Файл: Лекция по дисциплине устройство и техническое обслуживание транспортных средств Тема Общее устройство транспортного средства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общероссийская общественно-государственная организация
“Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России”
=========================================================
ЛЕКЦИЯ
по дисциплине
«УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
Тема № 1. Общее устройство транспортного средства
Занятие № 1.3. Военная автомобильная техника ВС РФ
по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»
Тема № 1. Общее устройство ТС
Занятие № 1.3. Военная автомобильная техника ВС РФ
Учебные вопросы
1. Классификация военной автомобильной техники. Условия и особенности использования военной автомобильной техники в мирное и военное время.
2.Подготовка военной автомобильной техники к использованию по назначению. Порядок приёмки, ввода машины в строй и передачи водителю.
3. Регистрационные и опознавательные знаки.
4. Комплект водительского инструмента, принадлежностей и индивидуальный комплект запасных частей. Дополнительное снаряжение.
5. Обкатка машин.
6. Обязанности военного водителя.
7. Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание.
Введение
Успех в современной боевой операции невозможен без использования колесных и гусеничных машин, которые перевозят личный состав подразделений, боеприпасы, горючее и другое военно-техническое имущество, служат транспортными средствами для образцов вооружения.
Современные отечественные автомобили имеют хорошие эксплуатационные качества - это, прежде всего, высокая проходимость, большой запас хода, высокая надежность при эксплуатации. Вместе с тем армейские автомобили характеризуются сложностью конструкции. Вы, как будущие военные водители должны иметь глубокие знания по конструкции автомобилей, уметь проводить в войсках их техническое обслуживание и ремонт, выполняя обязанности военного водителя.
Учебный вопрос № 1.
Классификация военной автомобильной техники. Условия и особенности использования военной автомобильной техники в мирное и военное время
Под термином "военная" понимается автомобильная техника (АТ), разрабатываемая и серийно выпускаемая заводами промышленности по требованиям Минобороны Российской Федерации (РФ).
К военной автомобильной технике (ВАТ) относятся:
1. Автомобили многоцелевого назначения (АМН);
2. Специальные колесные шасси и колесные тягачи (СКШ);
3. Военные гусеничные машины (ВГМ) транспортно-тягового класса;
4. Прицепы и полуприцепы многоцелевого назначения;
5. Кузова-фургоны и кузова-контейнеры многоцелевого назначения;
6. Подвижные средства ТО, ремонта и эвакуации.
В настоящее время в автомобильном парке Вооруженных сил (ВС) содержится около 520,0 тыс. образцов АТ. Кроме названных групп ВАТ в это количество входят используемые в ВС РФ образцы АТ народно-хозяйственной номенклатуры.
Основу парка составляют автомобильные базовые шасси (АБШ) под монтаж наземного подвижного вооружения и военной техники ВВТ всех видов, родов войск, специальных войск и служб (около 67 % от общей численности машин).
На базе ВАТ сейчас монтируется более 1000 образцов наземного подвижного ВВТ и около 500 перспективных образцов уже согласованы под монтаж. Такая насыщенность войск АТ - наглядное свидетельство ее значимости для боевой готовности и боеспособности ВС России.
Группа АМН является наиболее массовой группой техники в составе ВАТ и составляет 51 % от ее общей численности в войсках.
АМН предназначены:
-
для монтажа ВВТ всех видов ВС, родов войск и служб; -
для буксировки прицепных артиллерийских систем, специальных и транспортных прицепов и полуприцепов; -
для перевозки личного состава и военно-технического имущества.
АМН по своей грузоподъемности в действующем Типаже делятся на 5 классов: 1,0 т; 1,5 т; 2,5 т; 4,0 т; 6,0 т и 10,0 т.
Группа СКШ была создана для обеспечения подвижности, а следовательно, и живучести ракетных комплексов и других приоритетных образцов вооружения.
Несмотря на то, что удельный вес СКШ в автомобильном парке ВС невелик (около 2 % от общего количества машин), на них монтируется вооружение, по своей эффективности способное решить исход операции в целом.
В существующем парке СКШ представлены образцами трех классов грузоподъемности: 14,0 - 18,0 т; 22,0 - 25,0 т; 70,0 и более т.
ВГМ транспортно-тягового класса создавались для расширения областей использования колесной техники и наиболее полного обеспечения потребностей войск. Они охватывают ряд грузоподъемностей от 1,0 до 30,0 тонн. Их численность составляет около 5 % от общего количества машин парка.
Подвижные средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации
В современной армии созданы подвижные средства оказания технической помощи, эвакуации и ремонта
Размещены такие мастерских на шасси АМН КамАЗ-43101 и Урал-4320-31 с кузовами-фургонами КМ-4310 и КМ-4320 (для мастерских войскового уровня типа МТО, МРС, МРМ и др.), общетранспортного автомобиля КамАЗ-5320 с кузовом-фургоном КМ5320 (для мастерских оперативного уровня типа МТ-1, МТ-2, МФС и др.), на шасси низкорамных прицепов (для мастерских оперативного уровня типа МРПП-1, МРПП-2, МРЭ-А1 и др.), проработан вопрос размещения подвижных мастерских войскового уровня на шасси автомобиля Урал-4320.
Рис. 1. Подвижные средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации
В мирное время автомобильная техника согласно штатам воинских частей и табелям распределяется на группы эксплуатации и используется только по штатному предназначению с соблюдением установленных технических норм и правил, применением установленных марок горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей.
Группы эксплуатации автомобильной техники: боевой, строевой, учебной, транспортной групп (рис. 2).
Рис. 2. Группы эксплуатации автомобильной техники
При этом к использованию допускаются только зарегистрированные в установленном порядке машины, при наличии регистрационных документов и знаков установленного образца, опознавательных знаков, надписей и обозначений, договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (транспортной и учебной групп эксплуатации), а также иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Машины боевой и строевой групп эксплуатации используются для выполнения задач боевого дежурства и в соответствии с планами боевой подготовки. Машины учебной группы эксплуатации - для обучения личного состава практическому вождению и работе со специальным оборудованием, смонтированным (установленным) на этих машинах. Использование машин боевой, строевой и учебной групп эксплуатации для обеспечения хозяйственной деятельности воинских частей не допускается.
Машины транспортной группы эксплуатации используются для повседневного обеспечения служебной деятельности должностных лиц, обеспечения мероприятий по боевой подготовке, хозяйственного, культурно-бытового, медицинского и другого обеспечения воинских частей.
При этом к использованию допускаются только машины, своевременно прошедшие ежегодный технический осмотр, при наличии соответствующего талона. Автобусы, легковые автомобили и прицепы к ним, иные транспортные средства, используемые для обеспечения хозяйственной деятельности воинских частей Вооруженных Сил, допускаются к использованию при наличии страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Использование машин для обеспечения хозяйственной деятельности воинских частей разрешается в рабочие дни с 8-00 до 18-00, в предвыходные и предпраздничные дни – с 8-00 до 15-00.
Легковые автомобили, предназначенные для обеспечения служебной деятельности должностных лиц воинской части, разрешается использовать до 20-00. Использование машин в рабочие, предвыходные и предпраздничные дни позднее указанного срока, в выходные и праздничные дни разрешается только при наличии пропуска установленной формы.
Запрещается использование машин:
-
содержащихся в НЗ и сверх штата воинской части; -
в целях, не соответствующих штатному предназначению и установленным требованиям по эксплуатации данной марки машины; -
не зарегистрированных в установленном порядке и своевременно не прошедших ежегодный технический осмотр; -
без путевых и регистрационных документов, государственных регистрационных знаков, страхового полиса и специального знака государственного образца обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (в случаях, установленных федеральным законом); -
с опознавательными знаками, надписями и обозначениями, не соответствующими требованиям нормативных правовых актов Министерства обороны; -
выработавших запланированные на текущий месяц (год) моторесурсы; -
неисправных, не прошедших техническое обслуживание и не обеспечивающих безопасность движения; -
при заправке машины горючим, смазочными материалами и специальными жидкостями, не соответствующими нормативно-технической документации; -
водителями, не прошедшими медицинское освидетельствование, не имеющими соответствующей подготовки для управления машиной и оформленной в установленном порядке путевой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учебный вопрос № 2
Подготовка автомобильной техники к использованию
по назначению. Порядок приёмки, ввода машины в строй и передачи водителю
К использованию допускаются исправные, прошедшие техническое обслуживание и подготовленные к работе машины. Подготовка машин к использованию включает ):
-
нанесение регистрационных и опознавательных знаков; -
обкатку новых и отремонтированных машин; -
установку дополнительного оборудования и выполнение специальных работ для использования в сложных условиях; -
ежедневное или очередное техническое обслуживание №1 или №2; -
работы, выполняемые перед выходом из парка: контрольный осмотр водителем, проверка готовности машин командиром (техником) подразделения, контроль технического состояния начальником контрольно-технического пункта, дежурным по парку.
Ввод машины в строй осуществляется приказом командира части . В приказе указывается: тип машин, марка; штатное назначение машины; подразделение и группа эксплуатации, в которую зачисляется машина; присвоенный машине регистрационный знак; установленная норма расхода моторесурсов; номер шасси (корпуса и двигателя); фамилия водителя, за которым закрепляется машина. Номер приказа о вводе машины в строй и фамилия водителя заносятся в паспорт (формуляр) машины.
До отдачи приказа о вводе машины в строй ее использование запрещается.
Машина вручается водителю лично командиром воинской части перед строем подразделения.
Водитель, принявший машину, расписывается в паспорте (формуляре) и с этого момента несет полную ответственность за сбережение машины, ее исправность и готовность к использованию
До принятия машины водитель должен пройти специальную подготовку по правилам эксплуатации машины данной марки.
Учебный вопрос № 3.
Регистрационные и опознавательные знаки
Каждая машина (прицеп), находящаяся на укомплектовании воинской части, должна иметь присвоенный ей государственный регистрационный знак (рис. 3, 4, 5, 6 ). Присвоенный государственный регистрационный знак заносится в паспорт (формуляр) машины (прицепа).
Рис. 3. Государственные регистрационный знак