Файл: Смолк давно соловушко.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краевое бюджетное государственное профессиональное образовательное учреждение

«Норильский колледж искусств»

Аннотация

Современная русская народная песня

«Смолк давно соловушко»

Выполнила студентка 1 курса

Хон Милла

преподаватель

Морозов О.Г.


Норильск 2022

Современная русская народная песня

«Смолк давно соловушко»

Обработка: Л.Свешникова

Переложение: Л. Раковицкого

Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ .

Русская музыкальная культура устной традиции обладает выраженным единством. Основу жанровой системы составляют трудовые наигрыши, припевки и песни, обрядовый фольклор (календарно-земледельческий и семейно-бытовой), эпические жанры (былины, исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями, лирические песни крестьянской традиции, городские лирические песни, инструментальная музыка.

Музыкальные традиции различны по соотношению жанров, музыкальной и поэтической стилистике, манере исполнения. Обобщённо местные традиции можно сгруппировать по регионам: западный, северный, центральный, южный, поволжский, уральский, сибирский. Географические границы местных музыкальных особенностей довольно гибкие и подвержены изменениям.

 

Информация об авторах обработки песни

            Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников (1890—1980)

Выдающийся советский дирижёр, хормейстер и педагог. Народный артист СССР(1956). Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Член ВКП(б) с 1950 года

 

        А. В. Свешников родился 11 сентября 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.

     

    С 1909 года работал регентом и преподавал пение в Московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине1920-х годов — один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии  МХАТа.


 

     В 1928—1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936—1937 — художественный руководитель Государственного хора СССР. В1937—1941 — художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

 

     В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.

В 1948—1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.

А. В. Свешников умер 3 января 1980 года.

 

      Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар ГАРХ во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С. В. Рахманинова, осуществлённая им в 1965 году.

 

    Свешников был назначен ректором Московской консерватории в ходе музыкально-идеологического погрома 1948 года, когда с этой должности был снят композитор Виссарион Шебалин, обвинённый в "формализме". Занимая пост ректора консерватории на протяжении почти 30 лет, Свешников проводил самую жёсткую линию, представлявшую собой характерную смесь ортодоксальной советской идеологии и казённого "патриотизма" (характерного для многих бывших деятелей искусства национально-клерикальной ориентации, нашедших себе новое применение в послевоенные сталинские годы "борьбы с космополитизмом")

  Награды и звания

  • Сталинская премия второй степени (1946) — за концертно-исполнительскую деятельность

  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967) — за концертные программы хора (1964—1965) и (1965—1966)

  • народный артист СССР (1956)

  •   Герой Социалистического Труда (1970).

  • три ордена Ленина (1960, 1966, 1970).

  •   два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950)

    Основные произведения


*Ах ты, степь широкая. * Вечерний звон

*Вниз по матушке, по Волг * Прощание

*Час да по часу

*Горы Воробьевские

*Эй,ухнем!

Общий анализ содержания. Основная идея

«Смолк давно соловушко»это лирическая песня. Данное произведение рассказывает о красоте русской природы, а так же о любви к родине и её необъятным краям и просторам.

Характер : светлый, восторженный , вдохновенный

Литературный текст:

    1

Смолк давно соловушко в роще над рекой,

    Встало ясно солнышко над родной странной.

    Встало ясно солнышко над родной странной.

2.

Рожь в полях колышется золотой волной,

Где-то песня слышится, льется над рекой.

Где-то песня слышится, льется над рекой.
3.

Родина любимая! Нет тебя милей,

Нет быстрее рек твоих, шире нет полей.

Нет быстрее рек твоих, шире нет полей.

4.

Вдруг повеял ласковый ветер над рекой,

Эту песню русскую вдаль унес с собой.

Эту песню русскую вдаль унес с собой.
Музыкально-теоретический анализ

«Смолк давно соловушко» написан в куплетной форме, что является характерной чертой народной песни, каждый куплет в форме периода из восьми тактов. Так же в произведении повторяется два раза последнии четыре такта.

Темп:спокойно

На протяжении всего произведения он меняется.

Склад изложения:Гомофнно-гармонический

Ладотональный план:основная тональность соль минор,отклонений нет.

Гармония встречаются трезвучия,секунд аккорды,тонические кварт секст аккорды доминант септ аккорды с пропущенной терциеей в 6 и в 7 такте.

Метроритм:произведение написано в размере 4/4

Интервалика преобладают движения по секундам однако встречаються скачки на кварту и на октаву скачки на сексту в 7 такте

Вокально хоровой анализ

Тип хора : женский

Вид хора: трёхголосный

Диапазон:

  • Сопрано1- от Ре1 до Соль2

  • Сопрано2- от Ре1 до Миb2

  • Альт- от Ля м до До2


Тесситура удобная, за исключением 9 такта где в партии сопрано встречаются звуки Фа и Соль второй октавы, и так же низкая тесситура у альтов где встречается Ля и Соль малой октавы.

Голосоведение плавное. Иногда встречаются скачки на октаву, сексту, кварту.

В словах /встало / нужно гласную «а» петь округло.

В словах «в роще над рекой» так же обратить на округлое пение

В слове «ясно» гласную «я» нужно петь округло.

Строй

  1. в миноре . Дерижеру при работе с хором нужно высоко интонировать

  2. фа диез во 7 такте (сопрано2) необходимо интонировать высоко. В 11 такте большая секунда Ре-Ми бикар и ещё одна большая секунда ми бикар-фа диез нужно интонировать высоко .

  3. октава ре 1 и ре 2 - нижний звук ре нужно интонировать в позиции выского звука

Ансамбль

*Динамический ансамбль: дирижёр должен поработать над унисоном в каждой хоровой партии. Унисон в переводе «единозвучие» . Поэтому дирижеру нужно добиваться того что бы все участники хоровой партии сливались по динамике и по тембру

Объединяя партии всего хора, дирижер должен добиться идеальной динамики во всех аккордах.

*Ритмический ансамбль: в произведении нужно с точностью выдерживать четверть с точкой и восьмую, так как такой ритмический рисунок повторяется довольно часто в произведении.

В конце каждой фразы встречается половинная с точкой залигованная с восьмой. Участники хора должны точно снимать по руке дирижёра.

В 6 такте есть синкопа . Дерижёр должен обратится жестом к синкопе на ноте ре приёмом «точка отскок»

Манера звуковидения

Произведение кантиленного характера исполняется на legato. .

Дыхание берётся в произведении каждые 4 такта по руке дирижёра и каждая фраза исполняется на цепном дыхание.

Дикция

  1. согласный звук быстро и кратко переносится к следующему слогу.

  2. Например: смо-лкда

  3. в конце каждой фразы согласная «и» должна чётко пропеваться .

  4. в словах «встала, страной» — эти слова должны прорабатываться с дирижёром добиваясь четкости согласных

  5. всё произведение должно исполняться мягко,чётко и ясно.


Исполнительский анализ

Динамика:

Произведение начинается на P . Каждая фраза звучит громче предыдущий и приходит к кульминации в 9 такте на слова «Встало ясно солнышко», после чего затихаем к концу на PP

Агогика:

В данном произведении замедление и ускорение не присутствует. За исключением 11,12 тактов где идёт маленькое замедление.

Дирижёрские задачи

Произведение исполняется в не быстром темпе, достаточно умеренной динамике. От дирижера требуется  хорошая подача ауфтакта на вступление, контроль за удержанием цепного дыхания.

Показать вступление партии альтов в 3 такте:

Дирижёрский жест – легко legato.