Файл: Контрольная работа по дисциплине Теоритические основы формирования информационной культуры педагога Вариант 13 Вопрос Показатели сформированности информационной культуры педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет педагогического образования

Кафедра дошкольного и начального педагогического образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Теоритические основы формирования информационной культуры педагога»
Вариант № 13
Вопрос: «Показатели сформированности информационной культуры педагога»


Выполнил:

Обучающийся 4курса

Форма обучения заочная

Группы З-ДО-16/3 «Б»

Бражникова В.И.
Руководитель :

Канд. пед. н., доцент

Уманец Сергей Фёдорович

Оценка _______________

Донецк, 2018

Введение

В профессиональной деятельности педагога важное значение имеет умение и желание находить новые сведения, факты, материалы, использовать их в практической деятельности. Особенно актуально это становится сегодня, когда временные рамки обновления информации стремительно сокращаются при одновременном росте её объёмов. Информационное общество требует становления нового типа образования, при котором учёба становится неотъемлемым атрибутом всей жизни человека. Сегодня, для того, чтобы стать (и оставаться) специалистом необходимо постоянно усваивать новые знания, не ограничиваясь теми, которые мы получаем в учебном заведении. Совокупность качеств, позволяющих осуществлять  эту деятельность эффективно, свидетельствует  о высоком уровне информационной культуры.

Педагог должен уметь ориентироваться в непрерывно растущем информационном потоке. И сегодня в профессиональной педагогической среде широко используются понятия «информация», «информационный» и т.п. в различных ипостасях. Информационная культура сегодня является необходимым компонентом педагогической культуры.  Педагог сегодня должен быть готов к использованию новых информационных технологий, уметь в полной мере реализовать существующие информационные ресурсы, что предполагает развитие всех компонентов информационной культуры педагога. Что такое «культура» и «информационная культура»?              

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей
, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Понятие «культура» может употребляться в самых разных смыслах. Если в основу классификации видов культуры положить содержательный или предметный признак, то можно говорить о физической, художественно-эстетической, экологической, политической культуре и так далее. В этом же ряду находится и информационная культура.

Основная часть

Понятие «информационная культура» подразумевает готовность человека к жизни и деятельности в высокоразвитой информационной среде, умение эффективно использовать ее возможности и защищаться от ее негативных воздействий.

Если говорить об информационной культуре педагога, то она отличается четкой направленностью на использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности со следующими целями:

– применение методов и приемов обучения с использованием современных компьютерных программных продуктов,  их демонстраций;

– организация учебно-познавательной деятельности учащихся  с применением  информационных технологий;

– реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования  с помощью демонстрации  возможностей информационной образовательной среды в получении и переработке, трансформации и хранении информации  (увеличение объема информации, ее наглядность, оперативность ее получения из различных источников и пр.);

– установление за счет собственного информационного поведения более тесного контакта и взаимопонимания с учащимися и коллегами, что способствует усилению педагогического воздействия;

– повышение не только уровня собственной профессиональной деятельности, но и качества обучения, воспитания и развития учащихся;

– создание условий для развития  у учащихся потребности в применении информационных технологий на практике.  

Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание), использовать ее для получения, обработки и передачи средства информатизации и информационные технологии. Информационную культуру надо рассматривать как сложное системное образование, отражающую интеграцию знаний о человеке и культуре человечества.

Вступление в информационный век самым существенным образом оказало влияние на систему профессионального образования. Умение осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях компьютерных и коммуникационных технологий становится обязательным компонентом подготовки специалиста, условием мобильности и его конкурентоспособности.



Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Ведущими задачами образования во все времена развития человечества были передача подрастающему поколению культурно-исторического достояния обще- ства, а также формирование личности, спо- собной на протяжении всей жизни не толь- ко приспосабливаться к быстрым измене- ниям в профессиональной сфере, но и со- действовать новым достижениям культуры.

С целью выявления уровней сформированности информационной культуры педагогов выделены критерии и показатели:

мотивационный критерий с показателями – осознание значимости формирования информационной культуры педагога, устойчивая направленность на использование ИКТ в профессиональной деятельности;

когнитивный критерий с показателями – наличие структурированных знаний, целостная практико - ориентированная совокупность информационных знаний и умений педагога;

деятельностный критерий с показателями – умение отбирать и использовать современные ИКТ в образовательной деятельности, умение поиска нужной информации и ее использование;

рефлексивный критерий с показателями – самооценка умения использования ИКТ в образовательной деятельности.

В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога.

О. Н. Мяэотс относит к ним следующее:
Стремление:
– интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;
– потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;
– профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.
Личностные качества:
– ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности;
– согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий;

– уверенность в правильности принятия нестандартных решений.
Позиция:
– отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению;
– стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов;
– утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации».

Уровень сформированности информационной культуры педагога может быть определен по следующей совокупности критериальных показателей:

1) состояние информационного самосознания учителя (общекультурная и профессиональная эрудированность; понимание и принятие ценностей информационной деятельности; рефлективность профессиональной позиции; применение информационных образовательных ресурсов для целей самообразования; согласованность реальной деятельности с ценностями);

2) развитость информационно-технологических навыков (применение информационных технологий в решении актуальных педагогических задач; наличие гибкой системы навыков; участие в обеспечении информационного взаимодействия в образовательном учреждении);

3) творческая активность и самостоятельность (участие в проектной деятельности, создание собственных информационных продуктов; наличие авторской позиции (методики); способность осуществлять выбор и привлекать необходимые информационные ресурсы);

4) эмоциональное отношение к информационной деятельности (позитивная профессиональная самооценка; наличие интереса к информационной деятельности; удовлетворенность результатами собственной информационно-педагогической деятельности);

5) успешность и эффективность информационно-педагогической деятельности (наличие достижений в сфере информационно-педагогической деятельности; участие в совместных с другими специалистами проектах).

Выводы

Таким образом, становление информационной культуры личности как особого вида компетентности в новых информационных условиях является неотъемлемой частью общей культуры человека и одной из приоритетных задач системы образования. Информационная культура личности - сложное системное качество личности, представляющее собой упорядоченную совокупность гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентации, собственных позиции и свойств личности и проявляющееся в реализации универсальных способов познания, взаимодействий, взаимоотношений, деятельности в информационной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению нового образа жизни на информационной основе.


Информационная культура личности пронизана информационной деятельностью - процессом, в ходе которого личность преобразует и познает информационную среду, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые объекты, процессы, явления информационной среды - объектом своей деятельности. Информационная культура дает возможность наиболее полно реализовать в такой деятельности свои способности, потребности и стремления (как в интересах собственного развития, так и с пользой для окружающих). Обеспечение ответствующего уровня информационной культуры, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности, является социальным заказом информационного общества для системы образования.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающей целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и другое; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации;

в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.

 

































Список использованных источников

  1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие /Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – 572 с

  2. Сайт «Информационная помощь студентам» Статья «Понятие и сущность информационной культуры педагога» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2371 (Дата обращения: 10.02.2018)
  3. Статья «К вопросу о сущности информационной культуры педагога» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/text /79/022/77456.php (Дата обращения: 11.02.2018)
  4. Сайт «Социальная сеть работников образования» Статья «Формирование информационно – коммуникационной культуры педагога» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/ shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/11/18/formirovanie-informatsionno-kommunikatsionnoy-kultury (Дата обращения: 09.02.2018)

  5. Сайт «Образовательный портал» статья «Информационная культура педагога» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/10521 Informatsionnaya_kultura_pedagoga.html (Дата обращения: 09.02.2018)

  6. Информационная культура педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studwood.ru/1137885/pedagogika/informatsionnaya _kultura_pedagoga (Дата обращения: 12.02.2018)