Файл: Теоретические основы формирования нравственных ценностей у учащихся начальной школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования нравственных ценностей у учащихся начальной школы……………………………………………………...9

    1. Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………..…9

    2. Особенности нравственного развития младших школьников…..………………………………………………………………..…13

    3. Критерии и уровни сформированности нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста…………………………………………...18

ГЛАВА 2. Методика работы по формированию нравственных ценностей младших школьников во внеурочное время………………………………….25

2.1. Содержание работы на уроках внеклассного чтенияв аспекте темы исследования……………………………………………………………..………25

2.2. Формы и приемы работы по формированию нравственных ценностей у учащихся 4 класса во внеурочное время………………………...29

Заключение………………………………………………………………..44

Библиографический список………………………………………………47

Приложения……………………………………………………………….53

Приложение 1……………………………………………………………..53

Приложение 2……………………………………………………………..54

Приложение 3……………………………………………………………..55

Приложение 4……………………………………………………………..56

Приложение 5……………………………………………………………..63



ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития нашего общества происходят изменения в духовной, политической, социальной и экономической сферах. Однако вместе с позитивными результатами возникли и проблемы, касающиеся системы образования: отсутствие четко обозначенной системы воспитания, вытеснение воспитательного процесса в систему дополнительного образования и коммерциализация последних.

События последнего времени показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание разных социальных и возрастных групп населения, резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.


Любовь к Отечеству, гордость за него, готовность защищать его постепенно вытесняются более рациональными принципами типа «Родина там, где мне хорошо». Рационализация духовной жизни молодого поколения бросает вызов таким фундаментальным духовным понятиям,как гражданственность,долг и патриотизм.

В этих условиях очевидна неотложность решения острейших теоретических и практических проблем духовно-нравственного воспитания школьников как основы консолидации общества и укреплениягосударства. Особенно важно сейчас помочь учащейся молодежи уделить больше внимания воспитанию и формированию у них духовности, культуры личности, нравственных ценностей.

ВКонцепции модернизации российского образованиявоспитание рассматривается как нравственный приоритет в образовании; важнейшей задачей воспитания заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности, о чем внесена поправка в Закон РФ «Об образовании» [54, с. 5].

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для интенсивного формирования учебной деятельности, который является фундаментом развития интеллекта ученика. Психологи установили, что этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний,верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении.

Современный ребенок находится под воздействием постоянного информационного натиска. По утверждению Максименко Н.В.,ребенка «воспитывает все: люди, вещи, явления, прежде всего и больше всего – люди. Направить это развитие и руководить им – вот задача воспитания» [39, с. 24].

Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

Проблемы нравственного развития личности находят отражение в работах И.Ф. Харламова, И.С. Марьенко, Б.М. Бим-Бада, Е.Г. Беляковой, Т.В. Ермоловой, Ф.И. Иващенко, Н.А. Корниенко, Д.А. Леонтьева, В.И. Слободчикова, Т.В. Цырлиной и других.

Проблемам формирования нравственных ценностных ориентаций уделяли большое внимание такие отечественные педагоги как Л.И. Гриценко, Н.Е. Щуркова, C.В. Кульневич, Н.В. Аникеев, М.В. Куранова, Т.Ю. Сычева, В.Т. Чепиков и другие.



В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, указывают на важность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на материале лучших образцов художественной литературы.

Процесс обучения в школе – главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли, чувства, сферу мышления. Именно на уроке и во внеурочной работе по предмету испытывается и развивается глубокий и многосторонний интерес к знаниям.

Внеклассная работа относится к области досуга школьников, который может быть целенаправленно организован.

В этой связи становится очевидной особая важность внеклассной работы – организованных и целенаправленных образовательно-воспитательных занятий с учащимися, проводимых во внеучебноевремя. Представляя собой органическую, неотъемлемую часть всей учебно-воспитательной работы школы, внеклассная работа, планомерно организуемая в соответствии с учебным процессом, дополняет и обогащает классные занятия, усиливает их образовательный и воспитательный потенциал, способствует закреплению, расширению, углублению знаний, получаемых на уроках, стимулирует интерес к изучаемому предмету. Ориентированная на всестороннее развитие и подготовку к жизни каждого учащегося с учетом его индивидуальности, внеклассная работа предоставляет широкие возможности для удовлетворения интересов и склонностей школьников, развития их инициативы и самостоятельности, индивидуальных творческих способностей, формирует навыки разумного, интеллектуально-обогащающего отдыха.Исходя из вышесказанного, выбранная нами тема является актуальной.

Вначальной школе внеклассная работа почтению прививает учащимся интерес к русской культуре, художественной литературе и языку, совершенствует речь школьников, содействует формированию их читательской и языковедческой культуры, нравственному и духовному обогащению, развитию эмоциональной и эстетической сферы.

В последние годы в практике начальной школы внеклассная работа заметно видоизменилась. Обновились формы ее проведения, ее общепедагогическая направленность. Усилился культуроведческий аспект развития школьников в рамках всего учебного процесса, в том числе и во внеклассной работе почтению, четко определилась ее профильная ориентация.

Как и во всей учебно-воспитательной работе, возросло внимание к стимуляции творческой активности и самостоятельности школьников, способствующей их интеллектуальному росту, общекультурному и литературному развитию.В настоящеевремя актуальна научная разработка общей системы классных и внеклассных занятий, максимально обеспечивающихречевое развитие учащихся, в связи с тем, что для современной школы характерно проникновение в практику урока форм работы, традиционно считавшихся внеклассными. Характерно появление альтернативных, в том числе школ гуманитарного профиля, где внеклассная работа по языку и литературе становится едва ли не основным каналом приобщения школьников к культуре [41, с. 24].


Цель исследования – выявить и научно обосновать педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения во внеурочной деятельности.

Объект исследования – литературное развитие учащихся на уроках внеклассного чтения.

Предмет исследования–условия формирования нравственных ценностей у младших школьников на уроках литературного чтения.

Гипотеза исследования:формирование нравственных качеств детей на уроках литературного чтения во внеурочное время будет эффективным, если:

– формирование нравственных качеств младших школьников дифференцируется с учетом их психофизиологических особенностей;

– содержание уроков литературного чтения содержит нравственные проблемы;

– предусматривается использование комплексов средств, позволяющих обеспечивать формирование нравственных качеств детей.

Для практической проверки выдвинутой гипотезы потребовалось решение следующихзадач:

• раскрыть психолого-педагогическую сущность понятийвнеклассная работа и нравственное воспитание учащихся;

• на основе теоретического анализа соответствующей (педагогической, психологической и литературоведческой) литературы рассмотреть сам процесс формирования нравственных качеств учащихся начальных классов во внеурочное время;

• разработатьи опытно-экспериментальным путем апробировать эффективные формы и приемы внеурочной деятельности, способствующие формированию нравственных качеств младших школьников;

• проверить эффективность предложенных форм и приемов внеклассной работы.

Теоретической базой исследования являются труды ученых-педагогов: А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, А.И. Ильина,

В.В. Зеньковского, В.А. Сухомлинского, Д.С. Лихачева, B.C. Леднева, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. [48, с. 14]

Основными методами исследования явились:

1) теоретический (анализ философско-психологической, литературоведческой, педагогической литературы по теме исследования);

2) социолого-педагогический (анкетирование, наблюдение за учебным процессом, систематизация и обобщение опыта внеклассной работыполитературевначальной школе);

3) экспериментальный (проведение констатирующего и обучающего экспериментов по теме).

Новизна работы состоит в том, что педагогические условия нравственного воспитания обеспечивают эффективность внеучебной деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств обучаемых, а именно, ответственность, доброжелательность, самостоятельность.


Практическая значимость: предложенные в исследовании формы и методические работы по формированию нравственных качеств младших школьников могут быть использованы на уроках чтения во внеурочное время учителями-практиками в образовательном процессе начальной школы.

База исследования: МКОШИ имени И. К. Каниди, г. Беслан, Правобережный район РСО-Алания. В эксперименте приняли участи учащиеся 4«а» и 4 «б» класса.

Структура работы: работасостоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


    1. Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников



В связи с введением нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) наряду с умственным, физическим и трудовым воспитанием, особое внимание стало уделяться нравственному, от которого во многом зависят и другие компоненты воспитания и которое предполагает духовное становление и развитие личности человека и его ценностных ориентаций. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [55, с. 6].

Именно младшие школьники оказываются в наиболее затруднительном положении, поскольку становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.

В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, особенно продуктивно это происходит на уроках литературного чтения.

Мыслители разных веков трактовали понятия нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства.… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [47,с. 129].Понятие нравственности приравнено к понятию мораль.