Файл: Программа учебного предмета история основное общее образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема Древний Рим | ||||
Содержание темы Древняя Италия. Основание Рима. Римская республика. | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «этруски», «весталка», «патриции», «плебеи», «сенат», «консулы», «народные трибуны», «вето», «Марсово поле», «форум», «республика» | 1. Использовать понятия по теме «Древний Рим» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Древний Рим» для понимания и анализа информации исторических текстов по истории Древнего Рима | 1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. 2. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. 3. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. 4. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. 5. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. 6. Понимать ценности мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. | |
2. Соотносить с эпохой Древнего мира события: основание Рима, установление республики в Риме, нашествие галлов на Рим, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события истории Древнего Рима с событиями истории других государств Древнего мира | 2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями в различных государствах Древней Греции, Древнего Востока, Древнего Рима | ||
3.Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах, связанных с историей Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э., религии и культуре, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э., аргументировать и защищать её (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. (М) | ||
5. Описывать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Ромула, Тарквиния Гордого | 5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Ромула, Тарквиния Гордого по различным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Ромула, Тарквиния Гордого по нескольким критериям (М) | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э., представленную в явном виде | 6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы. (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э.: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. | ||
9. Использовать предложенную учителем информацию о событиях истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Использовать информацию из различных источников о событиях истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории Древнего Рима VIII–IV вв. до н. э. (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 2320464
ID 76711955 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Устройство Римской республики», «Кто такие галлы?»), тест «Древнейший Рим», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы). |
Тема Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | ||||
Содержание темы Завоевание Италии Римом. Завоевание Римом Средиземноморья. Земельные реформы братьев Гракхов. Поздняя республика. Пунические войны. Ганнибал. Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака. | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «легион», «триумф», «провинция», «император», «амфитеатр», «гладиатор» | 1. Использовать понятия по теме «Рим - сильнейшая держава Средиземноморья» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Рим - сильнейшая держава Средиземноморья» для интерпретации информации источников по истории Рима III – сер. I вв. до н. э. | 1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Древнего Рима III – сер. I вв. до н. э. 2. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории Древнего Рима III – сер. I вв. до н. э. 3. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории Древнего Рима III – сер. I вв. до н. э. 4. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории Древнего Рима III – сер. I вв. до н. э. 5. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей Древнего Рима III – сер. I вв. до н. э. | |
2. Соотносить с эпохой Древнего мира события: победа Рима над царем Пирром, завоевание Римом Сицилии, переход Ганнибала через Альпы, битвы при Каннах и Заме, завоевание римлянами Карфагена, завоевание Римом Греции и Македонии, принятие земельного закона Тиберия Гракха, гибель братьев Гракхов, восстание Спартака, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события истории Рима III – сер. I вв. до н. э. с событиями истории других государств Древнего мира | 2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями в различных государствах Древней Греции, Древнего Востока, Рима III – сер. I вв. до н. э. | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах истории Рима III – сер. I вв. до н. э. | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах, связанных с историей Рима III – сер. I вв. до н. э., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории Рима III – сер. I вв. до н. э. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории Рима III – сер. I вв. до н. э., представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям истории Рима III – сер. I вв. до н. э., аргументировать и защищать её (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории Рима III – сер. I вв. до н. э. (М) | ||
5. Описывать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Пирра, Ганнибала, Сципиона Африканского, Тиберия и Гая Гракхов, Спартака | 5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Пирра, Ганнибала, Сципиона Африканского, Тиберия и Гая Гракхов, Спартака по различным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Пирра, Ганнибала, Сципиона Африканского, Тиберия и Гая Гракхов, Спартака по нескольким критериям (М) | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Рима III – сер. I вв. до н. э., представленную в явном виде | 6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Рима III – сер. I вв. до н. э. с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории Рима III – сер. I вв. до н. э. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Рима III – сер. I вв. до н. э. (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Рима III – сер. I вв. до н. э. (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории Рима III – сер. I вв. до н. э., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории Рима III – сер. I вв. до н. э.: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события истории Рима III – сер. I вв. до н. э. | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события истории Рима III – сер. I вв. до н. э. | ||
9. Использовать предложенную учителем информацию о событиях истории Рима III – сер. I вв. до н. э. и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Использовать информацию из различных источников о событиях истории Рима III – сер. I вв. до н. э. и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории Рима III – сер. I вв. до н. э. (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 2320506
ID 1088644
ID 1034490 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Причины и последствия победы Рима в войне с Ганнибалом», «Положение рабов в Древнем Риме»), тест «Рим – сильнейшая держава Средиземноморья», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы). |
Тема Гражданские войны в Риме | ||||
Содержание темы Единовластие Юлия Цезаря. Падение Римской республики. Первая и вторая гражданская война в Риме. | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «гражданская война», «диктатор» | 1. Использовать понятия по теме «Гражданские войны в Риме» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Гражданские войны в Риме» для интерпретации информации источников по истории Древнего Рима I в. до н. э. | 1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека - жителя Древнего Рима I в. до н. э. 2. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории Древнего Рима I в. до н. э. 3. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории Древнего Рима I в. до н. э. 4. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории Древнего Рима I в. до н. э. 5. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей Древнего Рима III I в. до н. э. | |
2. Соотносить с эпохой Древнего мира события: установление диктатуры Суллы, завоевание Цезарем Галлии, гражданская война Цезаря против Помпея и его сторонников, установление диктатуры Юлия Цезаря, убийство Юлия Цезаря, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события истории Древнего Рима I в. до н. э. с событиями истории других государств Древнего мира | 2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями в различных государствах Древней Греции, Древнего Востока, Древнего Рима I в. до н. э. | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах истории Древнего Рима I в. до н. э. | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах, связанных с историей Древнего Рима I в. до н. э., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории Древнего Рима I в. до н. э. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории Древнего Рима I в. до н. э., представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям истории Древнего Рима I в. до н. э., аргументировать и защищать её (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории Древнего Рима I в. до н. э. (М) | ||
5. Описывать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Суллы, Юлия Цезаря, Гнея Помпея Великого | 5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Суллы, Юлия Цезаря, Гнея Помпея Великого по различным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Суллы, Юлия Цезаря, Гнея Помпея Великого по нескольким критериям (М) | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Древнего Рима I в. до н. э., представленную в явном виде | 6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Древнего Рима I в. до н. э. с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории Древнего Рима I в. до н. э. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Древнего Рима I в. до н. э. (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Древнего Рима I в. до н. э. (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории Древнего Рима I в. до н. э., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории Древнего Рима I в. до н. э.: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события истории Древнего Рима I в. до н. э. | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события истории Древнего Рима I в. до н. э. | ||
9. Использовать предложенную учителем информацию о событиях истории периода гражданских войн в Риме, о достижениях культуры Древнего Рима I в. до н. э. и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Использовать информацию из различных источников о событиях истории периода гражданских войн в Риме, о достижениях культуры Древнего Рима I в. до н. э. и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории Древнего Рима I в. до н. э. (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 2381976
ID 744035
ID 10274 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Диктатура Юлия Цезаря», «Причины победы Юлия Цезаря в гражданской войне»), тест «Гражданские войны в Риме», устный ответ. |
Тема Римская империя | ||||
Содержание темы Возникновение христианства. Христианская церковь. Наука и культура Древнего Рима. Падение Западной Римской империи. Поздняя Римская империя. Император Константин. Разделение империи на Западную и Восточную. Расцвет империи во II (2-м) веке н. э. Рим при Нероне. Соседи Римской империи. Установление императорской власти. Октавиан Август. | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «империя», «император», «преторианцы», «тиран», «колон», «бетон», «Великое переселение народов», «епископ», «Папа Римский», «античная культура», «арка», «термы», «христиане», «апостол», «Второе пришествие», «Страшный суд», «Евангелие» | 1. Использовать понятия по теме «Римская империя» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Римская империя» для интерпретации информации источников по истории Римской империи | 1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Римской империи 2. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении особенностей культуры Римской империи 3. Понимать ценности мирового искусства при изучении культуры и искусства Римской империи 4. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории Римской империи 5. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории Римской империи 6. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории Римской империи 7. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей Римской империи | |
2. Соотносить с эпохой Древнего мира события и процессы: зарождение и распространение христианства, битва на Каталаунских полях, взятие Рима вандалами, падение Западной Римской империи, основание Константинополя, легализация христианства, разделение Римской империи на Западную и Восточную, взятие Рима готами, завоевательные походы Траяна, гибель Нерона, битва в Тевтобургском лесу, гражданская война Октавиана против Марка Антония, установление императорской власти в Риме, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события истории Римской империи с событиями истории других государств Древнего мира | 2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями в различных государствах Древнего мира и Римской империи | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах истории Римской империи | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах, связанных с историей Римской империи, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории Римской империи и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории Римской империи, достижениях культуры, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям истории Римской империи, аргументировать и защищать её (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории Римской империи (М) | ||
5. Описывать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Октавиана Августа, Марка Антония, Вара, Арминия, Нерона, Траяна, Алариха, Стилихона, Гонория, Константина, Аттилы, Аэция, Иисуса Христа, творчество Вергилия | 5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Октавиана Августа, Марка Антония, Вара, Арминия, Нерона, Траяна, Алариха, Стилихона, Гонория, Константина, Аттилы, Аэция, Иисуса Христа, творчества Вергилия (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Октавиана Августа, Марка Антония, Вара, Арминия, Нерона, Траяна, Алариха, Стилихона, Гонория, Константина, Аттилы, Аэция по нескольким критериям (М) | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Римской империи, представленную в явном виде | 6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Римской империи с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории Римской империи на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Римской империи (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Римской империи (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории Римской империи, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории Римской империи: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события истории Римской империи | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события истории Римской империи | ||
9. Использовать предложенную учителем информацию о событиях истории Римской империи, о достижениях римской культуры последней трети I в. до н. э. – середины V в. н. э. и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Использовать информацию из различных источников о событиях истории Римской империи, о достижениях римской культуры последней трети I в. до н. э. – середины V в. н. э. и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории Римской империи (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 2338437
ID 1088707
ID 1088709 | |||
Оценочные процедуры | Контрольная работа по темам «Древнейшая Греция», «Полисы Греции», «Возвышение Афин», «Македонские завоевания», «Древний Рим», «Рим - сильнейшая держава Средиземноморья», «Гражданские войны в Риме», «Римская империя». Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Почему пала Западная Римская империя?», «Соседи Римской империи»), тесты «Установление императорской власти в Риме», «Падение Западной Римской империи», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы). |
Тема Раннее Средневековье | ||||
Содержание темы Арабский халифат. Византийская империя в VI – XI вв. Император Юстиниан. Возникновение государств у славян. Кирилл и Мефодий. Возникновение ислама. Аравия в VI – VII вв. Держава Каролингов. Правление Карла Великого. Западная Европа в IX – XI вв. Культура Византии. Культура Западной Европы в IX – XI вв. Образование германских варварских королевств. Битва при Пуатье. Понятие «Средние века». Великое переселение народов. Христианская церковь в раннее Средневековье. | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «бедуины», «ислам», «хиджра», «мечеть», «медресе», «халиф», «шариат», «икона», «фреска», «мозаика», «миниатюра», «скрипторий», «кириллица», «крестово-купольный храм», «князь», «король», «Каролингское возрождение», «феод», «феодал», «феодальная раздробленность», «сеньор», «вассал», «сословие», «барон», «герцог», «граф», «рыцарь», «майордом», «базилика», «романский стиль», «канон», «неф», «аббат», «духовенство», «монастырь», «монах», «церковь», «церковная десятина», «приход», «миряне», «домен», «норманны», «викинги», «паломник», «патриарх», «богословие», «датские деньги», «римское право», «алтарь», «апсида», «мусульмане», «хадж», «везирь», «султан», «имам», «житие» | 1. Использовать понятия по теме «Раннее Средневековье» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Раннее Средневековье» для интерпретации информации источников по истории V–XI вв. | 1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя раннесредневекового государства 2. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории государств раннего Средневековья 3. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории раннесредневековых государств 4. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории раннего Средневековья 5. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей раннего Средневековья 6. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении событий, связанных с христианизацией Европы, возникновением Арабского халифата. 7. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении событий и процессов событий эпохи Великого переселения народов 8. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры раннего Средневековья. 9. Понимать ценности отечественного и мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства раннего Средневековья. | |
2. Соотносить с периодом раннего Средневековья события и процессы: возникновение ислама, арабские завоевания, распад Арабского халифата, завоевания Юстиниана, войны Византийской империи с болгарами, возникновение Болгарского, Древнерусского, Польского, Чешского государств, Великоморавской державы, войны Карла Великого в Испании и Италии, войны Карла Великого с саксами, провозглашение империи Карла Великого, заключение Верденского договора, набеги викингов, создание славянской письменности Кириллом и Мефодием, образование королевств франков, лангобардов, битва при Пуатье, начало правления Пипина Короткого, образование Священной Римской империи, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории разных странах Европы в период Раннего Средневековья | 2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории разных странах Европы в период раннего Средневековья | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории раннего Средневековья, а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории раннего Средневековья, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории раннего Средневековья и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории раннего Средневековья, о достижениях раннесредневековой культуры, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории раннего Средневековья, особенностям раннесредневековой культуры (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории раннего Средневековья (М) | ||
5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: пророка Мухаммада, Ибн Сины (Авиценны), Юстиниана, просветителей Кирилла и Мефодия, Карла Великого, Альфреда Великого, Хлодвига, Карла Мартелла, Пипина Короткого, императора Оттона I, творчество Прокопия Кесарийского | 5. Давать оценку деятельности исторических личностей: пророка Мухаммада, Ибн Сины (Авиценны), Харуна ар-Рашида, Юстиниана, князя Симеона I, Болеслава Храброго, просветителей Кирилла и Мефодия, Карла Великого, Альфреда Великого, Хлодвига, Карла Мартелла, Пипина Короткого, императора Оттона I, Алкуина, творчества Прокопия Кесарийского по предложенным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических личностей: пророка Мухаммада, Ибн Сины (Авиценны), Харуна ар-Рашида, Юстиниана, князя Симеона I, Болеслава Храброго, просветителей Кирилла и Мефодия, Карла Великого, Альфреда Великого, Хлодвига, Карла Мартелла, Пипина Короткого, императора Оттона I, Алкуина, творчество Прокопия Кесарийского по нескольким самостоятельно выбранным критериям (М) | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории раннего Средневековья, представленную в явном виде. | 6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории раннего Средневековья с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории раннего Средневековья на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей раннего Средневековья (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах истории раннего Средневековья (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории раннего Средневековья, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории раннего Средневековья: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории раннего Средневековья | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории раннего Средневековья | ||
9. Представлять информацию о событиях и процессах истории раннего Средневековья, достижениях раннесредневековой культуры в форме простого плана, таблицы, схемы | 9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории раннего Средневековья, достижениях раннесредневековой культуры и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории раннего Средневековья (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 982445
ID 1109941
ID 1054759
ID 2122829
https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/538387/view ID:538387 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Средневековый Константинополь», «образование империи Карла Великого»), тесты «Возникновение и распад империи Карла Великого», «Возникновение ислама. Арабский халифат», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог. |