Файл: Программа профессионального модуля пм. 01 Эксплуатация автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Якутский колледж связи и энергетики имени П.И. Дудкина»
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ (ИНФОРМАЦИОННЫХ) СИСТЕМ В ЗАЩИЩЕННОМ ИСПОЛНЕНИИ
УГС: 10.00.00 Информационная безопасность
Специальность: 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности
Форма обучения: очная и электронная с применением дистанционных технологий
2020 г.
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ (ИНФОРМАЦИОННЫХ) СИСТЕМ В ЗАЩИЩЕННОМ ИСПОЛНЕНИИ
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
1.1.1. В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности Эксплуатация автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении и соответствующие ему профессиональные и общие компетенции:
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 1 | Эксплуатация автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении |
ПК 1.1. | Производить установку и настройку компонентов автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации. |
ПК 1.2. | Администрировать программные и программно-аппаратные компоненты автоматизированной (информационной) системы в защищенном исполнении. |
ПК 1.3. | Обеспечивать бесперебойную работу автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении в соответствии с требованиями эксплуатационной документации. |
ПК 1.4. | Осуществлять проверку технического состояния, техническое обслуживание и текущий ремонт, устранять отказы и восстанавливать работоспособность автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении. |
1.1.2. Общие компетенции:
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 8. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 9. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь практический опыт |
|
уметь |
|
знать |
|
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего 591 час, из них
на освоение МДК – 391 часов, в том числе
на промежуточную аттестацию по МДК – 10 часов,
на практики – 200 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
Коды профессиональных общих компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Объем образова-тельной программы, час. | Объем профессионального модуля, час. | |||||
Обучение по МДК, в час. | Практики | Самостоятельная работа | ||||||
всего, часов | в том числе | учебная практика, часов | производственная практика, часов | |||||
лабораторных и практических занятий | курсовая работа (проект), часов | |||||||
ПК 1.1. ОК 1– ОК 10 | Раздел 1 модуля. Установка и настройка автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении | 173 | 148 | 76 | – | 25 | – | – |
ПК 1.2., ПК 1.3, ПК 1.4 ОК 1– ОК 10 | Раздел 2 модуля. Администрирование автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении | 283 | 233 | 109 | – | 50 | – | – |
| Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 125 | | 125 | – | |||
| Промежуточная аттестация | 10 | 10 | – | – | – | – | – |
Экзамен по профессиональному модулю (демонстрационный экзамен) | - | - | – | – | – | – | – | |
| Всего: | 591 | 391 | 185 | – | 75 | 125 | – |
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | ||
1 | 2 | 3 | ||
Раздел 1 модуля. Установка и настройка автоматизированных (информационных) систем в защищенном исполнении | 177 | |||
МДК.01.01 Операционные системы | 76 | |||
Раздел 1. Элементы теории операционных систем. Свойства операционных систем | | |||
Тема 1.1. Основы теории операционных систем | Содержание | 6 | ||
Определение операционной системы. Основные понятия. История развития операционных систем. Виды операционных систем. Классификация операционных систем по разным признакам. Операционная система как интерфейс между программным и аппаратным обеспечением. Системные вызовы. Исследования в области операционных систем. | ||||
Тема 1.2. Машинно-зависимые и машинно-независимые свойства операционных систем | Содержание | 8 | ||
Загрузчик ОС. Инициализация аппаратных средств. Процесс загрузки ОС. | ||||
Переносимость ОС. Машинно-зависимые модули ОС. Задачи ОС по управлению операциями ввода-вывода. Многослойная модель подсистемы ввода-вывода. Драйверы. Поддержка операций ввода-вывода. | ||||
Работа с файлами. Файловая система. Виды файловых систем. Физическая организация файловой системы. Типы файлов. Файловые операции, контроль доступа к файлам. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 8 | |||
Виртуальные машины. Создание, модификация, работа | | |||
Установка ОС | ||||
Создание и изучение структуры разделов жесткого диска | ||||
Операции с файлами | ||||
Тема 1.3. Модульная структура операционных систем, пространство пользователя | Содержание | 2 | ||
Экзоядро. Модель клиент-сервер. Работа в режиме пользователя. Работа в консольном режиме. Оболочки операционных систем. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | |||
Работа в консольном и графическом режимах | | |||
Тема 1.4. Управление памятью | Содержание | 2 | ||
Основное управление памятью. Подкачка. Виртуальная память. Алгоритмы замещения страниц. Вопросы разработки систем со страничной организацией памяти. Вопросы реализации. Сегментация памяти | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | |||
Мониторинг за использованием памяти | | |||
Тема 1.5. Управление процессами, многопроцессорные системы | Содержание | 4 | ||
Понятие процесса. Понятие потока. Понятие приоритета и очереди процессов, особенности многопроцессорных систем. Межпроцессорное взаимодействие | ||||
Понятие взаимоблокировки. Ресурсы, обнаружение взаимоблокировок. Избегание взаимоблокировок. Предотвращение взаимоблокировок | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 4 | |||
Управление процессами» | | |||
Наблюдение за использованием ресурсов системы | ||||
Тема 1.6. Виртуализация и облачные технологии | Содержание | 4 | ||
Требования, применяемые к виртуализации. Гипервизоры. Технологии эффективной виртуализации. Виртуализация памяти. Виртуализация ввода-вывода. Виртуальные устройства. Вопросы лицензирования | ||||
Облачные технологии. Исследования в области виртуализации и облаков | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | |||
Изучение примеров виртуальных машин (VMware, VBox) | | |||
Раздел 2. Безопасность операционных систем | | |||
Тема 2.1. Принципы построения защиты информации в операционных системах | Содержание | 4 | ||
Понятие безопасности ОС. Классификация угроз ОС. Источники угроз информационной безопасности и объекты воздействия. Порядок обеспечения безопасности информации при эксплуатации операционных систем. Штатные средства ОС для защиты информации. | ||||
Аутентификация, авторизация, аудит. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 6 | |||
Управление учетными записями пользователей и доступом к ресурсам | | |||
Аудит событий системы | ||||
Изучение штатных средств защиты информации в операционных системах | ||||
Раздел 3. Особенности работы в современных операционных системах | | |||
Тема 3.1. Операционные системы UNIX, Linux, MacOS и Android | Содержание | 6 | ||
Обзор системы Linux. Процессы в системе Linux. Управление памятью в Linux. Ввод-вывод в системе Linux. Файловая система UNIX. | ||||
| ||||
Архитектура Android. Приложения Android | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 4 | |||
Создание дистрибъютиваLinux. Установка. | | |||
Работа в ОС Linux. | ||||
Тема 3.2. Операционная система Windows | Содержание | 2 | ||
Структура системы. Процессы и потоки в Windows. Управление памятью. Ввод-вывод в Windows. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | |||
Установка и первичная настройка Windows. | | |||
Тема 3.3. Серверные операционные системы | Содержание | 2 | ||
Основное назначение серверных ОС. Особенности серверных ОС. Распределенные файловые системы. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 4 | |||
Работа с сетевой файловой системой. | | |||
Работа с серверной ОС, например, AltLinux. | ||||
Тематика самостоятельной работы при изучении МДК.01.01
| | |||
Промежуточная аттестация по МДК.01.01 | 2 | |||
МДК.01.02 Базы данных | 76 | |||
Раздел 1. Основы теории баз данных | | |||
Тема 1.1. Основные понятия теории баз данных. Модели данных | Содержание | 2 | ||
Понятие базы данных. Компоненты системы баз данных: данные, аппаратное обеспечение, программное обеспечение, пользователи. Однопользовательские и многопользовательские системы баз данных. Интегрированные и общие данные. Объекты, свойства, отношения. Централизованное управление данными, основные требования. | ||||
Модели данных. Иерархические, сетевые и реляционные модели организации данных. Постреляционные модели данных. | ||||
Терминология реляционных моделей. Классификация сущностей. Двенадцать правил Кодда для определения концепции реляционной модели. | ||||
Тема 1.2. Основы реляционной алгебры | Содержание | 2 | ||
Основы реляционной алгебры. Традиционные операции над отношениями. Специальные операции над отношениями. Операции над отношениями дополненные Дейтом. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | |||
Операции над отношениями | | |||
Тема 1.2. Базовые понятия и классификация систем управления базами данных | Содержание | 2 | ||
Базовые понятия СУБД. Основные функции, реализуемые в СУБД. Основные компоненты СУБД и их взаимодействие. Интерфейс СУБД. Языковые средства СУБД. Классификация СУБД. Сравнительная характеристика СУБД. Знакомство с СУБД (по выбору) | ||||
Тема 1.3. Целостность данных как ключевое понятие баз данных | Содержание | 2 | ||
Понятие целостности и непротиворечивости данных. Примеры нарушения целостности и непротиворечивости данных. Правила и ограничения. | ||||
Раздел 2. Проектирование баз данных | | |||
Тема 2.1. Информационные модели реляционных баз данных | Содержание | 2 | ||
Типы информационных моделей. Логические модели данных. Физические модели данных. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | |||
Проектирование инфологической модели данных | | |||
Тема 2.2. Нормализация таблиц реляционной базы данных. Проектирование связей между таблицами. | Содержание | 2 | ||
Необходимость нормализации. Аномалии вставки, удаления и обновления. Приведение таблицы к первой, второй и третьей нормальным формам. Дальнейшая нормализация таблиц. Четвертая и пятая нормальные формы. Применение процесса нормализации. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | |||
Проектирование структуры базы данных | | |||
Тема 2.3. Средства автоматизации проектирования | Содержание | 2 | ||
CASE-средства, CASE-система и CASE-технология. Классификация CASE-средств. Графическое представление моделей проектирования. UML. Диаграмма сущность-связь, диаграмма потоков данных, диаграмма прецедентов использования. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 | |||
Проектирование базы данных с использованием CASE-средств | | |||
Раздел 3. Организация баз данных | | |||
|
Тема 3.1. Создание базы данных. Манипулирование данными.