Файл: Электронный научнообразовательный журнал вгспу грани познания 1(48). Январь 2017 ею. Казанович.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ Грани познания 1(48). Январь 2017 ■ ЕЮ. КАЗАНОВИЧ
(Минск)
ИДЕИ В.В. ДАВЫДОВА В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ У СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Анализируются возможности применения идей В.В. Давыдова о генетико-моделирующем эксперименте генезис психических новообразований из коллективно-распределенной деятельности, коллективный субъект как исходная форма развития) в построении экспериментальной модели формирования стратегии сотрудничества в разрешении педагогических конфликтов у будущих педагогов. Ключевые слова стратегия сотрудничества, развивающее обучение, коллективный субъект развития, индивидуальный субъект
В последние годы представители многих наук о человеке ведут активный поиск путей, средств и способов совершенствования непрерывного профессионального (педагогического) образования. В своем исследовании, нацеленном на формирование стратегии сотрудничества у студентов учреждений высшего образования (будущих педагогов) при разрешении педагогических конфликтов, мы исходим из того, что совершенствование непрерывного педагогического образования возможно на основе укоренения в практику непрерывного педагогического образования развивающей формы обучения. Именно развивающая форма обучения, как пишет Т.М. Савельева, должна быть направлена на развитие у человека, основной (базисной) способности, которая проявляется в умении самостоятельно строить собственную жизнедеятельность, те. быть ее субъектом [4, с. 14]. Исходным субъектом психического развития, поданным исследований В.В. Давыдова, является группа людей, под ее решающим влиянием формируется индивидуальный субъект, который на определенной стадии становления переходит в ранг развивающихся субъектов Именно В.В. Давыдов еще в е гг. начал разрабатывать проблему коллективной деятельности. При этом он соединил эту проблему с разработанной им (совместно с ДБ. Элькониным) теорией развивающего обучения.
В своих исследованиях В.В. Давыдов показал, что коллективная деятельность – это не только расширение деятельности индивидуальной. Деятельность коллективная включает взаимную деятельность и взаимные действия. Взаимодействие ее участников может быть понято как коммуникация. Деятельность коллективная имеет цель, которая является общей для всех участников и не может быть достигнута каждым в одиночку, ее достижение возможно лишь при условии взаимодействия.
«Согласно диалектической логике, на основе которой строится теория деятельности, источник развития всегда является внутренним, должен быть определен как внутреннее противоречие объекта, а механизм должен быть представлен как постоянное разрешение и воспроизведение этого противоречия в новых формах, – пишет В.С. Лазарев [3, с. Формируя стратегию сотрудничества у студентов учреждений высшего образования при разрешении педагогических конфликтов, мы опирались на идеи и теоретические положения В.В. Давыдова о понятии развивающее обучение. Говоря о понятии развивающее обучение, В.В. Давыдов отмечает, что термин развивающее обучение остается пустым до тех пор, пока он не наполняется описанием конкретных условий реализации по ряду существенных показателей. Перечислим основные главные психологические новообразования данного возраста, которые возникают и развиваются в этом возрастном периоде ведущая деятельность данного периода, определяющая возникновение и развитие соответствующих новообразований содержание и способы совместного осуществления этой деятельности Казанович ЕЮ, 2017 55
Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ Грани познания 1(48). Январь 2017 ■ www.grani.vspu.ru
– взаимосвязь с другими видами деятельности система методик, позволяющая определять, уровни развития новообразований характер связей этих уровней с особенностями организации ведущей и смежных с нею других видов деятельности [2, с. 128–129]. Анализ исследований по проблеме стратегия сотрудничество дает основание рассматривать ее в трех аспектах во-первых, стратегия сотрудничества соотносится с установкой на конструктивное, разрешение противоречий, возникших в совместной деятельности с учетом интересов сторон и признание ценности межличностных отношений во-вторых, она проявляется в различных формах в зависимости от динамики развития конфликтной ситуации, и в-третьих – она предполагает специально организованную деятельность, ориентированную на разрешение конфликтной ситуации. В нашем исследовании, направленном на формирование стратегии сотрудничества у студентов учреждений высшего образования при разрешении педагогических конфликтов, стратегия сотрудничества рассматривается как система мыслительных действий, установок и навыков конструктивного взаимодействия, выстроенных в определенной последовательности, направленных на установление гуманных отношений между субъектами образовательного процесса в событийном сообществе обучающихся и педагогов, и нацеленных на предупреждение и разрешение педагогических конфликтов.
В структуре понятия стратегия сотрудничество мы выделяем три компонента – мотивацион- ный, поведенческий и когнитивный. Мотивационный компонент включает в себя иерархию мотивов и совокупность установок, направленных на партнерское взаимодействие, на диалог в конфликте, на уважительное отношение к себе и другим участникам конфликта, на принятие мнений оппонентов и их учет при согласовании, как собственных интересов, таки интересов другой стороны конфликта. Когнитивный компонент – система усвоенных личностью знаний о гуманных отношениях, нормах поведения в конфликте, эффективных приемах общения с собеседником, учитывая его эмоциональное состояние и намерение, особенности конфликтной ситуации, а также динамику протекания конфликта и стадии реализации способа сотрудничества. Поведенческий компонент выражается в умении студента формулировать свои желания и требования, в осознанном выборе и реализации отдельных приемов, способствующих снижению психического напряжения на начальных этапах конфликтного взаимодействия. Этот компонент также содержит умения реализовать определенные последовательности шагов, направленных на деэскалацию возникшего конфликта с учетом всех возможностей удовлетворения интересов сторон, участвующих в конфликтном взаимодействии, с безусловным признанием ценности межличностных отношений.
Таким образом, при формировании стратегии сотрудничества у студентов учреждений высшего образования в ситуации разрешения педагогических конфликтов мы опирались на идею В.В. Давыдо- ва о том, что исходным субъектом психического развития должна быть группа студентов, под влиянием которой создаются полноценные условия для формирования индивидуального субъекта.
В нашем формирующем эксперименте мы опирались на концепцию развивающего обучения. Особое внимание при этом уделялось созданию событийной общности студентов и педагогов, в которой устанавливались тесные связи и гуманные отношения, а также формировалась стратегия сотрудничес- тва.
Литература
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М ИНТОР, 1996.
2. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения / Теоретические проблемы развивающего образования Сб.ст. Науч. ред. Т.М. Савельева. Мн ПК ООО «ПолиБиг», 2002.
3. Лазарев В.С. Проблемы модели психического развития в теории деятельности // Первые чтения памяти В.В. Давыдо- ва. Рига – Москва, 1999.
4. Савельева Т.М. Актуальные проблемы построения развивающей формы обучения // Веснiк адукацыi. 2010. №12. с. 13–17.
©
Казанович ЕЮ, 2017 56
Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ Грани познания 1(48). Январь 2017 ■ www.grani.vspu.ru
The ideas of V.V. Davydov in formation of collaboration strategies in solving pedagogic conflicts
of higher school students
The article deals with the ideas of V.V. Davydov on the genetic modeling experiment (the genesis of mental structures
of team activities, the collective subject as the original form of development) in building the experimental model
of forming the strategy of cooperation in solving pedagogical conflicts of future teachers.
Key words:
strategy of collaboration, developmental education, collective subject of development, individual subject.
©
Казанович ЕЮ, 2017 57