Файл: Программа учебного предмета история основное общее образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ»
основное общее образование
Москва
2023
Оглавление
Тема История как наука | ||||
Содержание темы История как наука | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «исторический источник», «археология», «эра», «эпоха», «тысячелетие», «век» | 1. Использовать понятия по теме «История как наука» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «История как наука» для понимания и анализа информации исторических текстов |
| |
2. Определять длительность и последовательность исторических событий, явлений, процессов, соотносить их с историческими периодами мировой истории | 2. Сравнивать между собой события мировой истории | 2. Устанавливать взаимосвязь между событиями мировой истории | ||
3. Находить в учебных текстах и материалах информацию об исторических источниках разных типов, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу | 3. Анализировать и использовать информацию из исторических источников для формирования собственной позиции по отношению к событиям мировой истории, аргументировать и защищать её (М)* | 3. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления мировой истории (М) | ||
4. Различать основные типы исторических источников и определять их особенности: письменные, вещественные, аудиовизуальные | 4. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события мировой истории | 4. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события мировой истории | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 2318440
ID 76714079
ID 1079921 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: опрос, тест «История как наука», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы) |
Тема Первобытные собиратели и охотники | ||||
Содержание темы Древнейшие люди. Первобытность. Зарождение религии и искусства. Появление человека разумного. | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «первобытный человек», «орудие труда», «охота», «собирательство», «религиозные верования», «идол», «молитва», «жертва», «обряд», «боги», «духи», «человек разумный», «рубило», «сородич», «родовая община» | 1. Использовать понятия по теме «Первобытные собиратели и охотники» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Первобытные собиратели и охотники» для интерпретации информации источников по древнейшей истории человечества | 1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни древнего человека 2. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству первобытных людей, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении культуры первобытных охотников и собирателей 3. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории первобытного общества. 4. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении первобытного общества 5. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении первобытного общества | |
2. Соотносить с эпохой первобытности события и процессы: появление древнейших людей, зарождение искусства и религиозных верований, появление человека разумного, зарождение родовой общины, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы, происходившие в различных регионах в эпоху палеолита | 2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами, происходившими в различных регионах в эпоху палеолита | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях и процессах, связанных с древнейшей историей человечества | 3. Делать выводы о событиях и процессах древнейшей истории человечества, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах древнейшей истории человечества и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях и процессах, связанных с древнейшей историей человечества, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям и процессам древнейшей истории человечества, аргументировать и защищать её (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления древнейшей истории человечества (М) | ||
5. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о расселении первобытных охотников и собирателей, представленную в явном виде | 5. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях древнейшей истории человечества с данными исторической карты (М) | 5. Давать оценку событиям древнейшей истории человечества на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
6. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей первобытных охотников и собирателей (М) | 6. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах древнейшей истории человечества (М) | 6. Выявлять проблемы исследования древнейшей истории человечества, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
7. Различать основные типы исторических источников по истории первобытных охотников и собирателей: вещественные, визуальные | 7. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события древнейшей истории человечества | 7. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события древнейшей истории человечества | ||
8. Использовать предложенную учителем информацию о событиях и процессах истории первобытных охотников и собирателей и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 8. Использовать информацию из различных источников о событиях и процессах древнейшей истории человечества и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М) | 8. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям древнейшей истории человечества (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 2310265
ID 465914 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Чем современный человек отличается от своих предков?», «Почему древние люди смогли приспособиться к жизни за пределами Африки?»), тест «Первобытные собиратели и охотники», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы). |
Тема Первобытные земледельцы и скотоводы | ||||
Содержание темы Неолитическая революция. Счет лет в истории. Понятие «Древний мир» | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «земледелие», «скотоводство», «ремесло», «гончарный круг», «старейшина», «вождь», «племя», «знать», «век», «тысячелетие», «летоисчисление», «хронология» | 1. Использовать понятия по теме «Первобытные земледельцы и скотоводы» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Первобытные земледельцы и скотоводы» для интерпретации информации источников по истории первобытных земледельцев и скотоводов |
| |
2. Соотносить с эпохой неолита события и процессы: переход к производящему хозяйству, появление ремесла, появление социального неравенства, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы эпохи неолита, происходившие в разных регионах | 2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами, происходившими в различных регионах в эпоху неолита | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях и процессах эпохи неолита | 3. Делать выводы о событиях и процессах периода неолита, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории эпохи неолита и осуществлять их проверку путем привлечения дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях и процессах эпохи неолита, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям и процессам эпохи неолита, аргументировать и защищать её (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории эпохи неолита (М) | ||
5. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о развитии земледелия и скотоводства, представленную в явном виде | 5. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях и процессах эпохи неолита с данными исторической карты (М) | 5. Давать оценку процессам эпохи неолита на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
6. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах эпохи неолита (М) | 6. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с эпохой неолита (М) | 6. Выявлять проблемы исследования эпохи неолита, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
7. Различать основные типы исторических источников по истории первобытных земледельцев и скотоводов: вещественные, визуальные | 7. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих процессы истории первобытных земледельцев и скотоводов | 7. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих процессы истории первобытных земледельцев и скотоводов | ||
8. Использовать предложенную учителем информацию о событиях истории первобытных земледельцев и скотоводов, о достижениях культуры эпохи первобытных земледельцев и скотоводов и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 8. Использовать информацию из различных источников об исторических процессах эпохи неолита и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М) | 8. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории первобытных земледельцев и скотоводов (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 2318441
ID 1070147 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Образ жизни людей в древней земледельческой общине», «Причины перехода древних людей к земледелию и скотоводству»), тест «Первобытные земледельцы и скотоводы», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы). |
Тема Древний Египет | ||||
Содержание темы Военные походы фараонов. Государство и общество Древнего Египта. Культура и искусство Древнего Египта. Религия древних египтян. | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «государство», «царь», «пороги», «оазис», «дельта», «письменность», «папирус», «фараон», «вельможа», «бронза», «колесница», «пирамида», «сфинкс», «обелиск», «иероглиф», «храм», «жрец», «мумия», «саркофаг» | 1. Использовать понятия по теме «Древний Египет» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Древний Египет» для интерпретации информации источников по истории Древнего Египта |
| |
2. Соотносить с эпохой Древнего мира события: образование первых государств на территории Египта, объединение царств Северного и Южного Египта, военные походы фараонов, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события истории Древнего Египта с событиями истории других стран Древнего Востока | 2. Устанавливать взаимосвязь между событиями истории Древнего Египта и других стран Древнего Востока | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах истории Древнего Египта | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах, связанных с историей Древнего Египта, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории Древнего Египта и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории Древнего Египта, достижениях культуры, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям истории Древнего Египта, аргументировать и защищать её (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории Древнего Египта (М) | ||
5. Описывать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Хеопса, Тутмоса, Эхнатона | 5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Хеопса, Тутмоса, Эхнатона по различным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Хеопса, Тутмоса, Эхнатона по нескольким критериям (М) | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Древнего Египта, представленную в явном виде | 6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Древнего Египта с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории Древнего Египта на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Древнего Египта (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Древнего Египта (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории Древнего Египта, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории Древнего Египта: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события истории Древнего Египта | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события истории Древнего Египта | ||
9. Использовать предложенную учителем информацию о событиях истории Древнего Египта, достижениях культуры Древнего Египта и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Использовать информацию из различных источников о событиях истории Древнего Египта, о достижениях культуры Древнего Египта и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории Древнего Египта (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 76710864
ID 76710864 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Мифы Древнего Египта», «Причины и последствия военных походов фараонов»), тест «Древний Египет», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы). |
Тема Западная Азия в древности | ||||
Содержание темы Ассирийское государство. Библейские сказания. Древняя Палестина. Древнееврейское царство. Древний Вавилон. Правление Хаммурапи. Древняя Месопотамия. Шумеро-Аккадский период. Нововавилонское царство. Персидская держава. Финикия. | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «держава», «таран», «Библия», «завет», «иудаизм», «пророк», «ковчег», «ростовщик», «законы», «клинопись», «кочевники», «восточная деспотия», «колония», «шумеры», «филистимляне» | 1. Использовать понятия по теме «Западная Азия в древности» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Западная Азия в древности» для интерпретации информации источников по истории Западной Азии в древности | 1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Западной Азии в древности 2. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении особенностей культуры Западной Азии в древности 3. Понимать ценности мирового искусства при изучении культуры и искусства Западной Азии в древности 4. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории Западной Азии в древности 5. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории Западной Азии в древности 6. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории Западной Азии в древности 7. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей Западной Азии в древности | |
2. Соотносить с эпохой Древнего мира события: ассирийские завоевания, гибель Ассирийской державы, образование древнееврейского царства, строительство храма в Иерусалиме, издание законов Хаммурапи, появление первых городов и государств Двуречья, завоевания царя Кира, деятельность царя Дария I, основание Карфагена, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события истории Западной Азии в древности с событиями истории Древнего Египта | 2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями в различных государствах Западной Азии в древности | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах истории Западной Азии в древности | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах, связанных с историей Западной Азии в древности, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории Западной Азии в древности и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории Западной Азии в древности, достижениях культуры, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям истории Западной Азии в древности, аргументировать и защищать её (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории Западной Азии в древности (М) | ||
5. Описывать по предложенному плану деятельность исторических и легендарных личностей: Ашшурбанапала, Давида, Соломона, Хаммурапи, Кира, Дария I, Моисея, Иосифа | 5. Давать оценку деятельности исторических и легендарных личностей: Ашшурбанапала, Давида, Соломона, Хаммурапи, Кира, Дария I, Моисея, Иосифа по различным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических и легендарных личностей: Ашшурбанапала, Давида, Соломона, Хаммурапи, Кира, Дария I, Моисея, Иосифа по нескольким критериям (М) | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Западной Азии в древности, представленную в явном виде | 6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Западной Азии в древности с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории Западной Азии в древности на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Западной Азии в древности (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Западной Азии в древности (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории Западной Азии в древности, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории Западной Азии в древности: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события истории Западной Азии в древности | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события истории Западной Азии в древности | ||
9. Использовать предложенную учителем информацию о событиях истории Западной Азии в древности, о достижениях культуры Западной Азии в древности и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Использовать информацию из различных источников о событиях истории Западной Азии в древности, о достижениях культуры Западной Азии в древности и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории Западной Азии в древности (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 2335731
ID 76711342 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Законы Хаммурапи», «Последствия завоеваний ассирийских царей»), тест «Западная Азия в древности», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы). |