Файл: 1. Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенкадошкольника.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание №3


1. Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенка-дошкольника?

В своей многовековой практике человечество создало определённую эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так в области формы – это плоские геометрические фигуры и объёмные формы, в области цвета: одноцветный и разноцветный.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.


2. Почему учебная деятельность признается ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения?

Учебная деятельность имеет свои специфические характеристики:

• учебная деятельность специально направлена на овладение определенным учебным материалом и решение учебных задач;

• в учебной деятельности происходит освоение общих способов действий и научных понятий;

• в процессе овладения учебным материалом общие способы действия предваряют решение учебных;

• учебная деятельность способствует изменениям самого субъекта деятельности, т. е. школьника;

• под влиянием собственных учебных действий и их результатов происходят изменения психических свойств и поведения школьника.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, которая не носит обязательного характера, в отличии от учебной деятельности. Также учебная деятельность должна быть результативной, направленной на достижение определенной цели, которую необходимо осознать ребенку. В связи с этим в рамках учебной деятельности создаются условия для развития умения самостоятельно формулировать цель деятельности. Наряду с этим учебная деятельность отличается произвольностью, обеспечивающей произвольное управление своими эмоциональными состояниями,
двигательной активностью, познавательными процессами, отношениями с другими людьми и др. Произвольный характер учебной деятельности возможен при произвольности всех психических процессов, что обеспечивает самостоятельное формулирование цели и ее успешное достижение. Произвольность психических процессов является одним из главных психологических новообразований младшего школьного возраста, формирующихся под влиянием учебной деятельности как ведущей деятельности на данном этапе онтогенеза.

К основным психологическим новообразованиям младшего школьного возраста, складывающимся под влиянием учебной деятельности, относятся: планирование в уме, умение анализировать и рефлексия. Под их влиянием перестраиваются и совершенствуются основные психические процессы ребенка (внимание, восприятие, память и мышление), возрастает их произвольность, осознанность и контролируемость. В этом заключается основное влияние учебной деятельности на психическое развитие младшего школьника, что обеспечивает в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.

3. Являются ли ориентиры в интеллектуальном и личностном развитии подростка типичными, нормативными достижениями или выступают как «возможности», «идеалы»?

Согласно «доминанте романтики» в таком возрасте у подростков превалируют идеалы, далекие от реальности: поп-звезды, известные личности, супергерои и т.д. Подросткам не очень характерно стремление к «реальным» целям – покупка квартиры, машины, получение высокой должности. Им кажется, что, имея возможности, можно достичь многого, но не всегда есть понимание, а зачем вообще совершать тот или иной поступок. Именно поэтому рациональные комментарии взрослых в таком возрасте кажутся им чем-то навязанным и ограничивающим свободу.

Поэтому многие родители испытывают страх, непонимание настоящего - почему подросток отстаивает свое, почему он хочет другое, никак не относящееся к действительности. Подростки только начинают свой путь " взрослого" - для него все в новинку, поэтому он бунтует, хочет сделать все по-другому, нежели навязывает общество, родители, учителя, более зврослые друзья.



Этот период прекрасен - у подростка, который свободен в высказываниях, открыт к социуму, всему новому- сформирует в нем достигатора, целеустремленную личность.

4. Выскажите вашу точку зрения по поводу ведущей деятельности в период зрелости. Сравните ее с известными вам позициями психологов.
Ведущая деятельность в период зрелости – наставничество. В первом периоде эпохи зрелости человек реализует потребность передать опыт последователю, становится наставником на жизненном или профессиональном пути своего ученика. Во втором периоде эпохи зрелости статус ведущей деятельности приобретает коллективное творчество. Зрелость – самый длительный период жизни человека.

Э. Эриксон считал, что зрелость захватывает время от 25 до 65 лет, т.е. около 40 лет жизни. Американский психолог Р. Кесслер считал так: «Всё говорит о том, что средний возраст – это самое лучшее время жизни. Вас ещё не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе?»

Многие исследователи поддерживают точку зрения Кесслера и считают кризис середины жизни скорее исключением, чем правилом.

Американский ученый К. Рифф говорил: "Чем лучше ваше психологическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют почувствовать вас неполноценным".

Моя точка зрения такова: чем старше человек, тем больше у него приобретенного жизненного опыта,навыков и своих идеалов, тем больше возможностей реализовывать себя в различных сферах деятельности, достигать "своих высот" и заниматься тем, что нарвится именно ему.

Бочарова В.В.