Файл: Программа учебного предмета история основное общее образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема Государства Европы и международные отношения в XVIII в. | ||||
Содержание темы Колонии европейских держав в Америке в XVIII в. Международные отношения в XVIII в. Семилетняя война. Политическое развитие Англии и Франции в XVIII в. Абсолютная монархия во Франции XVIII в. Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в. Страны Центральной Европы в XVIII в. Пруссия в XVIII в. Фридрих II Великий. Своеобразие Священной Римской империи германской нации. Экономическое развитие стран Европы и Америки в XVIII в. Просвещенный абсолютизм | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «сервент», «война за наследство», «восточный вопрос», «вестфальская система международных отношений», «лендлорд», «аграрная революция», «плантация», «аграрное общество», «фермер», «территориальная целостность», «национальное государство», «суверенитет», «гнилые местечки», «конституционная монархия», «тори», «виги», «просвещённый абсолютизм» | 1. Использовать понятия по теме «Государства Европы и международные отношения в XVIII в.» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Государства Европы и международные отношения в XVIII в.» для интерпретации информации источников по всеобщей истории | 1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя стран Европы XVIII в. 2. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением государств Европы и международных отношений XVIII в. 3. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории государств Европы и международных отношений в XVIII в. 4. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории государств Европы и международных отношений в XVIII в. 5. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей европейских стран XVIII в. 7. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении общественно-политических процессов истории государств Европы и международных отношений в XVIII в. | |
2. Соотносить с периодом Нового времени события и процессы: Война за испанское наследство, Северная война, Война за австрийское наследство, Семилетняя война, Война североамериканских колоний за независимость, разделы Речи Посполитой, промышленный переворот и аграрная революция в Англии, реформы просвещённого абсолютизма в странах Европы, образование Великобритании и королевства Пруссии, абсолютизм Людовика XV, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории государств Европы и международных отношений в XVIII в. с событиями и процессами мировой истории | 2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории государств Европы, международных отношений в XVIII в. и событиями и процессами мировой истории | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории государств Европы и международных отношений в XVIII в., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах зарубежной истории | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории государств Европы и международных отношениях в XVIII в., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории государств Европы и международных отношениях в XVIII в. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории государств Европы и международных отношениях в XVIII в., представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории государств Европы и международным отношениям в XVIII в. (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории государств Европы и международные отношения в XVIII в. (М) | ||
5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Карла III, Карла VI, Карла XII, Марии Терезии, Иосифа II, Фридриха II, Августа II, Анны Стюарт, Георга I, Георга II, Георга III, Людовика XIV, Людовика XV, Людовика XVI, У. Питта Старшего, У. Питта Младшего | 5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Карла III, Карла VI, Карла XII, Марии Терезии, Иосифа II, Фридриха II, Августа II, Анны Стюарт, Георга I, Георга II, Георга III, Людовика XIV, Людовика XV, Людовика XVI, У. Питта Старшего, У. Питта Младшего по предложенным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Карла III, Карла VI, Карла XII, Марии Терезии, Иосифа II, Фридриха II, Августа II, Анны Стюарт, Георга I, Георга II, Георга III, Людовика XIV, Людовика XV, Людовика XVI, У. Питта Старшего, У. Питта Младшего по самостоятельно выбранным критериям (М) | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории государств Европы и международных отношениях в XVIII в., представленную в явном виде | 6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории государств Европы и международных отношениях в XVIII в. с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории государств Европы и международных отношений в XVIII в. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей государств Европы и международных отношений в XVIII в. (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах истории государств Европы и международных отношений в XVIII в. (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории государств Европы и международных отношений в XVIII в., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории государств Европы и международных отношений в XVIII в.: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории государств Европы и международных отношений в XVIII в. | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории государств Европы и международных отношений в XVIII в. | ||
9. Представлять информацию о событиях и процессах истории государств Европы и международных отношений в XVIII в. в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории государств Европы и международных отношений в XVIII в. и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории государств Европы, и международным отношениям в XVIII в. (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1648589 ID 1648589
ID 1620867
ID 369348 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Семилетняя война: цели сторон, причины, ход и последствия», «Правление Людовика XVI во Франции»), тест «Международные отношения в первой четверти XVIII в.», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог. |
Тема Революции XVIII в. и их значение для мировой истории | ||||
Содержание темы Французская революция XVIII в. Якобинская диктатура. Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США. Дж. Вашингтон. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «конституция», «революционные войны», «коалиция», «террор», «якобинцы», «жирондисты», «санкюлоты», «фригийский колпак», «гильотина», «третье сословие», «республика», «естественные права», «декларация», «директория», «конгресс», «вооружённый нейтралитет», «Французская революция», «старый порядок», «свобода, равенство, братство», «Марсельеза», «диктатура» | 1. Использовать понятия по теме «Революции XVIII в. и их значение для мировой истории» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Революции XVIII в. и их значение для мировой истории» для интерпретации информации источников по всеобщей истории | 1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Франции, британских колоний в Северной Америке, США во второй половине XVIII в. 2. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением событий революций XVIII в. 3. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории революций XVIII в.: Французской революции XVIII в., Войны за независимость британских колоний в Северной Америке и образования США 4. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении событий Французской революции XVIII в., Войны за независимость британских колоний в Северной Америке и образования США 5. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей, принимавших участие в событиях революций XVIII в. 6. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении общественно-политических процессов истории революций XVIII в., например, событий Французской революции XVIII в.: диктатуры якобинцев и революционного террора 7. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении общественно-политических процессов истории революций XVIII в., например, событий Французской революции XVIII в.: диктатуры якобинцев и революционного террора | |
2. Соотносить с периодом Нового времени события и процессы: сражение у деревни Вальми, осада Тулона, итальянский и египетский походы французской армии, образование первой и второй антифранцузских коалиций, созыв в 1789 г. Генеральных штатов, Учредительного собрания, Национального собрания, созыв Конвента 1792 г., взятие Бастилии, поход на Версаль, принятие первой в истории Франции Конституции, провозглашение республики, казнь Людовика XVI, установление якобинской диктатуры, перевороты 9 термидора и 18 брюмера, первый и второй Континентальный конгрессы, принятие Декларации независимости США, принятие Конституции США, «Бостонское чаепитие», начало и окончание Войны за независимость США, битва у Саратоги, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории революций XVIII в. с событиями и процессами мировой истории | 2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории революций XVIII в. и мировой истории в эпоху Нового времени | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории революций XVIII в., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах зарубежной истории | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории революций XVIII в., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории революций XVIII в. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории революций XVIII в. и их значении для мировой истории, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории революций XVIII в. (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории революций XVIII в. и их значение для мировой истории (М) | ||
5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Ж.-П. Марата, М. Робеспьера, Ж. Дантона, Наполеона Бонапарта, Людовика XVI, О. Мирабо, Ж. Лафайета, Т. Джефферсона, Д. Вашингтона, Д. Мэдисона, Б. Франклина, А. Гамильтона, Георга III, Марии Антуанетты | 5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Ж.-П. Марата, М. Робеспьера, Ж. Дантона, Наполеона Бонапарта, Людовика XVI, О. Мирабо, Ж. Лафайета, Т. Джефферсона, Д. Вашингтона, Д. Мэдисона, Б. Франклина, А. Гамильтона, Георга III, Марии Антуанетты, Ш. Корде по предложенным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Ж.-П. Марата, М. Робеспьера, Ж. Дантона, Наполеона Бонапарта, Людовика XVI, О. Мирабо, Ж. Лафайета, Т. Джефферсона, Д. Вашингтона, Д. Мэдисона, Б. Франклина, А. Гамильтона, Георга III, Марии Антуанетты, Ш. Корде по самостоятельно выбранным критериям (М) | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории революций XVIII в., представленную в явном виде | 6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории революций XVIII в. с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории революций XVIII в. и их значения для мировой истории на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах, связанных с историей революций XVIII в. и их значением для мировой истории (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах истории революций XVIII в. и их значении для мировой истории (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории революций XVIII в., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории революций XVIII в.: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории революций XVIII в. | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории революций XVIII в. | ||
9. Представлять информацию о событиях, явлениях и процессах истории революций XVIII в. в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории революций XVIII в. и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории революций XVIII в., а также их значению для мировой истории (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 1192444
ID 1645520
ID 128411 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Причины и предпосылки французской революции XVIII в.», «Особенности якобинской диктатуры»), тесты «Образование США», «Французская революция XVIII в.», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог. |
Тема Страны Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в. | |||||
Содержание темы Китай и Япония в XVIII в. Османская империя и Индия в XVIII в. Османская империя в XVIII в. Страны Латинской Америки в XVIII в. | |||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | ||||
Начальный | Повышенный | Высокий | |||
1. Объяснять смысл понятий «Новая Испания», «латифундия», «вице-король», «гранды», «коррехидоры», «касики», «креолы», «пеонаж», «метисы», «даймё», «миссионеры» «великий визирь», «богдыхан» | 1. Использовать понятия по теме «Страны Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в.» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Страны Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в.» для интерпретации информации источников по всеобщей истории | 1. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству народов стран Азии, Африки и Южной Америки XVIII в., понимать эмоциональное воздействие искусства, осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения 2. Понимать ценности искусства стран Азии, Африки и Южной Америки XVIII в., роль этнических культурных традиций и народного творчества этих стран в XVIII в. 3. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении особенностей социально-экономического и политического развития стран Азии, Африки и Южной Америки XVIII в. 4. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека в ходе изучения истории стран Азии, Африки и Южной Америки XVIII в. 5. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в. 6. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении политических, а также социально-экономических процессов истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в. 7. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении политических, а также социально-экономических процессов истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в. | ||
2. Соотносить с периодом Нового времени события и процессы: расширение Испанской и Португальской колониальных империй, антиколониальные выступления в Латинской Америке XVIII в, революция на Гаити, борьба европейских держав с Османской империей, начало завоевания Индии англичанами, захват Бенгалии англичанами, «закрытие» Китая в 1757 г., определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории стран Азии, Африки и Южной Америки с событиями и процессами истории стран Европы и Америки XVIII в. | 2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории стран Азии, Африки и Южной Америки, а также стран Европы и Америки в XVIII в. | |||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах зарубежной истории | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | |||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории и особенностях культуры стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в., представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории и особенностям культуры стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в. (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в. (М) | |||
5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Венсана Оже, Цяньлуна, Ёсихито, Селима III, Ф.Д. Туссен-Лувертюра | 5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Венсана Оже, Цяньлуна, Ёсихито, Селима III, Ф.Д. Туссен-Лувертюра по предложенным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Венсана Оже, Цяньлуна, Ёсихито, Селима III, Ф.Д. Туссен-Лувертюра по самостоятельно выбранным критериям (М) | |||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в., представленную в явном виде | 6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в. с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | |||
7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах, связанных с историей стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в. (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в. (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | |||
8. Различать основные типы исторических источников по истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в.: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в. | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в. | |||
9. Представлять информацию о событиях и процессах истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в., достижениях культуры этих стран в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в., достижениях зарубежной культуры и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории стран Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в. (М) | |||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | |||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| ||||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 1329449
ID 1345036
ID 1486791 | ||||
Оценочные процедуры | Контрольная работа по темам «Эпоха Просвещения и культура XVIII в.», «Государства Европы и международные отношения в XVIII в.», «Революции XVIII в. и их значение для мировой истории», «Страны Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в.». Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Причины ослабления Османской империи в XVIII в.»), тест «Страны Азии, Африки и Южной Америки в XVIII в.», терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), учебное задание, диалог/полилог. |
Тема Преобразования Петра I | ||||
Содержание темы Внешняя политика Петра I. Ништадтский мир. Полтавская битва. Северная война. Великое посольство. Азовские поход. Гангутское сражение. Прутский поход. Культура и образование в России при Петре I. Регентство царевны Софьи. Реформы Петра I. Предпосылки преобразований Петра I. Табель о рангах. Основание Санкт-Петербурга. Создание регулярной армии, военного флота. Социальная политика Петра I. Указ о престолонаследии. Церковная реформа Петра I. Реформа государственного управления при Петре I. Экономическая политика Петра I. Личность Петра I. Социальные и национальные движения. Астраханское восстание. Восстание на Дону. К. Булавин. Восстание работных людей и старообрядцев. Восстание в Башкирии. Стрелецкие бунты. | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «ассамблея», «гравюра», «петровское барокко», «Кунсткамера», «Сенат», «Синод», «коллегии», «Главный магистрат», «Табель о рангах», «Тайная канцелярия», «губерния», «генерал-губернаторство», «верфь», «ревизия», «купеческая гильдия», «Духовный регламент», «Великое посольство», «Северный союз», «Священная лига», «Вечный мир», «галера», «фискал», «гвардия», «ботик», «нарвская конфузия», «потешные полки», «рекрутская повинность», «Устав воинский», «Устав морской», «подушная подать», «местоблюститель патриаршего престола» | 1. Использовать понятия по теме «Преобразования Петра I» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Преобразования Петра I» для интерпретации информации источников по отечественной истории | 1. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни России в период правления Петра I 2. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, технологиям, боевым подвигам русских воинов в ходе Азовских походов, Северной войны, достижениям российской военной мысли и трудовым достижениям народа в период правления Петра I 3. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране при изучении истории России первой четверти XVIII в. 4. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов периода правления Петра I, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения 5. Понимать ценность отечественного и мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении истории России первой четверти XVIII в. 6. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении особенностей социально-экономического и политического развития России в период преобразований Петра I 7. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Российского государства в эпоху петровских преобразований 8. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории преобразований Петра I 9. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении народных движений в годы правления Петра I 10. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении народных движений, общественно-политических процессов в России в годы правления Петра I | |
2. Соотносить с периодом Нового времени события и процессы: введение нового летоисчисления, основание в России первой газеты «Ведомости», основание Кунсткамеры, Астраханское восстание, выступление под руководством К. Булавина, Башкирские восстания, выступления старообрядцев, дело царевича Алексея, Великое посольство, учреждение Сената, Синода, Главного магистрата, принятие «Табели о рангах», создание Тайной канцелярии, введение указов «О единонаследии», «О престолонаследии», учреждение губерний, генерал-губернаторств, принятие «Духовного регламента», Азовский поход Петра I, Прутский поход, Северная война, Каспийский поход, Нарвские сражения, взятие Нотебурга, основание Санкт-Петербурга, Полтавская битва, сражение у Лесной, битва у м. Гангут, сражение у о. Гренгам, Ништадтский мир, регентство царевны Софьи, стрелецкие бунты, Крымские походы В.В. Голицына, учреждение коллегий, введение подушной подати, провозглашение России империей, основание Академии наук, первая Камчатская экспедиция В. Беринга, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории России с событиями и процессами истории стран Европы и Америки в первой четверти XVIII в. | 2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями и процессами в России и странах Европы и Америки в первой четверти XVIII в. | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории России в период правления Петра I, а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах русской истории | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории России в период правления Петра I, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории России в период правления Петра I и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории России в период правления Петра I, о достижениях российской культуры первой четверти XVIII в., представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории России в период правления Петра I, особенностям российской культуры первой четверти XVIII в. (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории России в период правления Петра I (М) | ||
5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Петра I, Екатерины I, царевича Алексея, Я.В. Брюса, Л.Ф. Магницкого, К.А. Булавина, Ф.Я. Лефорта, П.А. Голицына, М.В. Долгорукова, Ф.М. Апраксина, А.Д. Меншикова, Г.И. Головкина, Б.П. Шереметева, В.А. Головина, А.С. Шеина, Мазепы, Карла XII, царевны Софьи, В.В. Голицына, И.А. Хованского, П.А. Толстого, И.М. Милославского, С. Яворского, Ф. Прокоповича, Н. Демидова, А.Н. Демидова, Ивана V, творчество Д. Трезини, Б.К. Растрелли, И.Н. Никитина | 5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Петра I, Екатерины I, царевича Алексея, Я.В. Брюса, Л.Ф. Магницкого, К.А. Булавина, Ф.Я. Лефорта, П.А. Голицына, М.В. Долгорукова, Ф.М. Апраксина, А.Д. Меншикова, Г.И. Головкина, Б.П. Шереметева, В.А. Головина, А.С. Шеина, Мазепы, Карла XII, царевны Софьи, В.В. Голицына, И.А. Хованского, П.А. Толстого, И.М. Милославского, С. Яворского, Ф. Прокоповича, Н. Демидова, А.Н. Демидова, А.К. Нартова, Л.П. Сухарева, Ивана V, творчества Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Б.К. Растрелли, И.Н. Никитина по предложенным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Петра I, Екатерины I, царевича Алексея, Я.В. Брюса, Л.Ф. Магницкого, К.А. Булавина, Ф.Я. Лефорта, П.А. Голицына, М.В. Долгорукова, Ф.М. Апраксина, А.Д. Меншикова, Г.И. Головкина, Б.П. Шереметева, В.А. Головина, А.С. Шеина, Мазепы, Карла XII, царевны Софьи, В.В. Голицына, И.А. Хованского, П.А. Толстого, И.М. Милославского, С. Яворского, Ф. Прокоповича, Н. Демидова, А.Н. Демидова, А.К. Нартова, Л.П. Сухарева, Ивана V, творчество Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Б.К. Растрелли, И.Н. Никитина по самостоятельно выбранным критериям (М) | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории России в период правления Петра I, представленную в явном виде | 6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории России в период правления Петра I с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории России в период правления Петра I на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах, связанных с историей России в период правления Петра I (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах истории России в период правления Петра I (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории России в период правления Петра I, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории России в период правления Петра I: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России в период правления Петра I | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России в период правления Петра I | ||
9. Представлять информацию о событиях и процессах истории России в период правления Петра I, о достижениях российской культуры первой четверти XVIII в. в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях, процессах и явлениях истории России в период правления Петра I, о достижениях российской культуры первой четверти XVIII в. и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвящённых событиям, процессам и явлениям истории России в период правления Петра I (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 772030
ID 772699
ID 478334 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект, (например, «Цели и результаты внешней политики Петра I», «Причины и предпосылки реформ Петра I»), тесты «Внешняя политика Петра I», «Реформы Петра I», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог. |
Тема Эпоха дворцовых переворотов | ||||
Содержание темы Внешняя политика 1725–1762 гг. Семилетняя война. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов. Правление Анны Иоанновны. Правление Екатерины I. Правление Елизаветы Петровны. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской. | ||||
Предметные и метапредметные (м) результаты | Личностные результаты | |||
Начальный | Повышенный | Высокий | ||
1. Объяснять смысл понятий «дипломатическая революция», «дворцовые перевороты», «фаворитизм», «гвардия», «прусские порядки» «меценат», «Верховный тайный совет (верховники)», «новая аристократия», «кондиции», «Кабинет министров 1731 г.», «брауншвейгское семейство», «регентство», «бироновщина», «податные сословия» | 1. Использовать понятия по теме «Эпоха дворцовых переворотов» при выполнении учебных заданий или решении практических задач | 1. Использовать знание понятий по теме «Эпоха дворцовых переворотов» для интерпретации информации источников по отечественной истории | 1. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни Российской империи эпохи дворцовых переворотов 2. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, технологиям, боевым подвигам народа при изучении событий и процессов истории Российской империи эпохи дворцовых переворотов, например искусства и культуры России этого периода, героизма русских воинов в ходе Семилетней войны, достижений российской военной мысли 3. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране при изучении истории Российской империи эпохи дворцовых переворотов 4. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов периода дворцовых переворотов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении истории Российской империи эпохи дворцовых переворотов 5. Понимать ценность отечественного и мирового искусства истории России периода дворцовых переворотов, роль этнических культурных традиций и народного творчества Российской империи 1725–1762 гг. 6. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении особенностей социально-экономического и политического развития Российской империи эпохи дворцовых переворотов 7. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Российской империи эпохи дворцовых переворотов 8. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории Российской империи периода эпохи дворцовых переворотов 9. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении общественно-политических истории дворцовых переворотов в России | |
2. Соотносить с периодом Нового времени события и процессы: правление Екатерины I, Петра II, Анны Иоановны, Анны Леопольдовны, Ивана VI Антоновича, Елизаветы Петровны, Петра III, дворцовый переворот 1725 г., основание Академии наук, создание Верховного тайного совета, Первая Камчатская экспедиция, Война за польское наследство, Русско-шведская война 1741–1743 гг., Семилетняя война, Русско-турецкая война 1735–1739 гг., Вторая камчатская экспедиция, издание Манифеста о вольности дворянства, дворцовый переворот 1741 г., дворцовый переворот 1762 г., основание Московского университета, отмена внутренних таможенных пошлин, определять их длительность и последовательность | 2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории России эпохи дворцовых переворотов с событиями и процессами истории стран Европы и Америки | 2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями и процессами в России и странах Европы и Америки 1725–1762 гг. | ||
3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории России эпохи дворцовых переворотов, а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах русской истории | 3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории России эпохи дворцовых переворотов, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы | 3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории России эпохи дворцовых переворотов и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М) | ||
4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории России эпохи дворцовых переворотов, о достижениях российской культуры второй четверти XVIII в., представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу | 4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории России и особенностям российской культуры эпохи дворцовых переворотов (М)* | 4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории России эпохи дворцовых переворотов (М) | ||
5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Петра II, А.Д. Меншикова, А.Г. Долгорукова, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Анны Леопольдовны, Петра III, В. Беринга, С.Ф. Апраксина, В.В. Фермора, П.С. Салтыкова, Б.К. Миниха, П.П. Ласси, братьев И.И. и П.И. Шуваловых, М.В. Ломоносова, Я.П. Шаховского, А.Г. Разумовского, К.Г. Разумовского, А.И. Остермана, Э.И. Бирона, творчество Б.Ф. Растрелли, Ф.Г. Волкова | 5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Августа III, Петра II, А.Д. Меншикова, А.Г. Долгорукова, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Анны Леопольдовны, Петра III, В. Беринга, С.Ф. Апраксина, В.В. Фермора, П.С. Салтыкова, Б.К. Миниха, П.П. Ласси, братьев И.И. и П.И. Шуваловых, М.В. Ломоносова, Я.П. Шаховского, А.Г. Разумовского, А.И. Остермана, Э.И. Бирона, творчества Б.Ф. Растрелли, Ф.Г. Волкова по предложенным критериям (М) | 5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Августа III, Петра II, А.Д. Меншикова, А.Г. Долгорукова, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Анны Леопольдовны, Петра III, В. Беринга, С.Ф. Апраксина, В.В. Фермора, П.С. Салтыкова, Б.К. Миниха, П.П. Ласси, братьев И.И. и П.И. Шуваловых, М.В. Ломоносова, Я.П. Шаховского, А.Г. Разумовского, А.И. Остермана, Э.И. Бирона, творчество Б.Ф. Растрелли, Ф.Г. Волкова по самостоятельно выбранным критериям (М) | ||
6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты, извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории России эпохи дворцовых переворотов, представленную в явном виде | 6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории России эпохи дворцовых переворотов с данными исторической карты (М) | 6. Давать оценку событиям истории России эпохи дворцовых переворотов на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М) | ||
7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах, связанных с историей России эпохи дворцовых переворотов (М) | 7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах истории России эпохи дворцовых переворотов (М) | 7. Выявлять проблемы исследования истории России эпохи дворцовых переворотов, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М) | ||
8. Различать основные типы исторических источников по истории России эпохи дворцовых переворотов: письменные, вещественные, визуальные | 8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России эпохи дворцовых переворотов | 8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России эпохи дворцовых переворотов | ||
9. Представлять информацию о событиях и процессах истории России эпохи дворцовых переворотов, достижениях российской культуры второй четверти XVIII в. в форме простого плана, таблицы, схемы (М) | 9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории России эпохи дворцовых переворотов, достижениях российской культуры второй четверти XVIII в. и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М) | 9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории России эпохи дворцовых переворотов (М) | ||
* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия | ||||
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
| |||
Цифровые ресурсы МЭШ |
ID 1077609
ID 1066171
ID 1079619 | |||
Оценочные процедуры | Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Творчество архитектора Б.Ф. Растрелли», «Правление Петра III») тест «Эпоха дворцовых переворотов», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог. |