Файл: Использование средств физического воспитания для оптимизации работоспособности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»
Медицинский институт

Кафедра физкультурно-оздоровительных технологий

КОНТРОЛЬНА РАБОТА
по дисциплине
Физическая культура

на тему:
«Использование средств физического воспитания для оптимизации работоспособности»


Выполнил студент гр. ИБ351031-ф

интернет института В.А. Мамонтова

Научный руководитель: С.А. Архипова

к.п.н., доцент


Тула, 2023 г.

Содержание


Введение 3

1. Общие понятия работоспособности 5

1.1 Динамика работоспособности 5

1.2 Понятие и классификация утомления 6

2. Средства физической культуры для оптимизации работоспособности 11

2.1 Роль физической культуры в жизни человека 11

2.2 Средства физической культуры для оптимизации работоспособности 13

Заключение 17

Список литературы 19


Введение

Темп жизни в нынешнее время очень сильно возрос. Это предъявило современному человеку высокие требования к его физическому состоянию и значительно увеличило нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы.

Целенаправленное формирование профессионально важных свойств и качеств личности студента в процессе физической подготовки – это формирование их по заранее спроектированной модели, с помощью адекватных приемов, мер и средств воздействия, специфических для физической культуры. Этот метод базируется на современной концепции формирования личности профессионала, разработанной учеными – педагогами и психологами.

Для достижения поставленной цели, в соответствии со стандартами высшего образования, предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

− понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

− знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

− формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физического самосовершенствования и самовоспитания, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;


− овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое и психологическое благополучие, развитие и совершенствование психологических способностей, самоопределение в физической культуре;

− обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психологическую готовность студента к будущей профессии;

− приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Современные условия развития общества ставят новые задачи перед высшим образованием – готовить специалиста, отвечающего изменившимся запросам общества. Молодые специалисты должны обладать большей, чем вчера, профессиональной мобильностью, что требует достаточно высокого уровня интеллектуальной деятельности. Это обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и интенсификацией научно-технического прогресса.

Использование оздоровительных сил природы (закаливание) укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы.

Для сохранения и повышения уровня физической и умственной работоспособности важное значение отводится комплексу оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относится разумное сочетание труда и отдыха, нормализация сна и питания, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность. Человек, ведущий подвижный образ жизни и систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнять большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями организма.


1. Общие понятия работоспособности

1.1 Динамика работоспособности
Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Она отражает, с одной стороны, возможности биологической природы человека и служит показателем его дееспособности, с другой – выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями конкретной деятельности. Работоспособность зависит от морфологических особенностей и функционального состояния организма, от профессионального опыта и характера выполняемой работы, от возраста и состояния здоровья человека. Она неодинакова у различных людей, а у одного и того же человека может меняться в пределах определенного времени. Существуют общие закономерности изменения на протяжении рабочего дня.



Степень реализации работоспособности отражается в производительности труда. Разница между производительностью труда и показателем фактической работоспособности - это естественные резервы работоспособности человека. Для того чтобы повысить работоспособность, необходимо знать и учитывать особенности организации труда на производстве. Приведение в соответствие психофизиологических возможностей человека с условиями его активности служит физиологической основой научной организации труда.

В любом виде труда наблюдаются три фазы, которые объясняются особенностями работоспособности центральной нервной системы. Таким образом, динамика работоспособности имеет несколько стадий:

  1. Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) - отмечается некоторое увеличение продуктивности труда. Продолжительность этого периода зависит от характера труда и длится от 10ч20 мин. до 1ч.

  2. Стадия устойчивой работоспособности - проявляется в наиболее высокой и стабильной продуктивности и надежности труда. Организм полностью мобилизован для выполнения работы. Этот период оптимальной работоспособности в норме должен быть самым длительным: от 2 до 6 часов, в зависимости от характера труда. К концу этого периода могут наблюдаться элементы утомления, но работоспособность не падает за счет волевых усилий.


1.2 Понятие и классификация утомления
Утомление - причина временного снижения работоспособности. Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности.

Проблема утомления считается актуальной общебиологической проблемой, представляет большой теоретический интерес и имеет важное практическое значение для деятельности человека в труде и спорте.

Утомление – это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда.

Состояние утомления имеет свою динамику, усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна). При утомлении может наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости.


Основным фактором, вызывающим утомление, является физическая или умственная нагрузка. Зависимость между величиной нагрузки и степенью утомления почти всегда бывает линейной, то есть чем больше нагрузка, тем более выраженным и ранним является утомление. Помимо абсолютной величины нагрузки, на характере развития утомления сказывается еще и ряд ее особенностей, среди которых следует выделить: статический или динамический характер нагрузки, постоянный или периодический ее характер и интенсивность нагрузки.

В развитии утомления различают скрытое (преодолеваемое) утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Экономичность двигательной деятельности в этом случае падает, работа выполняется с большими энергетическими затратами. Это компенсируемая форма утомления. При дальнейшем выполнении работы развивается некомпенсированное (полное) утомление. Главным признаком этого состояния является снижение работоспособности. При некомпенсированном утомлении угнетаются функции надпочечников, снижается активность дыхательных ферментов, происходит вторичное усиление процессов анаэробного гликолиза.

Процесс утомления – это совокупность изменений, происходящих в различных органах, системах и организме в целом, в период выполнения физической работы и приводящих, в конце концов, к невозможности ее продолжения. Состояние утомления характеризуется вызванным работой временным снижением работоспособности, которое проявляется в субъективном ощущении усталости. В состоянии утомления человек не способен поддерживать требуемый уровень интенсивности и (или) качества (техники выполнения). В опытах И.М. Сеченова было показано, что в определенных условиях более быстрое и более значительное восстановление работоспособности обеспечивается не пассивным отдыхом, а переключением на другой вид деятельности, т. е. активным отдыхом.

Процесс утомления вызывает субъективный симптом, усталость. Усталость характеризуется тяжестью в голове и конечностях, общей слабостью, разбитостью, вялостью и недомоганием. Этим самым предотвращается «функциональное истощение» корковых клеток головного мозга. Ощущение усталости считается одним из наиболее чувствительных показателей утомления.

С одной стороны, утомление, являясь сигналом необходимости прекратить работу и перейти к отдыху, препятствует крайнему истощению организма
, переходу его в патологическое состояние. С другой стороны, оно ведет к снижению работоспособности человека, к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению функциональных резервов организма.

При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии условий для полноценного восстановления функциональных нарушений состояние утомления может перейти в переутомление. Предупреждение и ликвидация переутомления заключается в снижении объема и интенсивности выполняемой работы, использовании активного отдыха. Активный отдых наиболее эффективен после работы средней тяжести.

Существуют многочисленные попытки классифицировать утомление. В.Н. Волков составил классификацию клинических проявлений утомления.

Различают четыре основных вида утомления:

  1. умственное (например, при игре в шахматы) умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления;

  2. сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);

  3. эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);

  4. физическое (в результате напряженной мышечной деятельности). Проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.

Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам (табл. 1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам - только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное последствие.

Таблица 1

Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов по С.А. Косилову

Объект наблюдения

Утомление

незначительное

значительное

резкое

Внимание

Резкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют

Поза

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддерживание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задавание вопросов

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия