ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социологические науки
141 го мировоззрения, гуманизма и развитие многообразных суеверий, магических ритуалов, оккультизма, в которых сохраняется малая доля религии, но уходит из-под контроля церкви и превращается в современную мифологию. Список литературы
1. Маннгейм К. Диагноз нашего времени Очерки военного времени, написанные социологом / ИНИОН РАН. – МС. Гараджи В.И. Религиеведение. – е изд, дополн. – Мс. Борисова УС. Особенности этнокультурной идентификации студентов саха // Социальные и гуманитарные исследования на Дальнем Востоке. –
2012. – № 1 (33).
4. Борисова УС. Этнокультурное образование историко-социологиче- ский анализ (на материалах Республики Саха (Якутия автореф. дисс. … доктора социолог. наук. – СПб., 2006. – 39 с. ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
© Старостина С.А.
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск В статье исследуются актуальные проблемы социологического изучения жизненных стратегий современной молодежи. Ключевые слова молодежь, жизненные стратегии, жизненные планы. Современный мир – это мир формирования и развития многообразных жизненных стратегий человека. Молодежь занимает особое положение в обществе, поскольку от нее зависит будущее России. Ее ценностные ориентации и мировоззренческие установки, потребности и интересы, цели и приоритеты целенаправленно исследуются представителями многих гуманитарных наук. В теоретическом и эмпирическом плане проблема жизненных стратегий до настоящего времени остается недостаточно изученной. Недостаточно работ российских и зарубежных ученых, посвященных рассмотрению жизненных стратегий, исследованию типологии и структуры, механизмов и процессов их формирования. Многие исследователи, среди них философы, социологи, психологи, стремятся решить эти проблемы и предложить универсальную типологию жизненных стратегий [1]. При этом используются различные подходы. Так, К. Хорни изучала личностные стратегические ориен-
Студент кафедры Социологии и управления персоналом.
141 го мировоззрения, гуманизма и развитие многообразных суеверий, магических ритуалов, оккультизма, в которых сохраняется малая доля религии, но уходит из-под контроля церкви и превращается в современную мифологию. Список литературы
1. Маннгейм К. Диагноз нашего времени Очерки военного времени, написанные социологом / ИНИОН РАН. – МС. Гараджи В.И. Религиеведение. – е изд, дополн. – Мс. Борисова УС. Особенности этнокультурной идентификации студентов саха // Социальные и гуманитарные исследования на Дальнем Востоке. –
2012. – № 1 (33).
4. Борисова УС. Этнокультурное образование историко-социологиче- ский анализ (на материалах Республики Саха (Якутия автореф. дисс. … доктора социолог. наук. – СПб., 2006. – 39 с. ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
© Старостина С.А.
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск В статье исследуются актуальные проблемы социологического изучения жизненных стратегий современной молодежи. Ключевые слова молодежь, жизненные стратегии, жизненные планы. Современный мир – это мир формирования и развития многообразных жизненных стратегий человека. Молодежь занимает особое положение в обществе, поскольку от нее зависит будущее России. Ее ценностные ориентации и мировоззренческие установки, потребности и интересы, цели и приоритеты целенаправленно исследуются представителями многих гуманитарных наук. В теоретическом и эмпирическом плане проблема жизненных стратегий до настоящего времени остается недостаточно изученной. Недостаточно работ российских и зарубежных ученых, посвященных рассмотрению жизненных стратегий, исследованию типологии и структуры, механизмов и процессов их формирования. Многие исследователи, среди них философы, социологи, психологи, стремятся решить эти проблемы и предложить универсальную типологию жизненных стратегий [1]. При этом используются различные подходы. Так, К. Хорни изучала личностные стратегические ориен-
Студент кафедры Социологии и управления персоналом.
НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ – 2014 142 тации в системе отношений я – другие как движение. Хорни К. отмечала, что для удовлетворения общественных шаблонов и своих устремлений каждый человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации, по отношению к другим людям 1) движение к людям любовь является единственной целью людей с такой ориентацией, а все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь 2) движение против людей система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии джунглей – борьба за существование является жизнью 3) движение от людей потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Но зачастую это выражается лишь в отсутствии адекватного способа приспособления к современным условиям жизни [2]. В 2009 г. при участии авторов было проведено социологическое исследование, посвященное положению молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Входе исследования была опрошена молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, выборка составила 1000 респондентов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Дополнительно в исследовании приняли участие 50 экспертов руководители, специалисты учебных заведений, работодатели, руководители органов по делам молодежи муниципальных образований автономного округа, руководители учреждений по работе с подростками и молодежью, представители детских и молодежных общественных организаций, руководители органов исполнительной власти автономного округа. На основании проведенного социологического исследования, используя типологию жизненных стратегий, предложенную Ю. Резником, можно выделить следующие основные жизненные стратегии молодежи стратегия жизненного благополучия (Ю. Резник, стратегия жизненного успеха (Ю. Резник, семейной самореализации. Эти стратегии подтверждаются следующими результатами опроса основными целями респондентов в ближайшие 10-20 лет являются материальное обеспечение, профессиональный успех (52,0 %), создание семьи (45,9 %). При этом значимых различий между ценностями сельской и городской молодежи не выявлено. Следует также отметить, что мнение молодежи и мнение экспертов совпадают в оценке приоритетов, различаясь в процентном отношении. Эксперты считают, что в ближайшие 10-20 лет главными целями молодежи являются материальное обеспечение (76,0 %), профессиональный успех (74,0 %), создание семьи (40,0 %). Адлер А. рассматривал жизненные стратегии посредством адаптационного подхода. Он полагал, что уже в детстве формируется жизненный стиль человека как интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Адлер А. называет любовь, дружбу и работу основными жизненными целями, или стратегиями, с которыми сталкивается человек и которые определены условиями человеческого существования. Они позволя-
Социологические науки
143 ют человеку оптимально адаптироваться к той среде, в которой он находится. По А. Адлеру, каждый человек выбирает для себя жизненную цель, в которой отражаются его стремления и приоритеты [3]. Индивидуалистический подход к изучению жизненных стратегий присущ К. Юнгу. Он считал, что человек на протяжении всей жизни непрерывно приобретает различные новые умения, достигает новых целей и раскрывается все более полно. Наиболее важной жизненной целью индивида он считал обретение себя. Эта цель была своеобразным результатом стремления различных компонентов личности к единству. По мнению Юнга, полное раскрытие своего я является самой главной и последней жизненной целью человека, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуализация [4]. Кассер Т. и Райн Р. выделили две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью.
Абульханова-Славская КА. осуществила комплексный анализ жизненной стратегии личности, дала определение жизненной стратегии, определила сущность и основные характеристики стратегий жизни, факторы, влияющие на их формирование и реализацию, предложила типологию стратегий. По мнению КА. Абульхановой-Славской, жизненная стратегия – это принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию [5]. Абульханова-Славская КА. в жизненной стратегии выделяет три главных признака – выбор способа жизни, разрешение противоречия хочу – имею и создание условий для самореализации, творческий поиск. Она считает, что личность можно назвать зрелой, только если она способна устанавливать свой порог удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. Активность личности она отнесла к главному параметру построения жизненной стратегии. По ее мнению, это проявляется как способность к балансу между желаемыми необходимым, личными социальным.
143 ют человеку оптимально адаптироваться к той среде, в которой он находится. По А. Адлеру, каждый человек выбирает для себя жизненную цель, в которой отражаются его стремления и приоритеты [3]. Индивидуалистический подход к изучению жизненных стратегий присущ К. Юнгу. Он считал, что человек на протяжении всей жизни непрерывно приобретает различные новые умения, достигает новых целей и раскрывается все более полно. Наиболее важной жизненной целью индивида он считал обретение себя. Эта цель была своеобразным результатом стремления различных компонентов личности к единству. По мнению Юнга, полное раскрытие своего я является самой главной и последней жизненной целью человека, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуализация [4]. Кассер Т. и Райн Р. выделили две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью.
Абульханова-Славская КА. осуществила комплексный анализ жизненной стратегии личности, дала определение жизненной стратегии, определила сущность и основные характеристики стратегий жизни, факторы, влияющие на их формирование и реализацию, предложила типологию стратегий. По мнению КА. Абульхановой-Славской, жизненная стратегия – это принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию [5]. Абульханова-Славская КА. в жизненной стратегии выделяет три главных признака – выбор способа жизни, разрешение противоречия хочу – имею и создание условий для самореализации, творческий поиск. Она считает, что личность можно назвать зрелой, только если она способна устанавливать свой порог удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. Активность личности она отнесла к главному параметру построения жизненной стратегии. По ее мнению, это проявляется как способность к балансу между желаемыми необходимым, личными социальным.
НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ – 2014 144 Резник Ю.М. рассмотрел типы стратегий, которые встречаются в повседневной жизни наиболее часто и которые можно выделить по ряду институциональных признаков социально-экономическому положению способу воспроизводства и трансляции культурных стандартов системе регуляции и контроля социальному характеру (коллективной ментальности профессиональному этосу. По его мнению, в совокупности эти признаки образуют комплексный критерий социологической типологизации жизненных стратегий. Сфера распространения типа стратегий определяется уровнем социаль- но-экономического и культурного развития общества способом производства, уровнем и качеством жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, степенью участия в управлении государством, влиянием традиций-идеалов и верований [6]. Резник Ю.М. предполагает, что выбор той или иной жизненной стратегии обусловлен принадлежностью к определенному классу (группе, слою. Среди основных жизненных стратегий Ю.М. Резник выделяет стратегию жизненного успеха, стратегии жизненного благополучия, стратегии самореализации. Также автор отмечает, что все выделенные типы жизненных стратегий могут иметь множество модификаций. В социологической науке изучению проблем молодежи во взаимосвязи с формами и методами целенаправленного регулирования ее поведения, жизненных планов и ориентаций уделено значительное внимание. По мнению Ю.А. Зубок, такие подходы проявились в разработке специальных социологических теорий, которые были направлены на исследование жизненных планов молодежи (МН. Руткевич, ВТ. Лисовский); структуры ее профессиональных ориентации (В.Н. Шубкин), социальной активности молодежи (АС. Капто, В.Г. Мордкович), формирования идеалов, ценностных ориентации, интересов различных ее групп – рабочей молодежи НМ. Блинов, Ю.Р. Вишневский, В.С. Павлов, сельской молодежи (ИМ. Сле- пенков, В.И. Староверов, молодой интеллигенции (АС. Кулагин, Ф.Э. Ше- реги), студентов (ВТ. Лисовский, ЛЯ. Рубина, В.И. Чупров) [7]. Важным среди результатов сравнительного исследования ценностных ориентаций молодежи Китая и Якутии явился вопрос об источниках жизненных успехов человека. По мнению абсолютного большинства респондентов во всех трех группах, жизненные успехи человека определяются личностными качествами самого человека. Абсолютное большинство (свыше
90 % во всех трех группах саха, русские, китайцы) опрошенных молодых людей утверждает, что имеет четкие жизненные планы на ближайшие год- два, налет (в общем 60,0 %), а на ближайшие 10-15 лет имеют четкие жизненные планы каждый второй китаец и русский [8]. Современная молодежь ориентируется на уже устоявшиеся в обществе ценности. Ими остаются желание материального благополучия стремление молодых людей добиться успеха в своей профессии получить профес-
90 % во всех трех группах саха, русские, китайцы) опрошенных молодых людей утверждает, что имеет четкие жизненные планы на ближайшие год- два, налет (в общем 60,0 %), а на ближайшие 10-15 лет имеют четкие жизненные планы каждый второй китаец и русский [8]. Современная молодежь ориентируется на уже устоявшиеся в обществе ценности. Ими остаются желание материального благополучия стремление молодых людей добиться успеха в своей профессии получить профес-
Социологические науки
145 сиональное образование и создать крепкую и счастливую семью. Эти жизненные ориентации являются для молодежи наиболее важными. Таким образом, можно утверждать, что основные жизненные стратегии, выделенные нами, являются одними из самых главных для молодежи на протяжении уже нескольких лет. Важными жизненными целями современной молодежи являются профессиональный успех, престижная работа материальный достаток и благополучие создание счастливой семьи. Данные цели в конечном итоге являются факторами, обеспечивающими самореализацию, личностный рост и уверенность в себе современной молодежи. Список литературы
1. Васильева ОС, Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. – 2002. – № 4. – С. 74-85.
2. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. –
СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
3. Фрейджер Р, Фейдимен Д. Личность теории, упражнения, эксперименты СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – С. 280-281.
4. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Перс англ. С. Меленевской. – СПб.: Питер Пресс,
2008. – 532 с.
5. Абульханова-Славская КА. Стратегия жизни. – М Мысль, 1991. –
299 с.
6. Резник ТЕ, Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. – 1995. – № 2. – С. 98-104.
7. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // Социологические исследования. – 2008. – № 7. –
C. 108-117.
8. Борисова УС, Петров АН. Результаты сравнительного исследования ценностных ориентаций молодежи // Социология образования. – 2011. –
№ 11. – С. 80-91.
145 сиональное образование и создать крепкую и счастливую семью. Эти жизненные ориентации являются для молодежи наиболее важными. Таким образом, можно утверждать, что основные жизненные стратегии, выделенные нами, являются одними из самых главных для молодежи на протяжении уже нескольких лет. Важными жизненными целями современной молодежи являются профессиональный успех, престижная работа материальный достаток и благополучие создание счастливой семьи. Данные цели в конечном итоге являются факторами, обеспечивающими самореализацию, личностный рост и уверенность в себе современной молодежи. Список литературы
1. Васильева ОС, Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. – 2002. – № 4. – С. 74-85.
2. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. –
СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
3. Фрейджер Р, Фейдимен Д. Личность теории, упражнения, эксперименты СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – С. 280-281.
4. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Перс англ. С. Меленевской. – СПб.: Питер Пресс,
2008. – 532 с.
5. Абульханова-Славская КА. Стратегия жизни. – М Мысль, 1991. –
299 с.
6. Резник ТЕ, Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. – 1995. – № 2. – С. 98-104.
7. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // Социологические исследования. – 2008. – № 7. –
C. 108-117.
8. Борисова УС, Петров АН. Результаты сравнительного исследования ценностных ориентаций молодежи // Социология образования. – 2011. –
№ 11. – С. 80-91.