ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
Доклад
На тему: «Философия и коммунистический идеал в марксизме»
Выполнила:
студентка 2 курса
специальности «Преподавание в начальных классах»
Филиппова Ксения Анатольевна
Ставрополь,2023 г.
Содержание
Введение
-
Становление марксизма. Его основные идеи -
Основные идеи марксизма -
Идея коммунизма в философии
Заключение
Список источников
Введение
В международной истории XIX - XX вв. идеи марксизма сыграли важнейшую роль. Воздействие данных идей на социальную, экономическую, духовную жизнь нельзя не признавать и на сегодняшний день.
В силу своего превосходства марксизм не признавался философской доктриной, но в процессе его развития, философские идеи и теории имели существенное значение. Марксистские идеи, подразумеваются как состав социально-политических, а также экономических и философских идей. В данном составе каждый элемент обосновывался другим, а также считался выражением одного из влиятельных направлений мирового социалистического движения, его идеологии и практики.
Существенным элементом идей марксизма является – обоснование необходимости и неизбежности коммунизма. Сущность коммунизма состоит в высшей концепции, т.е. коммунизм есть идеальное, совершенное состояние общества. Достижение коммунизма включает в себя цель, а также внутренний смысл формирования человечества. С построением коммунизма заканчивается предыстория людей, а также наступает его настоящая история.
1.Становление марксизма. Его основные идеи
Марксистская философия – это комплексный термин, который обозначает философские мировоззрения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, следовательно, концепции их последователей. В процессе исследования философии марксизма применяются понятия, такие как «диалектический материализм» и «исторический материализм», которые были введены в 90-хгг. XIX в. Позднее они стали привязаны к партийно-идейным трактовкам мировоззренческих элементов марксизма как концепции, идеологии, а также практики социалистического переустройства общества.
Карл Маркс был рожден в семье адвоката. Когда он был студентом, он познакомился с «Докторским клубом», кружком молодых преподавателей, которые были охвачены идеями демократизма. В процессе их формирования, главнейшее значение играла философия Гегеля, которая использовалась в критических целях.
После окончания университета и защиты докторской диссертации Маркс отказался от академической карьеры и обратился к журналистике. В оппозиционной «Рейнской газете» он выступил с рядом ярких статей, мишенью которых стал прусский абсолютизм и его идейные поклонники. После закрытия газеты перебрался в Париж и совместно с А. Руге приступил к изданию «Немецко-французского ежегодника». В это время К. Маркс переосмысливает критику Л. Фейербахом иллюзорного сознания в контексте принятой им веры в социалистическое будущее человечества и выступает с критикой недавних единомышленников - младогегельянцев. В это же время сложился его творческий союз и прочная дружба с Ф. Энгельсом.
В 1848 г. по поручению второго конгресса Союза коммунистов, состоявшегося в Лондоне, К. Маркс и Ф. Энгельс написали «Манифест Коммунистической партии», ставший основополагающим документом мирового коммунистического движения.
Маркс уже в университетские годы принадлежал к так называемому младогегельянству, левому крылу последователей Гегеля, ставившему своей целью активизацию критического потенциала гегелевской философии, обращения свойственного ей духа исторической диалектики против «окаменевших порядков», догм и предрассудков тогдашнего немецкого общества. В развитии младогегельянских воззрений, а также в формировании философских идей Маркса значительную роль сыграла философия Людвига Фейербаха, такие его работы как «Сущность христианства», «Предварительные тезисы к реформе философии» и др. Воздействие идей Фейербаха, их переосмысление позволили Марксу наметить свой собственный и самостоятельный путь.
2.Основные идеи марксизма
В философии имеются две версии марксизма, это классическая и неклассическая. В классической версии философские идеи Маркса и Энгельса, а в неклассической разнообразные интерпретации данных мыслей. Классический марксизм нельзя признать завершенным философским механизмом, так как в нем четко наблюдается развитие, акцентируются рубежи творчества «молодого» и «зрелого» Маркса, «позднего» Энгельса, очевидно преобразование множества категорий. Идеи Маркса и Энгельса в частности расходятся, а также разнообразно интеллектуальное вложение в философские возведения марксизма.
В соответствии с объективным идеализмом и антропологизмом, философские определения, а также концепции идей марксизма в значительной мере продолжают обычаи и традиции немецкой философии. Гегелевский объективный идеализм находит свое отражение в материализме, а в его исследовательских работах Маркс и Энгельс заметили метод преодоления разделения между идеалом и действительностью. Антропологическая философия, в свою очередь, превращается в философско-исторический механизм, которую Маркс и Энгельс вместе рассматривали. В данном философском механизме, они определяли потребность свободы человека, и, соответственно, саморазвития и совершенствования.
Маркс и Энгельс основывались на взглядах о том, что невозможно поменять общество с помощью мыслей, изменения сознания. В трудах Фейербаха Маркс осуждает полный предыдущий материализм из-за его безучастно-созерцательной направленности, а идеализм – за представление человеческой деятельный только как духовной работы. Тому и другому он противополагает представление практики как настоящей и материальной деятельности. В соответствии с взглядами Маркса, сущность общественной жизни считается «по сути практической». Таким образом, в философию включается новая предметная сфера – сфера реформаторской деятельности людей, которую философия ранее пренебрегала.
Определение ключевых идей материалистического осмысления истории считается первейшей попыткой Маркса и Энгельса сформировать положительную науку о мире и его истории, которую они противополагали минувшей философии и философии в целом. С философской стороны в обществе перемены начинаются в частности, от материального к идеальному, от экономической основы к идеологическим взглядам; социальное существование людей устанавливает их понимание. Современный социум на теоретическом уровне вводится из противоречий самого общества в этой стадии его формирования, также, в первую очередь, из противоречия между производительными силами и производственными взаимоотношениями.
Как отмечают Энгельс и Маркс, учения о социуме никак не исключается путем абстрактного общефилософского размышления, но обнаруживается экспериментально, как это осуществляет «позитивная наука». Основной их задачей является создание теории об обществе, а также построение как науки, которую они непосредственно противополагают минувшей философии в общем.
Данная наука должна устанавливать разделение истории социума на формации, а к конкретной формации, в свою очередь, в ее составные компоненты и элементы, а также обоснование каждой формации. Общество признается не как беспорядочный аппарат, а как определенное единство, которое способно к саморазвитию. Все элементы конкретной формации иным образом должны согласовываться друг с другом. Данное согласование находит свое отражение между производительными силами и производственными отношениями.
Вышеперечисленные ученые подошли к идеи о недостаточности объяснения коммунизма различными философскими взглядами, которые непосредственно носят нормативный и оценочный характер. Однако из этого места не вытекал и не последовал переход к коммунистическому обществу. Данное общество должно быть подготовлено, с точки зрения Маркса и Энгельса, не только отрицательно – посредством разногласия, но и положительно – посредством формирования позитивных посылов.
Коммунистическая формация, на тот период времени на теоретическом уровне исключается не из определения сущности человека (точнее идеал, нежели что-то первоначальное), а из единого механизма предпосылок, – в окончательном результате с потребности дозволения противоречий, которые все без исключения сосредоточиваются вокруг частной собственности на ресурсы изготовления. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс говорили о том, что коммунисты имеют право сформулировать собственную концепцию одним расположением: уничтожение частной собственности.
3.Идея коммунизма в философии
Итак, уничтожение отчужденного труда, переход от частной собственности к «истинно человеческой», или общественной, собственности рассматривался молодым Марксом как необходимый результат развития сущностных, родовых сил человека. Но это лишь одна, философско-историческая, сторона его исследования. Другая, не менее важная, экономическая его сторона – анализ развития противоречия между трудом и капиталом. В этом противоречии Маркс раскрывает и его глубоко философскую сторону.
Капитал и труд составляют единство противоположностей, в котором одна сторона постоянно воспроизводит другую. «Рабочий производит капитал, капитал производит рабочего…»; и далее Маркс оперирует понятиями рабочего, труда и производительной силы рабочего как тождественными понятиями. Научная политическая экономия пока еще не создана, но Маркс уже видит, что непрерывное воспроизводство отношения «труд – капитал», усиливая антагонизм между ними, подготавливает революционный взрыв. «…Эта противоположность труда и капитала, будучи доведена до крайности, неизбежно становится высшим пунктом, высшей ступенью и гибелью всего отношения». Противоположность труда и капитала, с точки зрения Маркса, есть высшая ступень развития противоречия, внутренне присущего частной собственности.
Показав иллюзорную форму, в которой противоречие между трудом и капиталом осознается буржуазной политической экономией, Маркс выясняет далее, как объективная необходимость разрешения этого противоречия отражается в учении утопических социалистов и коммунистов. Внимание Маркса в особенности привлекает так называемый уравнительный коммунизм, поскольку он гораздо решительнее, чем другие утопические учения, отрицает частную собственность. И все же это отрицание вследствие крайне ограниченного понимания задачи коммунистического преобразования не доводится до конца. Главной целью человека уравнительный коммунизм считает обладание вещами. Поэтому основной принцип уравнительного коммунизма – «всеобщая частная собственность», или равное право всех на существующую частную собственность. Отсюда – сведение человеческих потребностей к минимуму, аскетизм, игнорирование индивидуальных различий, способностей, талантов. «Этот коммунизм, отрицающий повсюду личность человека, – отмечает Маркс, – есть лишь последовательное выражение частной собственности, являющейся этим отрицанием».
Маркс критикует уравнительный коммунизм также за отрицание культуры, цивилизации, за проповедь «возврата к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос еще до нее». Последнее замечание Маркса позволяет понять, что уравнительный коммунизм не имеет еще представления о материальных предпосылках социализма, которые складываются в ходе развития капитализма. Так как коммунизм этого рода «еще не уяснил себе положительной сущности частной собственности и не постиг еще человеческой природы потребности, то он тоже еще находится в плену у частной собственности и заражен ею». Уравнительному коммунизму Маркс противопоставляет «положительное упразднение частной собственности», которое предполагает всестороннее развитие сущностных сил человека, а, следовательно, и материального производства.
При капитализме «вместе с ростом массы предметов растет царство чуждых сущностей, под игом которых находится человек…». Поэтому «расширение круга продуктов и потребностей становится изобретательным и всегда расчетливым рабом нечеловечных, рафинированных, неестественных и надуманных вожделений», – пишет Маркс. Частная собственность не умеет превращать грубую потребность в собственно человеческую потребность, изощряя потребности, превращает их в прихоти, причуды и т.п. Только при социализме богатство потребностей человека приобретает действительно человеческое значение, ибо социализм превращает новые виды и предметы производства в «новое проявление человеческой сущностной силы и новое обогащение человеческого существа».