считались «опорой трона», и, по мнению многих историков, внутренняя политика в XVIII – первой половине XIX вв. носила «продворянский характер». Казалось бы, дворяне должны были быть довольны. Однако, в декабре 1825 г. в Санкт-Петербурге происходит восстание декабристов. Это было первое восстание в истории России, в ходе которого были выдвинуты требования о смене формы правления – самодержавия. Декабристы были дворянами, и они восстали против самодержавной власти, которая всю свою политику проводила ради

их блага.

Как объяснить подобную позицию восставших?
Ответ: Основной причиной восстания декабристов стало недовольство просвещённых дворян существующим государственным строем

  • Отголоски восстания 1905 года. Именно революционные события 1905 – 1907 годов в России стали первой попыткой революции, и они показали людям, что с царской властью можно бороться. Это усилило различные тайные общества, недовольные сложившимся строем.

  • Влияние трудов западных просветителей. Эту причину восстания декабристов нельзя сбрасывать со счетов, так как либеральные воззрения участников восстания на Сенатской площади сформировались именно поэтому.

  • Отказ Александра I от проведения реформ. Изначально император Александр I при поддержке Сперанского начал проводить некоторые реформы, и даже приказал разработать проект конституции. Однако, позднее от передумал, напуганный Великой Французской революцией – император решил, что любые либеральные послабления могут пошатнуть монархию. Это, в свою очередь, разочаровало многих дворян.

  • Междуцарствие 1825 года. После смерти бездетного Александра I императором де-юре стал его брат Константин, но он отказался от прав на престол. Наследником в итоге стал Николай I, который, однако, был крайне непопулярен среди элиты военных и чиновников. Эта причина восстания декабристов непосредственно спровоцировала их выступление, так как они решили действовать в удобный момент.

  • Усиление крепостного гнёта. В сочетании со сложной экономической и социальной ситуацией, сложившейся после Отечественной войны 1812 года, это тоже сыграло свою роль. Тем более что рядовые солдаты, большинство которых было бывшими крестьянами, во время Заграничного похода русской армии на Францию видели, что там нет крепостных, и крестьяне живут свободно, что, естественно, заставило их задуматься.



Задача 2. Александр II вошел в истории России как «царь освободитель». Действительно, отменив в 1861 г. крепостное право, царь даровал свободу многомиллионному крестьянству. При этом само многомиллионное крестьянство осталось настолько недовольным своим освобождением, что после опубликования Манифеста об отмене крепостного права по всей центральной России вспыхивали крестьянские волнения. Об их масштабе говорит тот факт, что для «успокоения» населения властям пришлось

использовать войска.

Как можно объяснить подобное недовольство крестьян?
Ответ: Сами крестьяне ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием "временно обязанных. " Таким образом, большинство крестьян после отмены крепостного права оставались зависимыми, их называли Временнообязанными. Выкуп составлял большой размер и поэтому многие крестьяне не могли «выкупаться»
Задача 3. Реформы Александра II – знаковое для истории России событие. Их ждали, о них говорили, их приветствовали. В целом и отмена крепостного права, и реформа судопроизводства, и появление новых выборных органов местного самоуправления было благом для российского общества. Но в итоге само образованное общество оказалось недовольно реформами. Настолько недовольно, что появляется оппозиционные организации, в том числе

революционные, в которых обсуждались не только проекты улучшения реформ, но и в принципе смены власти. Сторонники Александра II оценивали подобную реакцию общественности как «неблагодарность». Можно ли с этим

согласиться?
Ответ: Да, с этим можно согласиться. Реформы имеют и положительные, и отрицательные последствия. Главным же плюсом реформ является мощный культурный подъем гражданского общества в России. Реформы дали толчок к развитию капитализма, свободного труде. Лишение помещиков монополии на крестьянский труд, активизация рынка труда способствовало преодолению экономического кризиса. Развитие просвещения, медицины, промышленности, внедрение самоуправления проходило благодаря земской реформе.

Реформы дали больше положительного, нежели отрицательного, поскольку «взбодрили» общество, дали новый импульс к развитию разных сфер. Военная реформа привела к тому, что Россия вела успешные действия во время русско-турецкой войны 1877-1878 гт. Развитию науки способствовали реформы в сфере высшего образования. Снижение цензуры и


либеральный характер реформ привели к тому, что оппозиция начала проявлять себя более активно: именно при Александре II появляются первые революционные организации, которые пытались противодействовать самодержавию, из которых потом вышли те организации, которые будут участвовать в русских революциях.
Задание 1. Внимательно прочитайте следующий отрывок: «Страна была аграрной, крестьянской. Чтобы она стала индустриальной, из сельского хозяйства в промышленность должны были переместиться огромные массы людей и огромные материальные ресурсы. Такое перемещение началось задолго до революции … Податная политика Российского государства

создавала огромное давление на крестьян и заставляла их продавать не только излишки хлеба и другой сельскохозяйственной продукции, но и значительную часть того, что было необходимо для личного и производственного потребления, и притом продавать по дешевым ценам. С начала 60-х годов до конца XIX столетия только вывоз зерна увеличился более чем в 5 раз. В целом же на долю сельскохозяйственной продукции к концу века приходилось до 80 % всей стоимости российского экспорта. Большие доходы от сельскохозяйственного экспорта позволяли непосредственно поддерживать развитие промышленности, железнодорожное строительство и в то же время широко прибегать ко второму источнику средств для этого развития – иностранным займам и инвестициям» (А.Г. Вишневский «Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР». М., 2010).
Ответьте на следующие вопросы по тексту:

1. Что значит «аграрная страна»?
Ответ: Аграрная страна - в которой большую часть стоимости всей производимой продукции даёт сельское хозяйство.
2. Что значит «индустриальная страна»?
Ответ: Индустриальная страна - в которой вклад машинного производства и сферы услуг в экономику гораздо больше, чем первичный сектор экономики, например, сельское хозяйство.
3. Зачем необходимо перемещение людей и материальных ресурсов из сельского хозяйства в промышленность? – объясните.
Ответ: Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии, т. е. переход от мануфактуры к фабрике, а также утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства, т. е. формирование двух новых классов капиталистического общества – промышленной буржуазии и наемных рабочих (пролетариата)

4. Что такое «податная политика», причем здесь крестьяне?
Ответ: Податная политика в отношении крестьянства в пореформенный период (подушная модель обложения). Подушная подать, основной прямой налог в России 18-19 вв. Введён Петром I в 1724 взамен подворного обложения (система обложения населения России прямыми налогами, взимавшимися со двора, т. е. с семейного хозяйства). Облагалось всё мужское население податных сословий (все разряды крестьян, посадские люди и купцы). Введению подушной подати предшествовали переписи населения и определялись суммой, необходимой для содержания армии.
5. Почему продажа того, что было необходимо для личного и производственного потребления крестьян является негативным фактором в развитии экономики?
Ответ: Натуральное хозяйство, как замкнутая система организационно-экономических хозяйственных отношений экономически не выгодна. В отличие от натурального производства – товарное хозяйство открывает широкий простор для действия всеобщего экономического закона разделения труда. В соответствии с этим законом экономика прогрессирует вследствие все большей качественной дифференциации трудовой деятельности.
6. Каким образом экспорт сельскохозяйственной продукции поддерживал развитие промышленности?
Ответ: Экспорт сельскохозяйственной продукции превращался во внушительный источник дохода. Кроме того, рост производительности труда и увеличение производимого продукта в сельском хозяйстве стали движущей силой развития промышленности.
Задание 2. Внимательно прочитайте следующий отрывок:

«Реформаторский процесс конца 50-х – первой половины 60-х гг. XIX в. привел к трансформации и самой власти. Реформы как серия экстраординарных мер самодержавия в ответ на чрезвычайные обстоятельства, вызванные Крымской войной, постепенно становились результатом стремления верховной власти приспособиться к изменяющейся российской действительности, осознать новые задачи, вставшие перед страной. … Следствием реформ стала децентрализация самодержавной власти, которая, создавая новые институты, теряла часть своей властной монополии. Бесспорно, эта тенденция противоречила самой сущности самодержавия. … Всё это требовало продолжения преобразований политической системы. Печать двойственности, лежавшая на Великих реформах, проявлялась в том, что они способствовали утверждению начал гражданского общества (бессословность, выборность, равенство перед законом) и гражданскому раскрепощению общества при сохранении самодержавия как политического режима» (Н.А. Проскурякова «Россия в XIX веке». М., 2010). Ответьте на следующие вопросы по тексту: 1. О каких реформах идет речь? 2. Почему эти реформы привели к трансформации власти? 3. Как связаны реформы и Крымская война? 4. Что такое «децентрализация верховной власти»? 5. Почему это противоречит самодержавию? 6. В чем автор видит главное противоречие реформ?

1.

Реформа 1860-х гг., подготовленная педагогами и общественными деятелями (Н. И. Пирогов, А. Г. Ободовский, В. Ф. Одоевский, П. Г. Редкин, К. Д. Ушинский и др.). По «Положению о начальных народных училищах» (1864) и «Уставу гимназий и прогимназий» (1864) все школы провозглашались общедоступными и всесословными, однако в отношении гимназий этот принцип не соблюдался. Цель начального образования определялась как «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний». Поощрялась частная и земская инициатива в открытии учебных заведений. Росло число начальных и средних общеобразовательных учебных заведений (в 1856–80 – с 8,2 тыс. до 22,7 тыс., учащихся в них – с 450 тыс. до 1141 тыс.). Управление школами приобретало централизованный характер.

Земства и образование. В кон. 1860– 1870-х гг. развернулась деятельность земств в области народного образования (в 1869 в земских губерниях было 9677 школ с 274 тыс. учащихся, в 1874 – 16310 школ с 759 тыс. учащихся). Расходы на образование увеличились с 5% земского бюджета в 1868 до 10,3% в 1873. В 1880 доля общественного участия в содержании начальных школ возросла до 86,1% общих затрат. Осн. чертами земской школы были трёхлетний курс обучения и один учитель, занимающийся с тремя отделениями. До 1891 в земской школе отсутствовали твёрдо установленные программы, учитель был свободен в выборе методов обучения и учебников. Земство обеспечивало учителя денежным содержанием, а школу учебными пособиями. Крестьяне содействовали содержанию школьного помещения.
2.

Реформационный процесс конца 50-х – первой половины 60-х гг. привёл к трансформации самой власти. Реформы как серия экстраординарных мер самодержавия на чрезвычайные обстоятельства, вызванные Крымской войной, постепенно становились результатом стремления верховной власти приспособиться к изменяющейся российской действительности, осознать новые задачи, вставшие перед страной.
3.

В результате войны была расшатана крепкая прежде финансовая система России, выстроенная графом Егором Канкриным. Долгий период бездефицитного бюджета и твердой валюты завершился, так как колоссальные средства на ведение боевых действий приходилось изыскивать при помощи кредитов (как за рубежом, так и внутри страны) и активной эмиссии. К 1856 году долги, набранные во время Крымской войны, достигли 533 миллионов рублей. Совокупная же сумма госдолга к тому времени выросла до полутора миллиарда рублей серебром. Дефицит и инфляция стали хроническими, и исправить ситуацию удалось лишь в самом конце века благодаря монетарной реформе Сергея Витте, вернувшего твердый рубль.