Файл: Программа учебного предмета история основное общее образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема

Россия в первой четверти XIX в.


Содержание темы

Внешняя политика Александра I. Венский конгресс и Священный союз. Заграничные походы русской армии. Присоединение Закавказья к России. Присоединение Финляндии к России. Тильзитский мир. Внутренняя политика 1815–1825 гг. Уставная грамота Н.Н. Новосильцева. Военные поселения. А.А. Аракчеев. Конституция царства Польского. Общественное движение при Александре I. Движение и восстание декабристов. Отечественная война 1812 года – важнейшее событие отечественной и мировой истории XIX в. М.И. Кутузов. Бородинская битва. Внутренняя политика Александра I в начале царствования. Реформы органов государственной власти при Александре I. М.М. Сперанский. Социально-экономическое развитие России при Александре I.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «декабристы», «либерализм», «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Русская правда», «Южное общество», «Северное общество», «автономия»,

«охранительные тенденции», «уставная грамота», «конституционный проект»,

«Отечественная война», «фураж», «флеши», «редут», «партизанское движение», «антифранцузская коалиция», «Венский конгресс», «Священный союз», «заграничные походы», «капиталистые крестьяне», «месячина», «военные поселения», «Негласный комитет», «Непременный совет», «Государственный совет», «вольные хлебопашцы», «аракчеевщина», «батарея»

1. Использовать понятия по теме «Россия в первой четверти XIX в.» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Россия в первой четверти XIX в.» для интерпретации информации источников по отечественной истории

  1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Российской империи первой четверти XIX в.

  2. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни Российской империи первой четверти XIX в.

  3. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа при изучении событий и процессов истории России первой четверти XIX в., например, Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии

  4. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, при изучении событий, процессов и явлений истории России первой четверти XIX в.

  5. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории России первой четверти XIX в.

  6. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории России первой четверти XIX в.: внешней и внутренней политики императора Александра I

  7. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории России первой четверти XIX в.

  8. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков российских исторических деятелей первой четверти XIX в.

  9. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении общественного движения первой четверти XIX в. в России: деятельности и восстания декабристов

  10. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении общественного движения, внутренней политики России первой четверти XIX в.



2. Соотносить с периодом Нового времени события и процессы: введение в Царстве Польском Конституции, введение военных поселений, создание проекта «Уставной грамоты Российской империи», разработка проектов решения крестьянского вопроса, переход Великой армии Наполеона через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, вступление французской армии в Москву, пожар в Москве, уход французской армии из Москвы, Тарутинский маневр, сражения при Малоярославце и при Березине, Русско-иранская война 1804–1813 гг., Русско-турецкая война 1806–1812 гг., битва под Аустерлицем, битва при Фридланде, Тильзитский мир, Заграничный поход русской армии, Венский конгресс, указ о вольных хлебопашцах, деятельность Негласного комитета, министерская реформа,

разработка проектов государственных преобразований М.М. Сперанского,

создание Государственного совета, деятельность тайных обществ декабристов, восстание декабристов, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории России с событиями и процессами истории стран Европы и Америки первой четверти XIX в.

2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями и процессами в России и в странах Европы и Америки в первой четверти XIX в., а также между историческими событиями и процессами истории России первой четверти XIX в. и важнейшими событиями российской истории XX – начала XXI вв.**

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории России первой четверти XIX в., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах российской истории

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории России первой четверти XIX в., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории России первой четверти XIX в. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории России первой четверти XIX в., представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории России первой четверти XIX в. (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории России первой четверти XIX в. (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Александра I, С.П. Трубецкого, Н.М. Муравьёва, П.И. Пестеля, Н.Н. Новосильцева, А.А. Аракчеева, В.П. Кочубея, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, М.Б. Барклая-де-Толли, Н.Н. Раевского, Д.В. Давыдова, М.М. Сперанского, П.А. Строганова, А.А. Чарторыйского, Н.М. Карамзина, И.Ф. Крузенштерна, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Александра I, С.П. Трубецкого, Н.М. Муравьёва, П.И. Пестеля, Н.Н. Новосильцева, А.А. Аракчеева, В.П. Кочубея, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, М.Б. Барклая-де-Толли, Н.Н. Раевского, Д.В. Давыдова, М.М. Сперанского, П.А. Строганова, А.А. Чарторыйского, А.П. Ермолова, Василисы Кожиной, Ф.В. Ростопчина, П.Г. Каховского, К.Ф. Рылеева, М.П. Бестужева-Рюмина, С.И. Муравьёва-Апостола, Н.М. Карамзина, И.Ф. Крузенштерна, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Александра I, С.П. Трубецкого, Н.М. Муравьёва, П.И. Пестеля, Н.Н. Новосильцева, А.А. Аракчеева, В.П. Кочубея, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, М.Б. Барклая-де-Толли, Н.Н. Раевского, Д.В. Давыдова, М.М. Сперанского, П.А. Строганова, А.А. Чарторыйского, А.П. Ермолова, Василисы Кожиной, Ф.В. Ростопчина, П.Г. Каховского, К.Ф. Рылеева, М.П. Бестужева-Рюмина, С.И. Муравьёва-Апостола, Н.М. Карамзина, И.Ф. Крузенштерна, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева по самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории России в первой четверти XIX в., представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории России в первой четверти XIX в. с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории России в первой четверти XIX в. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах, связанных с историей России в первой четверти XIX в. (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах истории России в первой четверти XIX в. (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории России в первой четверти XIX в., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории России в первой четверти XIX в.: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России в первой четверти XIX в.

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России в первой четверти XIX в.

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории России в первой четверти XIX в. в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях, процессах и явлениях истории России в первой четверти XIX в. и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории России в первой четверти XIX в. (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

** – данный образовательный результат способствует достижению предметного результата ФГОС «Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX – начала XXI вв. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е годы, возрождение страны с 2000-х годов, воссоединение Крыма с Россией 2014 года); характеризовать итоги и историческое значение событий».

Для достижения образовательного результата может быть использовано следующее предметное содержание курса истории России XX – начала XXI вв.:

Великая Отечественная война (1941–1945 гг.): план «Барбаросса» и цели гитлеровской Германии в войне с СССР. Нападение на СССР 22 июня 1941 г. Причины отступления Красной Армии в первые месяцы войны. «Всё для фронта! Все для победы!»: мобилизация сил на отпор врагу и перестройка экономики на военный лад. Битва за Москву. Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Срыв германских планов молниеносной войны. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Массовый героизм советских людей, представителей всех народов СССР, на фронте и в тылу. Организация борьбы в тылу врага: партизанское движение и подпольщики. Освобождение оккупированной территории СССР. Белорусская наступательная операция (операция «Багратион») Красной Армии. СССР и союзники. Ленд-лиз. Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Источники Победы советского народа. Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны. Решающая роль СССР в победе антигитлеровской коалиции. Дни воинской славы и памятные даты в России.

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Музей панорама «Бородинская битва» http://1812panorama.ru/

  2. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник https://www.borodino.ru/ekspozitsii/slavsya-vvek-borodino/

  3. Государственный центральный музей современной истории России https://www.sovrhistory.ru/exhibitions/virtual/uznikisvobody/index.php

  4. Государственный исторический музей. Музей Отечественной войны 1812 года https://shm.ru/museum/mov/

  5. Государственный исторический музей. Онлайн спецпроект «Жены декабристов» https://dec.shm.ru/

  6. Российский этнографический музей https://ethnomuseum.ru/

  7. Государственный исторический музей. Залы 28–29, 31 https://shm.ru/

  8. Музей – панорама «Бородинская битва». Виртуальная выставка «Бог – Рати – Он!» https://panoramaborodino.museum-online.moscow/entity/EXHIBITION/3957320

  9. Музей – панорама «Бородинская битва». Виртуальная выставка «Довершить поражение неприятеля...» http://www.1812panorama.ru/virtual/zp.html

  10. Музей – панорама «Бородинская битва». Виртуальная выставка «Прекрасное начало!» https://panoramaborodino.museum-online.moscow/entity/EXHIBITION/4181299

  11. Музей – панорама «Бородинская битва». Виртуальная выставка «Полководец трёх царствований» https://panoramaborodino.museum-online.moscow/entity/EXHIBITION/3750339?index=31

  12. Музей политической истории России. Виртуальный тур. Восстание 14 декабря 1825 г. http://tour.polithistory.ru/gallery/#176

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Александр I: Начало правления. Реформы М. М. Сперанского»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1308959

ID 1308959

  1. Сценарий урока «Внешняя политика Александра I в 1801–1812 гг.»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/12789

ID 12789

  1. Сценарий урока «Отечественная война 1812 г.»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/929127

ID 929127

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Бородинская битва», «Конституционные проекты декабристов»), тесты «Отечественная война 1812 г.», «Внутренняя политика Александра I», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Россия во второй четверти XIX в.


Содержание темы

Внешняя политика Николая I. Оборона Севастополя. Э.И. Тотлебен. В.И. Истомин. В.А. Корнилов. П.С. Нахимов. Крымская война. Внутренняя политика Николая I. Создание Свода законов Российской империи. Теория официальной народности С.С. Уварова. Культура Российской империи в первой половине XIX века. Национальная и религиозная политика Николая I. Польское восстание 1830–1831 гг. Кавказская война. Общественное движение в России второй четверти XIX вв. Западники и славянофилы. Социально-экономическое развитие в период царствования Николая I. Начало промышленного переворота и его особенности в России.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «теория официальной народности», «славянофилы», «западники», «радикализм», «разночинцы», «петрашевцы», «Собственная его императорского величества канцелярия», «корпус жандармов», «обязанные крестьяне», «картофельный бунт», «почётные граждане», «русско-византийский стиль», «приходские училища», «уездные училища», «мюридизм», «восточный вопрос», «черта осёдлости», «униатская церковь», «малый жуз», «средний жуз», «большой жуз», «газават», «аул», «старообрядческие согласия», «романтизм», «реализм», «ампир», «цензура», «литературный салон», «Царскосельский лицей»

1. Использовать понятия по теме «Россия во второй четверти XIX в.» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Россия во второй четверти XIX в.» для интерпретации информации источников по отечественной истории

  1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Российской империи второй четверти XIX в.

  2. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни Российской империи второй четверти XIX в.

  3. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа при изучении событий и процессов истории России второй четверти XIX в., например, искусства и культуры России этого периода, героизма русских воинов в ходе Крымской войны, достижений российской военной мысли.

  4. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, при изучении событий, процессов и явлений истории России второй четверти XIX в.

  5. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории России второй четверти XIX в.

  6. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории России второй четверти XIX в.: внешней и внутренней политики императора Николая

  7. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории России второй четверти XIX в.

  8. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков российских исторических деятелей второй четверти XIX в.

  9. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении общественного движения второй четверти XIX в. в России

  10. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении общественного движения, внутренней политики России второй четверти XIX в.

  11. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры России и ее народов во второй четверти XIX в.

  12. Понимать ценности отечественного и мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства России во второй четверти XIX в.




2. Соотносить с периодом Нового времени события и процессы: развитие общественного движения в России во второй четверти XIX в., создание Собственной его императорского величества канцелярии, публикация «Полного собрания законов Российской империи», реформа управления государственными крестьянами, издание указа «Об обязанных крестьянах», инвентарная реформа, Кавказская война, Русско-турецкая война 1828–1829 гг., Русско-иранская война 1826–1828 гг., Крымская война, Первая оборона Севастополя, восстание в Царстве Польском 1830–1831 гг., отмена польской Конституции, начало промышленного переворота в России, деятельность Секретных комитетов по крестьянскому вопросу, денежная реформа Е.Ф. Канкрина, введение «Чугунного устава», строительство Царскосельской железной дороги, реконструкция Москвы, строительство Исаакиевского собора, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории России с событиями и процессами истории стран Европы и Америки второй четверти XIX в.

2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями и процессами в России и странах Европы и Америки во второй четверти XIX в., а также между историческими событиями и процессами истории России второй четверти XIX в. и важнейшими событиями российской истории XX – начала XXI вв.**

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории России во второй четверти XIX в., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах российской истории

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории России во второй четверти XIX в., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории России во второй четверти XIX в. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории России во второй четверти XIX в., о достижениях российской культуры первой половины XIX в., представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории России во второй четверти XIX в., особенностям российской культуры первой половины XIX в. (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории России во второй четверти XIX в. (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Николая I, С.С. Уварова, М.П. Погодина, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина, Т.Н. Грановского, В.Г. Белинского, В.П. Боткина, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, П.Д. Киселёва, Е.Ф. Канкрина, А.Х. Бенкендорфа, М.М. Сперанского, Н.И. Лобачевского, Н.И. Пирогова, А.П. Ермолова, Шамиля, И.Ф. Паскевича, П.С. Нахимова, Петра Кошки, Дарьи Севастопольской, Э.И. Тотлебена, Н.И. Костомарова, творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.А. Жуковского, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, А.Д. Захарова, А.Н. Воронихина, К.И. Росси, К.А. Тона, Т.Г. Шевченко, А.С. Грибоедова, О.И. Бове, В.И. Даля, И.К. Айвазовского, П.Я. Чаадаева

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Николая I, С.С. Уварова, М.П. Погодина, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина, Т.Н. Грановского, В.Г. Белинского, В.П. Боткина, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, П.Д. Киселёва, Е.Ф. Канкрина, А.Х. Бенкендорфа, М.М. Сперанского, Н.И. Лобачевского, Н.И. Пирогова, А.П. Ермолова, Шамиля, И.Ф. Паскевича, И.И. Дибича, П.С. Нахимова, А.С. Меншикова, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, Петра Кошки, Дарьи Севастопольской, Э.И. Тотлебена, Н.И. Костомарова, творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.А. Жуковского, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, А.Д. Захарова, А.Н. Воронихина, К.И. Росси, К.А. Тона, Т.Г. Шевченко, А.С. Грибоедова, О.И. Бове, В.И. Даля, И.К. Айвазовского, П.Я. Чаадаева по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Николая I, С.С. Уварова, М.П. Погодина, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина, Т.Н. Грановского, В.Г. Белинского, В.П. Боткина, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, П.Д. Киселёва, Е.Ф. Канкрина, А.Х. Бенкендорфа, М.М. Сперанского, Н.И. Лобачевского, Н.И. Пирогова, А.П. Ермолова, Шамиля, И.Ф. Паскевича, И.И. Дибича, П.С. Нахимова, А.С. Меншикова, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, Петра Кошки, Дарьи Севастопольской, Э.И. Тотлебена, Н.И. Костомарова, творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.А. Жуковского, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, А.Д. Захарова, А.Н. Воронихина, К.И. Росси, К.А. Тона, Т.Г. Шевченко, А.С. Грибоедова, О.И. Бове, В.И. Даля, И.К. Айвазовского, П.Я. Чаадаева по самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории России второй четверти XIX в., представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории России во второй четверти XIX в. с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории России во второй четверти XIX в. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах, связанных с историей России во второй четверти XIX в. (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах истории России во второй четверти XIX в. (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории России во второй четверти XIX в., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории России во второй четверти XIX в.: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России во второй четверти XIX в.

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России во второй четверти XIX в.

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории России во второй четверти XIX в., достижениях российской культуры первой половины XIX в. в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории России во второй четверти XIX в., достижениях российской культуры первой половины XIX в. и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории России во второй четверти XIX в. (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

** – данный образовательный результат способствует достижению предметного результата ФГОС «Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX – начала XXI вв. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е годы, возрождение страны с 2000-х годов, воссоединение Крыма с Россией 2014 года); характеризовать итоги и историческое значение событий».

Для достижения образовательного результата может быть использовано следующее предметное содержание курса истории России XX – начала XXI вв.:

Великая Отечественная война (1941–1945 гг.): Оборона Крыма. Оборона Севастополя. Освобождение оккупированной территории СССР.

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля https://goslitmuz.ru/museums/dom-muzey-a-i-gertsena/

  2. Российский этнографический музей https://ethnomuseum.ru/

  3. Дом Н.В. Гоголя – мемориальный музей и научная библиотека https://gogol.museum-online.moscow/

  4. Музей Н.В. Гоголя https://www.domgogolya.ru/museum/virtual_tour/

  5. Саратовский государственный художественный музей https://radmuseumart.ru/

  6. Государственная Третьяковская галерея https://www.tretyakovgallery.ru/

  7. Виртуальная выставка «Русский романтизм. Графика» https://tropinin.museum-online.moscow/entity/EXHIBITION/574454?index=0

  8. Всероссийский музей А.С. Пушкина http://www.museumpushkin.ru/index.html

  9. Государственный исторический музей. Зал 32 https://shm.ru/

  10. Российский национальный музей музыки https://music-museum.ru/

  11. Музей - заповедник А.С. Грибоедова https://khmelita.com/

  12. Виртуальный Русский музей. Виртуальный тур «Николай I» https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/virtual_tours/virtualniy_tur_nikolay_1/index.php

  13. Государственный мемориальный историко – литературный и природно – ландшафтный музей заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинский заповедник) https://www.pushkinland.ru/

  14. Музей военной формы. Выставка «Артефакты Крымской войны 1853 – 1856 гг.» https://museum-vf.ru/

  15. Экспозиция Историко-технического музея «Дом Черепановых» https://museums-atlas.cityscanner.ru/pano/cherepanovy/tour.html

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/416921

ID 416921

  1. Сценарий урока «Социально-экономическое развитие станы во второй четверти XIX в.»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1438075

ID 1438075

  1. Сценарий урока «Внешняя политика Николая I. Крымская война 1853–1856 гг.»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1465213

ID 1465213

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I», «Крымская война: причины, ход и последствия»), тесты «Внешняя политика Николая I», «Внутренняя политика Николая I», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Россия в эпоху Великих реформ


Содержание темы

Великие реформы 1860 – 1870-х гг. Крестьянская реформа. Отмена крепостного права. Земская и городская реформы. Судебная реформа Александра II. М.Т. Лорис-Меликов. Военная реформа Александра II. Внешняя политика Александра II. М.Д. Скобелев. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Парижский мир и конец Венской системы международных отношений. Присоединение Средней Азии к Российской империи. Национальная и религиозная политика Александра II. Польское восстание 1863–1864 гг. Общественное движение в России во второй половине XIX в. Народники. Деятельность «Народной воли». Убийство Александра II. Социально-экономическое развитие России в период правления Александра II.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «генерал–губернаторство», «панславизм», «нигилизм», «народничество», «хождение в народ», «нечаевщина», «анархизм», «терроризм», «отрезки», «прирезки», «выкупные платежи», «губернские комитеты», «временнообязанные», «земские собрания», «земские управы», «городская дума», «городская управа», «всесословная воинская повинность», «мировой посредник», «присяжные заседатели», «земство», «гласность», «чересполосица»

1. Использовать понятия по теме «Россия в эпоху великих реформ» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Россия в эпоху великих реформ» для интерпретации информации источников по отечественной истории

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Российской империи 1860-1870-х гг.

2. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни Российской империи эпохи Великих реформ

3. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа при изучении событий и процессов истории России 1860–1870-х гг., например, искусства и культуры России этого периода, героизма русских воинов в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., достижений российской военной мысли

4. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, при изучении событий, процессов и явлений истории России эпохи Великих реформ

5. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории России в 1860-1870-е гг.

6. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории России в эпоху Великих реформ: внешней и внутренней политики императора Александра II

7. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории России в 1860-1870-е гг.

8. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков российских исторических деятелей 1860-1870-х гг.

9. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении общественного движения 1860-1870-х гг. в России, в том числе деятельности народовольцев

10. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении общественного движения в России в 1860-1870-е гг., в том числе деятельности народовольцев


2. Соотносить с периодом Нового времени события и процессы: Польское восстание 1863–1864 гг., отмена нейтрализации Чёрного моря, присоединение Средней Азии к России, подписание Айгунского договора, подписание Пекинского договора, определение границ с Японией, продажа российских североамериканских территорий, Русско-турецкая война 1877–1878 гг., Берлинский конгресс, деятельность и раскол «Земли и воли», деятельность «Народной воли» и «Чёрного передела», покушения на Александра II и его убийство, изменения в национальной политике самодержавия, рост железнодорожного строительства, формирование рынка свободной рабочей силы, рост численности городского населения, отмена крепостного права, Земская реформа, Городская реформа, реформа системы образования, Судебная реформа, проведение военной реформы, завершение Кавказской войны, заключение «Союза трёх императоров», определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории России с событиями и процессами истории стран Европы и Америки в 1860–1870-е гг.

2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями и процессами в России и в странах Европы и Америки в 1860–1870-е гг., а также между историческими событиями и процессами истории России 1860–1870-х гг. и важнейшими событиями российской истории XX – начала XXI вв.**

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории России в эпоху великих реформ, а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах российской истории

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории России в эпоху великих реформ, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории России в эпоху великих реформ и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории России в эпоху великих реформ, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории России в эпоху великих реформ (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории России в эпоху великих реформ (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Александра II, А.М. Горчакова, К.П. Кауфмана, М.Д. Скобелева, М.Т. Лорис-Меликова, М.Н. Каткова, Н.Г. Чернышевского, С.Г. Нечаева, М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачёва, Г.В. Плеханова, С.Л. Перовской, В.И. Засулич, Н.А. и Д.А. Милютиных, Н.Г. Столетова, Я.И. Ростовцева, С.М. Соловьёва

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Александра II, А.М. Горчакова, К.П. Кауфмана, М.Д. Скобелева, Н.Н. Муравьёва-Амурского, М.Т. Лорис – Меликова, М.Н. Каткова, Н.Г. Чернышевского, С.Г. Нечаева, М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачёва, Г.В. Плеханова, С.Л. Перовской, В.И. Засулич, Н.А. Милютина, великого князя Константина Николаевича, М.Д. Скобелева, Н.Г. Столетова, Я.И. Ростовцева, С.М. Соловьёва, Н.М. Пржевальского, П.П. Семёнова-Тян-Шанского по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Александра II, А.М. Горчакова, К.П. Кауфмана, М.Д. Скобелева, Н.Н. Муравьёва-Амурского, М.Т. Лорис – Меликова, М.Н. Каткова, Н.Г. Чернышевского, С.Г. Нечаева, М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачёва, Г.В. Плеханова, С.Л. Перовской, В.И. Засулич, Н.А. Милютина, великого князя Константина Николаевича, М.Д. Скобелева, Н.Г. Столетова, Я.И. Ростовцева, С.М. Соловьёва, Н.М. Пржевальского, П.П. Семёнова-Тян-Шанского по самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории России в эпоху великих реформ, представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях и процессах истории России эпоху великих реформ с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории России в эпоху великих реформ на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах, связанных с историей России в эпоху великих реформ (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах истории России в эпоху великих реформ (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории России в эпоху великих реформ, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории России в эпоху великих реформ: письменные, вещественные, аудиовизуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России в эпоху великих реформ

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России в эпоху великих реформ

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории России в эпоху великих реформ в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях, процессах и явлениях истории России в эпоху великих реформ и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории России в эпоху великих реформ (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

** – данный образовательный результат способствует достижению предметного результата ФГОС «Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX – начала XXI вв. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е годы, возрождение страны с 2000-х годов, воссоединение Крыма с Россией 2014 года); характеризовать итоги и историческое значение событий».

Для достижения образовательного результата может быть использовано следующее предметное содержание курса истории России XX – начала XXI вв.:

Распад СССР. Становление новой России (1992—1999 гг.): Сложные 1990-е гг. Трудности и просчёты экономических преобразований в стране. Совершенствование новой российской государственности. Угроза государственному единству.

Российская Федерация в начале XXI века: на пути восстановления и укрепления страны. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве. Борьба с терроризмом. Укрепление Вооружённых Сил РФ. Приоритетные национальные проекты. Восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях.


Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный исторический музей. Зал 33–34 https://shm.ru/

  2. Липецкий Областной Краеведческий Музей. Дом - музей Г.В. Плеханова https://museums-48.ru/index.php/muzei/dom-muzej-g-v-plekhanova

  3. Виртуальный Русский музей https://rusmuseumvrm.ru/index.php

  4. Музей-усадьба П.П. Семенова-Тян-Шанского https://usadba-ryazanka.ru/

  5. Государственный Владимиро – Суздальский историко – архитектурный и художественный музей – заповедник. Виртуальная выставка «Крещён огнем и делом» https://vladmuseum.ru/ru/virtual/stoletov/

  6. Музей истории Российских реформ им. П. А. Столыпина. Интерактивная лента времени http://museumreforms.ru/

  7. Музей политической истории России. Виртуальный тур. Великие реформы http://tour.polithistory.ru/gallery/#181

  8. Музей политической истории России. Виртуальный тур. «Охота» на императора Александра II http://tour.polithistory.ru/gallery/#186

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. 9 класс.»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1057878

ID 1057878

  1. Сценарий урока «Александр II и отмена крепостного права»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/21883

ID 21883

  1. Сценарий урока «Великие реформы Александра II»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1463790

ID 1463790

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Русско-турецкая война 1877–1878 гг.», «Деятельность «Народной воли»»), тесты «Реформы Александра II», «Внешняя политика Александра II», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Россия в 1880–1890-е годы


Содержание темы

Внешняя политика Александра III. Внутренняя политика Александра III. Контрреформы. Национальная и религиозная политика Александра III. К.П. Победоносцев. Культура Российской империи второй половины XIX в. Этнокультурный облик империи во второй половине XIX в. Общественное движение в России в 1880 – 1890-х гг. Социально-экономическое развитие России в 1880 – 1890-е гг. Промышленный подъём на рубеже XIX–XX вв. Индустриализация и урбанизация. Изменения в социальной структуре общества России.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «неорусский стиль», «эклектика», «передвижники», «Тройственный союз», «таможенная война», «капиталистический путь», «акциз», «концессия», «контрреформы», «циркуляр о кухаркиных детях», «рабочее законодательство», «расчётные книжки», «стачка», «золотой стандарт», «крестьянский поземельный банк», «дворянский земельный банк», «русификация», «охранка», «Могучая кучка»

1. Использовать понятия по теме «Россия в 1880–1890-е годы» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Россия в 1880–1890-е годы» для интерпретации информации источников по отечественной истории

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека - жителя Российской империи 1880-1890-х гг.

2. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни Российской империи в 1880-1890-х гг.

3. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, технологиям, трудовым достижениям народа при изучении событий и процессов истории России в 1880-1890-х гг., например, искусства и культуры России этого периода.

4. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, при изучении событий, процессов и явлений истории России 1880-1890-х гг.

5. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории России 1880-1890-х гг.

6. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории России 1880-1890-х гг.: внешней и внутренней политики императора Александра III

7. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории России 1880-1890-х гг.

8. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков российских исторических деятелей 1880-1890-х гг.

9. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры России и ее народов во второй половине XIX в.

10. Понимать ценности отечественного и мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства России во второй половине XIX в.

11. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении общественного движения 1880-1890-х гг. в России

12. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении общественного движения 1880-1890-х гг. в России



2. Соотносить с периодом Нового времени события и процессы: заключение русско-французского союза, разгром революционных организаций», создание группы «Освобождение труда», создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», реформирование налоговой системы, строительство Транссибирской магистрали, издание манифеста «О незыблемости самодержавия», ограничение полномочий земств, издание «циркуляра о кухаркиных детях», принятие закона «О прекращении временнообязанного состояния», политика русификации в западных губерниях, Морозовская стачка, заключение «Договора перестраховки», установление границ России и Афганистана, определять их длительность и последовательность.

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории России с событиями и процессами истории стран Европы и Америки в 1880–1890-е гг.

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории России, стран Европы и Америки в 1880–1890-е гг., а также между историческими событиями и процессами истории России 1880–1890-х гг. и важнейшими событиями российской истории XX – начала XXI вв.**

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории России в 1880–1890-е гг., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах российской истории

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории России в 1880–1890-е гг., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории России в 1880–1890-е гг. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории России в 1880–1890-е гг., о достижениях российской культуры второй половины XIX в., представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории России в 1880–1890-е гг., особенностям российской культуры второй половины XIX в. (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории России в 1880–1890-е гг. (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, И.И. Мечникова, А.С. Попова, В.О. Ключевского, Александра III, К.П. Победоносцева, С.Ю. Витте, Г.В. Плеханова, Ю.О. Мартова, В.И. Ульянова (Ленина), В.И. Вернадского, творчество А.Н. Островского, И.Е. Репина, В.В. Верещагина, В.М. Васнецова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, В.Г. Перова

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, И.И. Мечникова, А.С. Попова, В.О. Ключевского, Александра III, К.П. Победоносцева, С.Ю. Витте, Н.К. Гирса, Г.В. Плеханова, Ю.О. Мартова, В.И. Ульянова (Ленина), Ф.А. Головина, В.И. Вернадского, творчества А.Н. Островского, И.Е. Репина, В.В. Верещагина, В.М. Васнецова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, В.О. Шервуда по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, И.И. Мечникова, А.С. Попова, В.О. Ключевского, Александра III, К.П. Победоносцева, С.Ю. Витте, Н.К. Гирса, Г.В. Плеханова, Ю.О. Мартова, В.И. Ульянова (Ленина), Ф.А. Головина, В.И. Вернадского, творчество А.Н. Островского, И.Е. Репина, В.В. Верещагина, В.М. Васнецова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, В.О. Шервуда по самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории России в 1880–1890-е гг., представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях и процессах истории России в 1880–1890-е гг. с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории России в 1880–1890-е гг. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах, связанных с историей России в 1880–1890-е гг. (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах истории России в 1880–1890-е гг. (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории России в 1880–1890-е гг., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории России в 1880–1890-е гг.: письменные, вещественные, аудиовизуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России в 1880–1890-е гг.

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России в 1880–1890-е гг.

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории России в 1880–1890-е гг., достижениях российской культуры второй половины XIX в. в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях, явлениях и процессах истории России в 1880–1890-е гг., о достижениях российской культуры второй половины XIX в. и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории России в 1880–1890-е гг. (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

** – данный образовательный результат способствует достижению предметного результата ФГОС «Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX – начала XXI вв. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е годы, возрождение страны с 2000-х годов, воссоединение Крыма с Россией 2014 года); характеризовать итоги и историческое значение событий».

Для достижения образовательного результата может быть использовано следующее предметное содержание курса истории России XX – начала XXI вв.:

Российская Федерация на современном этапе: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни», «Экономический рост» — основные направления национальных проектов 2019–2024 гг. Реализация крупных экономических проектов (строительство Крымского моста, трубопроводов «Сила Сибири», «Северный поток» и др.).

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Российский национальный музей музыки https://music-museum.ru/

  2. Государственная Третьяковская галерея https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/dom-muzey-v-vasnetsova

  3. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина https://www.gctm.ru/

  4. Специальный проект Государственного исторического музея «Александр III Миротворец» https://shm.ru/aleksandr/

  5. Государственный музей Л.Н. Толстого https://tolstoymuseum.ru/

  6. Виртуальный Русский музей https://rusmuseumvrm.ru/index.php

  7. Музей – усадьба Л.Н. Толстого «Ясная поляна». Виртуальный тур http://yap.vm.culture.ru/main/

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Александр III: особенности внутренней политики»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/472714

ID 472714

  1. Сценарий урока «Перемены в экономике и социальном строе»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/956834

ID 956834

  1. Сценарий урока «Общес­твенное дви­же­ние в 1880-х - первой по­ло­ви­не 1890-х го­дов»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1549339

ID 1549339

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Строительство Транссибирской магистрали», «Контрреформы Александра III»), тест «Внутренняя политика Александра III», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия развития


Содержание темы

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904–1905 гг. Портсмутский мир. Тройственный союз и Антанта. «Большая азиатская программа». Внутренняя политика Николая II в начале XX в. Деятельность I и II Государственной думы. А.И. Гучков. П.Н. Милюков. Культура Российской империи в начале XX в. «Серебряный век». Общественное и политическое развитие страны в 1907–1914 гг. Деятельность политических партий России в 1907–1914 гг. Политический терроризм в России в начале XX в. Избирательный закон 3 июня 1907 г. Общественно-политические движения в начале XX века. В.И. Ленин. Первая российская революция 1905–1907 гг. Манифест 17 октября 1905 г. Реформирование политической системы. Начало парламентаризма в России. Реформы П.А. Столыпина. Социально-экономическое развитие России в 1894–1914 гг. С.Ю. Витте. Социальная структура российского общества начала XX в. Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «черносотенцы», «эсеры», «кадеты», «октябристы», «большевики», «меньшевики», «картель», «синдикат», «трест», «монополия», «зубатовский социализм», «черта осёдлости», «акмеизм», «футуризм», «символизм», «импрессионизм», «модерн», «Серебряный век», «Антанта», «Тройственный союз», «Гаагская конференция», «КВЖД», «национальные курии», «военно-полевые суды», «отруб», «хутор», «малоземельные районы», «Третьеиюньская монархия», «парламентаризм», «трудовики», «фракция», «кровавое воскресенье», «стачка», «Советы рабочих депутатов»

1. Использовать понятия по теме «Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия развития» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия развития» для интерпретации информации источников по отечественной истории

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Российской империи конца XIX – начала XX вв. 2. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни Российской империи конца XIX – начала XX вв.

3. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа при изучении событий и процессов истории России конца XIX – начала XX вв., например, искусства и культуры России этого периода, героизма русских воинов в ходе Русско-японской войны.

4. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, при изучении событий, процессов и явлений истории России конца XIX – начала XX вв.

5. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории России конца XIX – начала XX вв.

6. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории России конца XIX – начала XX вв.: внешней и внутренней политики императора Николая II

7. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории России конца XIX – начала XX вв.

8. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков российских исторических деятелей конца XIX – начала XX вв.

9. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении общественного движения конца XIX – начала XX вв. в России, деятельности революционных партий, событий Первой русской революции

10. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении общественного движения конца XIX – начала XX вв. в России, деятельности революционных партий, событий Первой русской революции

12. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры Серебряного века в России, а также культуры народов России конца XIX – начала XX вв.

13. Понимать ценности отечественного искусства и мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры Серебряного века, искусства народов России конца XIX – начала XX вв.


2. Соотносить с периодом Нового времени такие события и процессы: издание Манифеста 17 октября 1905 г., образование легальных политических партий, денежная реформа 1897 г., экономический кризис 1900–1903 гг., аграрная реформа П.А. Столыпина, ограничение автономии Финляндии, Гаагская конференция, договор об оборонительном союзе с Китаем, строительство КВЖД, аренда Порт-Артура, Русско-японская война 1904–1905 гг., «кровавое воскресенье», принятие «Основных государственных законов Российской империи», деятельность и роспуск I и II Государственной Думы, «третьеиюньский переворот», Иваново-Вознесенские стачки, восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический», создание Совета министров, Декабрьское вооружённое восстание в Москве, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории России с событиями и процессами всеобщей истории на рубеже XIX–XX вв.

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями, процессами истории России и всеобщей истории на рубеже XIX–XX вв., а также между историческими событиями и процессами истории России рубежа XIX–XX вв. и важнейшими событиями российской истории XX – начала XXI вв.**

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории России на рубеже XIX–XX вв., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах российской истории

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории России на рубеже XIX–XX вв., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории России на рубеже XIX–XX вв. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории России на рубеже XIX–XX вв., о достижениях российской культуры Серебряного века, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории России на рубеже XIX–XX вв., особенностям российской культуры Серебряного века (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории России на рубеже XIX–XX вв. (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: П.Н. Милюкова, А.И. Гучкова, В.И. Ленина, Ю.О. Мартова, В.М. Чернова, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина, Николая II, С.В. Зубатова, К. Э. Циолковского, С.Д. Сазонова, С.О. Макарова, Г.А. Гапона, К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, С.П. Дягилева, творчество И.А. Бунина, А.А. Блока, Н.С. Гумилёва, В.В. Маяковского, М.А. Врубеля, Ф.О. Шехтеля, М. Горького, А.П. Чехова

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: П.Н. Милюкова, А.И. Гучкова, В.И. Ленина, Ю.О. Мартова, В.М. Чернова, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина, Николая II, В.К. Плеве, С.В. Зубатова, К. Э. Циолковского, С.Д. Сазонова, С.О. Макарова, З.П. Рожественского, С.А. Муромцева, Г.А. Гапона, В.М. Пуришкевича, А.А. Ханжонкова, К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, С.П. Дягилева, С.И. Мамонтова, С.Т. Морозова, творчества Н.А. Бердяева, И.А. Бунина, А.А. Блока, Н.С. Гумилёва, В.В. Маяковского, И.Е. Репина, М.А. Врубеля, Ф.О. Шехтеля, М. Горького, А.П. Чехова, Ф.И. Шаляпина, Н.К. Рериха, М.З. Шагала по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: П.Н. Милюкова, А.И. Гучкова, В.И. Ленина, Ю.О. Мартова, В.М. Чернова, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина, Николая II, В.К. Плеве, С.В. Зубатова, К. Э. Циолковского, С.Д. Сазонова, С.О. Макарова, З.П. Рожественского, С.А. Муромцева, Г.А. Гапона, В.М. Пуришкевича, А.А. Ханжонкова, К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, С.П. Дягилева, С.И. Мамонтова, С.Т. Морозова, творчество Н.А. Бердяева, И.А. Бунина, А.А. Блока, Н.С. Гумилёва, В.В. Маяковского, И.Е. Репина, М.А. Врубеля, Ф.О. Шехтеля, М. Горького, А.П. Чехова, Ф.И. Шаляпина, Н.К. Рериха, М.З. Шагала по самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории России на рубеже XIX–XX вв., представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории России на рубеже XIX–XX вв. с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории России на рубеже XIX–XX вв. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах, связанных с историей России на рубеже XIX–XX вв. (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах истории России на рубеже XIX–XX вв. (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории России на рубеже XIX–XX вв., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории России на рубеже XIX–XX вв.: письменные, вещественные, аудиовизуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России на рубеже XIX–XX вв.

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России на рубеже XIX–XX вв.

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории России на рубеже XIX–XX вв., достижениях российской культуры Серебряного века в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории России на рубеже XIX–XX вв., достижениях российской культуры Серебряного века и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории России на рубеже XIX–XX вв. (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

** – данный образовательный результат способствует достижению предметного результата ФГОС «Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX – начала XXI вв. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е годы, возрождение страны с 2000-х годов, воссоединение Крыма с Россией 2014 года); характеризовать итоги и историческое значение событий».

Для достижения образовательного результата может быть использовано следующее предметное содержание курса истории России XX – начала XXI вв.:

Февральская и Октябрьская революции 1917 г.: Российская империя накануне Февральской революции 1917 г.: общенациональный кризис. Февральское восстание в Петрограде. Отречение Николая II. Падение монархии. Временное правительство и Советы, их руководители. Демократизация жизни страны. Тяготы войны и обострение внутриполитического кризиса. Угроза территориального распада страны.

Распад СССР. Становление новой России (1992—1999 гг.): нарастание кризисных явлений в СССР. М.С. Горбачёв. Межнациональные конфликты. «Парад суверенитетов». Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР. Объявление государственной независимости союзными республиками. Юридическое оформление распада СССР и создание Содружества Независимых Государств (Беловежское соглашение).

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля https://goslitmuz.ru/museums/muzey-serebryanogo-veka/

  2. Российский национальный музей музыки https://music-museum.ru/

  3. Музей русского импрессионизма http://www.rusimp.su/ru

  4. Государственная Третьяковская галерея https://www.tretyakovgallery.ru/

  5. Государственный исторический музей. Зал 35 https://shm.ru/

  6. Виртуальный Русский музей. Виртуальная выставка «Дягилев. Начало» https://rusmuseumvrm.ru/collections/albums/album.php?edit=1&lang=ru&id=497

  7. Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Виртуальные прогулки https://gmik.ru/

  8. Музей МХАТ (Музей - квартира Вл. И. Немировича - Данченко, Дом - музей К.С. Станиславского) https://museummhat.ru/

  9. Государственный исторический музей. Онлайн спецпроект «Виртуальный музей Владимира Ильича Ленина» https://lenin.shm.ru/

  10. Выставка «Думский зал Таврического дворца» http://parlament-history.ru/th_gallery/dumsky_hall

  11. Виртуальная выставка к 150-летию П.А. Столыпина https://stolypin.rgia.su/

  12. Музей политической истории России. Виртуальный тур. Начало революции 1905–1907 гг. http://tour.polithistory.ru/gallery/#189

  13. Музей политической истории России. Виртуальный тур. Открытие Государственной думы. http://tour.polithistory.ru/gallery/#192

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX–XX вв.»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/458236

ID 458236

  1. Сценарий урока «Николай II. Начало правления. Политическое развитие страны в 1894–1904 гг.»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/465544

ID 465544

  1. Сценарий урока «Социально-экономические реформы П. А. Столыпина»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/810799

ID 810799

Оценочные процедуры


Контрольная работа по темам «Россия в первой четверти XIX в.», «Россия во второй четверти XIX в.», «Россия в эпоху великих реформ», «Россия в 1880–1890-e годы», «Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия развития».

Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Цусимское сражение», ««Серебряный век» русской культуры»), тесты «Русско-японская война 1904–1905 гг.», «Первая российская революция 1905–1907 гг.», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.