Файл: Программа учебного предмета история основное общее образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИСТОРИЯ»

основное общее образование

Москва

2023

Оглавление





Тема

История как наука


Содержание темы

История как наука

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «исторический источник», «археология», «эра», «эпоха», «тысячелетие», «век»

1. Использовать понятия по теме «История как наука» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «История как наука» для понимания и анализа информации исторических текстов

  1. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с исторической хронологией и типами исторических источников

  2. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении мировой истории

  3. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении мировой истории




2. Определять длительность и последовательность исторических событий, явлений, процессов, соотносить их с историческими периодами мировой истории

2. Сравнивать между собой события мировой истории

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями мировой истории

3. Находить в учебных текстах и материалах информацию об исторических источниках разных типов, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу

3. Анализировать и использовать информацию из исторических источников для формирования собственной позиции по отношению к событиям мировой истории, аргументировать и защищать её (М)*

3. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления мировой истории (М)

4. Различать основные типы исторических источников и определять их особенности: письменные, вещественные, аудиовизуальные

4. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события мировой истории

4. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события мировой истории

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный исторический музей https://shm.ru/

  2. Палеонтологический музей https://www.paleo.ru/museum/

  3. Музей археологии Москвы https://mosmuseum.ru/association/archeology/contacts/

  4. Российский этнографический музей https://ethnomuseum.ru/

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий темы «История как наука»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2318440

ID 2318440

  1. Учебное пособие «История первобытного общества»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/composed_documents/76714079

ID 76714079

  1. Сценарий урока «Вводный урок. Откуда мы знаем, как жили наши предки»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1079921

ID 1079921

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: опрос, тест «История как наука», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы)




Тема

Первобытные собиратели и охотники


Содержание темы

Древнейшие люди. Первобытность. Зарождение религии и искусства. Появление человека разумного.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «первобытный человек», «орудие труда», «охота», «собирательство», «религиозные верования», «идол», «молитва», «жертва», «обряд», «боги», «духи», «человек разумный», «рубило», «сородич», «родовая община»

1. Использовать понятия по теме «Первобытные собиратели и охотники» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Первобытные собиратели и охотники» для интерпретации информации источников по древнейшей истории человечества

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни древнего человека

2. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству первобытных людей, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении культуры первобытных охотников и собирателей

3. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории первобытного общества.

4. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении первобытного общества

5. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении первобытного общества


2. Соотносить с эпохой первобытности события и процессы: появление древнейших людей, зарождение искусства и религиозных верований, появление человека разумного, зарождение родовой общины, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы, происходившие в различных регионах в эпоху палеолита

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами, происходившими в различных регионах в эпоху палеолита

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях и процессах, связанных с древнейшей историей человечества

3. Делать выводы о событиях и процессах древнейшей истории человечества, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах древнейшей истории человечества и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях и процессах, связанных с древнейшей историей человечества, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям и процессам древнейшей истории человечества, аргументировать и защищать её (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления древнейшей истории человечества (М)

5. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о расселении первобытных охотников и собирателей, представленную в явном виде

5. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях древнейшей истории человечества с данными исторической карты (М)

5. Давать оценку событиям древнейшей истории человечества на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

6. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей первобытных охотников и собирателей (М)

6. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах древнейшей истории человечества (М)

6. Выявлять проблемы исследования древнейшей истории человечества, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

7. Различать основные типы исторических источников по истории первобытных охотников и собирателей: вещественные, визуальные

7. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события древнейшей истории человечества

7. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события древнейшей истории человечества

8. Использовать предложенную учителем информацию о событиях и процессах истории первобытных охотников и собирателей и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

8. Использовать информацию из различных источников о событиях и процессах древнейшей истории человечества и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М)

8. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям древнейшей истории человечества (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный исторический музей Залы 1–4 https://shm.ru/

  2. Палеонтологический музей https://www.paleo.ru/museum/

  3. Российский этнографический музей https://ethnomuseum.ru/

  4. Государственный дарвиновский музей http://www.darwinmuseum.ru/

  5. Государственный природный биосферный заповедник «Шульган Таш». Виртуальный тур «Капова пещера» https://shulgan-tash.ru/pano/kapova2/tour.html

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий темы «Первобытные собиратели и охотники»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2310265

ID 2310265

  1. Сценарий урока «Древнейшие люди»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/465914

ID 465914

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Чем современный человек отличается от своих предков?», «Почему древние люди смогли приспособиться к жизни за пределами Африки?»), тест «Первобытные собиратели и охотники», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы).




Тема

Первобытные земледельцы и скотоводы


Содержание темы

Неолитическая революция. Счет лет в истории. Понятие «Древний мир»

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «земледелие», «скотоводство», «ремесло», «гончарный круг», «старейшина», «вождь», «племя», «знать», «век», «тысячелетие», «летоисчисление», «хронология»

1. Использовать понятия по теме «Первобытные земледельцы и скотоводы» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Первобытные земледельцы и скотоводы» для интерпретации информации источников по истории первобытных земледельцев и скотоводов

  1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни первобытного земледельца или скотовода

  2. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству первобытных людей, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении культуры первобытных земледельцев и скотоводов

  3. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории первобытного общества.

  4. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении первобытного общества

  5. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении первобытного общества




2. Соотносить с эпохой неолита события и процессы: переход к производящему хозяйству, появление ремесла, появление социального неравенства, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы эпохи неолита, происходившие в разных регионах

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами, происходившими в различных регионах в эпоху неолита

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях и процессах эпохи неолита

3. Делать выводы о событиях и процессах периода неолита, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории эпохи неолита и осуществлять их проверку путем привлечения дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях и процессах эпохи неолита, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям и процессам эпохи неолита, аргументировать и защищать её (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории эпохи неолита (М)

5. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о развитии земледелия и скотоводства, представленную в явном виде

5. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях и процессах эпохи неолита с данными исторической карты (М)

5. Давать оценку процессам эпохи неолита на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

6. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах эпохи неолита (М)

6. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с эпохой неолита (М)

6. Выявлять проблемы исследования эпохи неолита, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

7. Различать основные типы исторических источников по истории первобытных земледельцев и скотоводов: вещественные, визуальные

7. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих процессы истории первобытных земледельцев и скотоводов

7. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих процессы истории первобытных земледельцев и скотоводов

8. Использовать предложенную учителем информацию о событиях истории первобытных земледельцев и скотоводов, о достижениях культуры эпохи первобытных земледельцев и скотоводов и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

8. Использовать информацию из различных источников об исторических процессах эпохи неолита и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М)

8. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории первобытных земледельцев и скотоводов (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Музей Москвы https://mosmuseum.ru/exhibitions/p/osnovnaya-ekspozitsiya-2/

  2. Государственный исторический музей 1–4 https://shm.ru/

  3. Музей археологии Москвы https://mosmuseum.ru/association/archeology/

  4. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

  5. Российский этнографический музей https://ethnomuseum.ru/kollekcii/virtualnye-tury/

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий темы «Первобытные земледельцы и скотоводы»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2318441

ID 2318441

  1. Сценарий урока «Возникновение земледелия и скотоводства»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1070147

ID 1070147

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Образ жизни людей в древней земледельческой общине», «Причины перехода древних людей к земледелию и скотоводству»), тест «Первобытные земледельцы и скотоводы», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы).




Тема

Древний Египет


Содержание темы

Военные походы фараонов. Государство и общество Древнего Египта. Культура и искусство Древнего Египта. Религия древних египтян.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «государство», «царь», «пороги», «оазис», «дельта», «письменность», «папирус», «фараон», «вельможа», «бронза», «колесница», «пирамида», «сфинкс», «обелиск», «иероглиф», «храм», «жрец», «мумия», «саркофаг»

1. Использовать понятия по теме «Древний Египет» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Древний Египет» для интерпретации информации источников по истории Древнего Египта

  1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека - жителя Древнего Египта

  2. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении особенностей культуры Древнего Египта

  3. Понимать ценности мирового искусства при изучении культуры и искусства Древнего Египта

  4. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории Древнего Египта

  5. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории Древнего Египта

  6. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории Древнего Египта

  7. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей Древнего Египта




2. Соотносить с эпохой Древнего мира события: образование первых государств на территории Египта, объединение царств Северного и Южного Египта, военные походы фараонов, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события истории Древнего Египта с событиями истории других стран Древнего Востока

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями истории Древнего Египта и других стран Древнего Востока

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах истории Древнего Египта

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах, связанных с историей Древнего Египта, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории Древнего Египта и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории Древнего Египта, достижениях культуры, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям истории Древнего Египта, аргументировать и защищать её (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории Древнего Египта (М)

5. Описывать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Хеопса, Тутмоса, Эхнатона

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Хеопса, Тутмоса, Эхнатона по различным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Хеопса, Тутмоса, Эхнатона по нескольким критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Древнего Египта, представленную в явном виде


6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Древнего Египта с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории Древнего Египта на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Древнего Египта (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Древнего Египта (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории Древнего Египта, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории Древнего Египта: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события истории Древнего Египта

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события истории Древнего Египта

9. Использовать предложенную учителем информацию о событиях истории Древнего Египта, достижениях культуры Древнего Египта и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Использовать информацию из различных источников о событиях истории Древнего Египта, о достижениях культуры Древнего Египта и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории Древнего Египта (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина https://www.pushkinmuseum.art/media/virtual/index.php?lang=ru

  2. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

  3. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского. Коллекция «Древнеегипетское искусство» https://mkram.ru/ru/category/collections/drevneegipetskoe-iskusstvo/

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий темы «Древний Египет»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/composed_documents/76710864

ID 76710864

  1. Учебное пособие «Древний Египет»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/composed_documents/76710864

ID 76710864

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Мифы Древнего Египта», «Причины и последствия военных походов фараонов»), тест «Древний Египет», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы).




Тема

Западная Азия в древности


Содержание темы

Ассирийское государство. Библейские сказания. Древняя Палестина. Древнееврейское царство. Древний Вавилон. Правление Хаммурапи. Древняя Месопотамия. Шумеро-Аккадский период. Нововавилонское царство. Персидская держава. Финикия.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «держава», «таран», «Библия», «завет», «иудаизм», «пророк», «ковчег», «ростовщик», «законы», «клинопись», «кочевники», «восточная деспотия», «колония», «шумеры», «филистимляне»

1. Использовать понятия по теме «Западная Азия в древности» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Западная Азия в древности» для интерпретации информации источников по истории Западной Азии в древности

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Западной Азии в древности

2. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении особенностей культуры Западной Азии в древности

3. Понимать ценности мирового искусства при изучении культуры и искусства Западной Азии в древности

4. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории Западной Азии в древности

5. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории Западной Азии в древности

6. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории Западной Азии в древности

7. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей Западной Азии в древности


2. Соотносить с эпохой Древнего мира события: ассирийские завоевания, гибель Ассирийской державы, образование древнееврейского царства, строительство храма в Иерусалиме, издание законов Хаммурапи, появление первых городов и государств Двуречья, завоевания царя Кира, деятельность царя Дария I, основание Карфагена, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события истории Западной Азии в древности с событиями истории Древнего Египта

2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями в различных государствах Западной Азии в древности

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах истории Западной Азии в древности

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах, связанных с историей Западной Азии в древности, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории Западной Азии в древности и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории Западной Азии в древности, достижениях культуры, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям истории Западной Азии в древности, аргументировать и защищать её (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории Западной Азии в древности (М)

5. Описывать по предложенному плану деятельность исторических и легендарных личностей: Ашшурбанапала, Давида, Соломона, Хаммурапи, Кира, Дария I, Моисея, Иосифа

5. Давать оценку деятельности исторических и легендарных личностей: Ашшурбанапала, Давида, Соломона, Хаммурапи, Кира, Дария I, Моисея, Иосифа по различным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических и легендарных личностей: Ашшурбанапала, Давида, Соломона, Хаммурапи, Кира, Дария I, Моисея, Иосифа по нескольким критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Западной Азии в древности, представленную в явном виде

6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Западной Азии в древности с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории Западной Азии в древности на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Западной Азии в древности (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Западной Азии в древности (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории Западной Азии в древности, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории Западной Азии в древности: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события истории Западной Азии в древности

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события истории Западной Азии в древности

9. Использовать предложенную учителем информацию о событиях истории Западной Азии в древности, о достижениях культуры Западной Азии в древности и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Использовать информацию из различных источников о событиях истории Западной Азии в древности, о достижениях культуры Западной Азии в древности и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории Западной Азии в древности (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина https://www.pushkinmuseum.art/media/virtual/index.php?lang=ru

  2. Государственный музей Востока https://www.orientmuseum.ru/

  3. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий темы «Западная Азия в древности»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2335731

ID 2335731

  1. Учебное пособие «Западная Азия в древности»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/composed_documents/76711342

ID 76711342

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Законы Хаммурапи», «Последствия завоеваний ассирийских царей»), тест «Западная Азия в древности», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы).