Файл: 2 Реферат Работа включает 58 страниц, иллюстраций 10, источников 43, приложений особенности коммуникативных.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2 Реферат Работа включает 58 страниц, иллюстраций 10, источников 43, приложений 4. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Объект ВКР – коммуникативные компетенции Предмет ВКР – особенности коммуникативных компетенций педагогов средней школы Цель ВКР – изучение особенностей коммуникативных компетенций педагогов средней школы. Гипотеза ВКР – мы предполагаем, что особенности коммуникативных компетенций являются условием эффективной деятельности педагогов средней школы. В работе нами были использованы теоретические, эмпирические и математические методы исследования. В качестве теоретических методов выступал анализ психологической литературы, по проблеме исследования. В качестве эмпирических методов было использовано психологическое тестирование с использованием методик
1. Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. А. Лосенков);
2. Диагностика эффективности педагогических коммуникаций модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева);
3. Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко. Теоретическая значимость исследования состоит в научно- психологическом анализе особенностей коммуникативных компетенций педагогов средней школы, рассмотрения уже имеющихся теоретических представлений, определения основных психологических проблем. Практической значимостью исследованияявляются разработанные программа и методические рекомендации для педагогов средней школы, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности.

3 Содержание Введение ....................................................................................................................... 4 Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей коммуникативных компетенций педагогов средней школы ................................................................... 6 1.1 Понятие и компоненты коммуникативной компетенции. 6 1.2 Формирование коммуникативных компетенций ...................................... 11 1.3 Особенности коммуникативных компетенций педагогов средней школы ...................................................................................................................... 14 Выводы по первой главе ........................................................................................... 17 Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей коммуникативных компетенций педагогов средней школы ................................................................. 18 2.1 Организация и методы исследования ............................................................ 18 2.2 Анализ результатов исследования .............................................................. 21 2.3 Рекомендации ................................................................................................ 27 Вывод по второй главе .............................................................................................. 32 Заключение ................................................................................................................ 33 Список использованных источников ...................................................................... 34 Приложение А(обязательное) Иллюстративная часть .......................................... 37 Приложение Б(справочное) Диагностика коммуникативной импульсивности
(В.А. Лосенков)» ....................................................................................................... 47 Приложение В(справочное) Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева) ............. 52 Приложение Г(справочное) Диагностика коммуникативной толерантности В. В. Бойко) ............................................................................................................... 55


4 Введение Современный педагог должен отвечать высоким профессиональным требованиям, чтобы быть конкурентоспособными востребованным на рынке труда. Он должен уметь не только проектировать и реализовывать образовательный процесс, исходя из потребностей и возможностей учеников, но и уметь вести диалог с представителями разных социальных групп, культур, вероисповеданий и видеть в каждом человеке уникальную ценность. Актуальность темы заключается в том, что коммуникативная компетентность стала одним из основных показателей качества работы специалиста в любой области человеческой деятельности, демонстрирующим уровень сформированности ключевых представлений, знаний и навыков в сфере межличностного взаимодействия на социально и профессионально приемлемом уровне. Однако, как свидетельствуют научно-теоретические и психосоциологическиеисследования, эффективность процесса формирования коммуникативной компетентности педагогов средних образовательных учреждений существенно сдерживается недостаточно оперативным откликом психологической науки на потребности практики в научно-методическом обеспечении процесса коммуникативной подготовки педагогического состава. Именно поэтому представляется актуальным исследование коммуникативной компетентности педагогов средней школы, выявление и практическая реализация которых связана с осмыслением продуктивных подходов и идей, накопленных в отечественной и зарубежной теории и практике. Основная проблематика изучения специфики использования коммуникативных компетенций в той или иной форме соотносится с различными областями методологии психологических исследований. В этой связи отдельные важные для целей ВКР аспекты отражены в различных, посвященных общим вопросам методологии и методов психологических исследований в части реализации практических исследовательских проектов. Коммуникативные компетенции, их цели, отличительные особенности и роль в различных психологических исследованиях рассмотрены в работах:(Л.С.
Выготский, А.В. Запорожец, АН. Леонтьев, МИ. Лисина, ДБ. Эльконин,
B.C.Мухина, В.А. Петровский, Е.В. Субботский, А. А. Бодалев, ЮН. Емельянов, Л.Н. Булыгина, Л.К. Гейхман, ГС. Васильева, Л.А.Петровская,
Д.И. Иванов, И.А. Зимняя, КЛ. Кабдолова, С.А.Сальникова, ГА. Сергеев, ГА. Ковалев, НИ. Дереклеева, Л.П. Буева). Объектом исследования ВКР является коммуникативные компетенции. Предметом исследования
ВКР является особенности коммуникативных компетенций педагогов средней школы. Целью исследования ВКР является изучение особенностей коммуникативных компетенций педагогов средней школы. Гипотеза ВКР – мы предполагаем, что особенности коммуникативных компетенций являются условием эффективной деятельности педагогов средней школы.


5 Задачи исследования ВКР:
1) Провести теоретический анализ коммуникативных компетенций;
2) Изучить особенности коммуникативных компетенций педагогов средней школы
3) Организовать и провести эмпирическое исследование по изучению коммуникативных компетенций педагогов средней школы
4) Дать психологические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций для педагогов. Этапы исследования исследование проводилось в три этапа на первом этапе определены цель и задачи исследования выдвинута гипотеза проанализированы психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования по проблеме сформирована выборка на втором этапе проведено эмпирическое исследование коммуникативных компетенций педагогов разработаны рекомендации на третьем этапе осуществлено обобщение и проверка полученных результатов, подведены итоги исследования, оформление работы. Методы исследования на каждом этапе работы и при решении отдельных задач применялись соответствующие методы исследования на первом этапе - теоретический (анализ литературы по проблеме на втором этапе - эмпирические (диагностические методики на третьем этапе – анализ результатов исследования. В работе нами были использованы теоретические, эмпирические методы исследования. В качестве теоретических методов выступал анализ психолого-педагогической литературы, по проблеме исследования. В качестве эмпирических методов было использовано психологическое тестирование с использованием методик
1) Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. А.
Лосенков);
2) Диагностика эффективности педагогических коммуникаций модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева);
3) Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко. В качестве математических методов была использована корреляция
Пирсона База исследования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Березовская средняя школа № 4" Юридический адрес 662521, Красноярский край, Березовский район, поселок городского типа Березовка, Солнечная улица, дома. Исследованием было охвачено 30 сотрудников. Объем и структура работы работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

6 Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей коммуникативных компетенций педагогов средней школы
1.1 Понятие и компоненты коммуникативной компетенции В психологии обычно подчеркивается значимость плодотворного общения со взрослыми в становлении личности дошкольника и оптимизации его психологического формирования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, АН.
Леонтьев, МИ. Лисина, ДБ. Эльконин, B.C. Мухина, В.А. Петровский, Е.В.
Субботский), однако само пространство общения, в котором происходит формирование ребенка, содержащее безопасность и позитивность в плане поддержки конструктивных преобразований в его психике, определяется степенью коммуникативной компетентности педагога [14, 25c]. Одним из первых в нашей стране представление коммуникативной компетентности в своих работах стал применять А. А. Бодалев. Его изучения инициировали другие работы, связанные с восприятием и пониманием людьми друг друга. В. Н. Куницина сравнила коммуникативный профессионализм с понятием о благополучной коллективной работе людей [3, 79c]. В. А. Лабунская рекомендовала установление коммуникативной компетентности, подчеркнув в ней 3 элемента достоверность (точность) восприятия иных людей, сформированность невербальных средствобщения и обладание устной и письменной информацией [4, 143c]. Развернутое определение коммуникативной компетентности предложил Ю. М. Жуков. В его представлении коммуникативная компетентность – это психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В структуре, так понимаемой коммуникативной компетентности вводится совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают успешное протекание коммуникативных процессов у человека [10, 145c]. ЮН. Емельянов соотносит коммуникативный профессионализм со способностью человека брать на себя и выполнять разнообразные общественные роли, приспосабливаться в социальных группах и ситуациях, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения. К существенным признакам коммуникативной компетентности он относит способность человека организовывать и управлять межличностным пространством в процессе инициативного и активного общения с людьми. В сущность коммуникативной компетентности также включается осознание человеком собственных ценностных ориентаций, нужд, техники работы с людьми, перцептивных способностей, чувств, эмоциональных состояний [18,
324c].


7 ЮН. Емельянов полагает то, что коммуникационная компетентность – базирующая на знаниях и чувственном опыте, направленность человека в ситуациях общения, умению индивида результативно взаимодействовать с окружающими людьми в концепции межличностных отношений. Оно создается в процессе изучения индивидом систем общения и введения в совместную деятельность.
А.А.
Кидрон устанавливает компетентность в общении коммуникативную компетентность) посредством представления успешность общения [19, 65c]. Представление социально-перцептивной компетентности встречается ив работах Н. Н. Ершовой. Ею социально-перцептивная компетентность обуславливается как представленность в сознании субъекта познаний, навыка самопознания и постижения отличительных черт поведения, эмоционального состояния, а кроме того способностью особым способом структурировать данные знания, правильно понимать и принимать человека с целью развития его личности. Многие авторы связывают коммуникативную компетентность с развитием у человека коммуникативных способностей. ГС. Васильева в состав коммуникативной компетентности включает три вида таких способностей гностические, экспрессивные и интерактивные [8, 76c].
И.Р. Алтуниной предложена методика практического оценивания коммуникативной компетентности через развитость у человека коммуникативных способностей. Понятие компетентность в общем смысле рассматривают как знания и опыт в той или иной области.
Андреева ГМ. определяет коммуникативную компетентность как усвоение этико-психологических и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение техникой общения.
Л.А.Петровская считает, что коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. Коммуникативная компетентность
– сложное социально- психологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнозировать межличностные события, выбирать и осуществлять адекватные способы обращения с окружающими и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия сними. Она включает адекватную самооценку, развитые перцептивные возможности, арсенал необходимых техник общения, усвоенные нормы ролевого поведения и навыки рефлексии и управления собственными эмоциями [23, 54c]. Коммуникативная компетентность складывается из способностей давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок уровень отношения людей (те. партнеров) к общению в целом. Коммуникативная установка партнера – это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может


8 прогнозироваться входе выявления предметно-тематических интересов партнера, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношения к форме общения включенности партнеров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется входе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнера, его предметно-практических предпочтений эмоциональных оценок форм общения. Обобщенные эмоциональные реакции типа интересно – неинтересно, удовлетворен
– не удовлетворен характеризуют эмоциональные суждения о публичном общении
2)социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [24, 97c]. Особое значение имеет для выполнения управленческих функций. В общении руководителю необходимо умение найти правильное слово, тон, верную пристройку к партнеру в ситуации делового общения. Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. Он социален с одной стороны и включает интериоризированные нормы и ценности культуры. С другой стороны, индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических особенностях, связанных с общением в жизни личности [27, 108c]. В общении особую роль играет овладение социальными ролями организатора и участника общения. Здесь важен опыт восприятия искусства, так как искусство воспроизводит разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности – система знаний, историй и культуры человеческого общения, предполагает интеграцию всех источников коммуникативной компетентности. Обладая определенным уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определенный уровень самосознания и самоуважения. Личность становится персонифицированным субъектом общения – не только искусство адаптации к ситуации, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать коммуникативную индивидуальную дистанцию. Анализ составляющих компонентов коммуникативной компетентности рассматривается на трех уровнях соционормативный, сигнификационный (система символов и нормативных предписаний по их использованию в общении, акциональный. При таком подходе к характеристике коммуникативной компетенции целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие
1)коммуникативно-диагностическую диагностика социопсихологической ситуации и условий будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально- психологических и других противоречий, с которыми, возможно, предстоит столкнуться личности в общении