Файл: Структура слога в английском и русском языках.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Частное учреждение образовательная организация высшего образования

"Омская гуманитарная академия"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: «Структура слога в английском и русском языках»
По учебной дисциплине: Фонетика

Выполнил(а): Захарченко О.А.

Фамилия И.О.

Направление подготовки:

Педагогическое образование

(два профиля)

Форма обучения: заочная

Оценка:

_____________________

_____________________

Подпись Фамилия И.О.

“____”________________2023 г.

Омск, 2023

Содержание
Введение 3

  1. Слог как фонетическая и фонологическая единица.

Различные трактовки сло­га. Теории слого­образования. 4

  1. Структура слога. Слогообразующие

звуки в английском языке. 7

  1. Типы слогов по их началу и концу.

Понятие от­крытого и закрытого слога. .8

  1. Слогоделение в английском языке (в сравнении с русским) 10

  2. Функции слога в фонетической структуре слова и фразы 11

Заключение…………………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………………………14

Введение
Целью написания данного реферата является сравнение структур слога в английском и русском языках. По определению лингвистического энциклопедического словаря слог - это «фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом». Слог представляет собой сложную единицу, которую, можно рассматривать с различных точек зрения: артикуляторной, акустической, перцептивной и функциональной. В артикуляторном отношении слог является основной единицей звуковой структуры слова. Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Слог является той наименьшей единицей, на которую может быть артикуляторно расчленено слово.

Предполагается, что слог реализуется не как последовательность звуков, его составляющих, а как цельный артикуляционный комплекс, т.е. задается единым блоком нейрофизиологических команд мышцам. По своему составу слог может быть единицей простой, состоящей из одной фонемы, или сложной, состоящей из нескольких фонем.

В слоге осуществляется наиболее тесная связь аллофонов фонем. Он является той наименьшей единицей, в которой реализуются компоненты акцентно-ритмической структуры, т.е. словесного ударения.


Исходя из выбранного аспекта, можно рассмотреть и различные трактовки слога, а также связанные с ними теории слогообразования в применении к русскому и английскому языку.

1. Слог как фонетическая и фонологическая единица. Различные трактовки слога. Теории слогообразования
Анализируя артикуляторный или моторный аспект, наснем рассказ с так называемой теории экспирации (пульсации грудной клетки), которая была экспериментально обоснована Р. Х. Стетсоном. Согласно его теории, выдох в потоке речи –это пульсирующий процесс, в котором каждый слог соответствует одному выдоху и , таким образом, количество слогов в высказывании должно соответствовать количеству выдохов в процессе производства этого высказывания. Эта теория подвергается критике в связи с тем, что иногда на одном выдохе можно произнести несколько слогов или слов подряд.

Другой распространённой теорией слога является теорией сонорности, разработанная О. Есперсеном. Он считал, что каждый звук можно охарактеризовать определённой степенью сонорности ( сонорность является акустической характеристикой звука, которая определяет его способность быть воспринятым). Согласно этой теории, все звуки можно классифицировать по степени сонороности, которой они обладают. Начинают ряд открытые гласные, за ними следуют закрытые гласные, затем сонанты, далее – звонкие фрикативные, звонкие взрывные, глухие фрикативные и, наконец, глухие взрывные как обладающие наименьшей степенью сонорности. При любом порядке следования друг за другом звуки, обладающие наибольшей степенью сонорности, образуют ядро слога, а звуки, обладающие наименьшей степенью сонорности, - его крайние сегменты, т.е., слогораздел происходит в местах наибольшего контраста по сонорности. Например, в слове plant степень сонорности меняется от минимальной на звуке [р], к болей высокой на звуке [l] и достигает наивысшей степени на [a:]. Затем она снова начинает уменьшаться сначала до уровня [n], а потом и до второго минимального порога на [t].

Слогораздел, по этой теории, находится в местах наибольшего контраста по сонорности. Это правило дополняется другим: согласный, непосредственно

предшествующий гласному, всегда с этим гласным составляет слоговое единство. Рассмотрим слова мхи, рдеть, рвы. Эти слова являются односложными, хотя по теории сонарности должны быть двухсложными. Но в данном случае несогласие с теорией является мнимым, так как у слов, где в начале сонарный гласный плюс шумный, всегда впереди-до сонарного- длительный гласный призвук , например [әмх’и]. Призвук нейтрального гласного в такой позиции обычен в нашем произношении.



Эту теорию можно было бы считать универсальной, если бы в различных языках не существовали слоги, которые ему противоречат. Например, английское слово stops должно иметь 3 слога вместо совершенно очевидного одного.

При членении на слоги таких слов как моржи, коржик, возможны 2 способа: мор-жи, кор-жик; либо мо-ржи, ко-ржик. Во втором случае выделяется слог [ржы], в котором 2 сонорные вершины. Получается, что слог – не волна сонорности, а впадина сонорности. В нём подъём на [р] и подъём на [ы], провал на [ж]. Каждый подъём – это особый слог; значит в слове моржи последний слог [ржы] – состоит из 2 слогов!

По мнению Васильева, наиболее серьёзный недостаток этой теории состоит в том, что она не объясняет, в чём состоит механизм слогообразования и слогоделения. Кроме того, само понятие сонорности не совсем чётко определено, что проявляется в некоторой непоследовательности данной теории.

Многочисленные эксперименты были нацелены на описание слога как фонетического явления, и эта работа получила своё отражение в теории де Соссюра, теории румынского лингвиста А. Розетти, теории чеха В.Халы.

Существование различных теорий слога доказывает, что слог – явление сложное. Поэтому каждая из них теорий объясняет лишь ограниченное количество примеров, с ним связанное. Подведя итог вышесказанному, можно отметить, что вопрос о том, что представляет собой артикуляторный механизм слогообразования, до сих пор открыт, и можно только предположить, что этот механизм одинаков во всех языках и принадлежит к так называемым фонетическим или физиологическим универсалиям.

Российские лингвисты придерживаются теории, которую в общем виде сформулировал Л.В. Щерба. Она называется теорией мускульного напряжения, суть которой состоит в том, что в большинстве языков в центре слога находится так называемая слогообразующая фонема, чаще всего – гласная, а иногда – сонант. Фонемы, предшествующие или следующие за слоговым пиком, называются крайними или маргинальными. Энергичность или напряжённость артикуляции увеличивается при переходе от превокалических согласных к центру слога и затем уменьшается на поствокалических согласных. Т.о., слог можно определить, как дугу артикуляторного (мускульного) напряжения. Позднее эту теорию дорабатывал Васильев, который отметил, что слог, как и любую другую произносимую единицу, можно охарактеризовать с помощь 3 физических величин:
высоты тона, мощности и длительности. В пределах слога эти величины меняются от минимума на превокальных согласных до максимума в центре слога, а затем снова уменьшаются на поствокальных согласных. Отсюда следует вывод, что если принимать во внимание напряжённость артикуляции и вышеупомянутые акустические данные, то на уровне речепорождения слог можно рассматривать как дугу артикуляторного усилия.

Таким образом, трудности адекватного описания слога обуславливаются многообразием подходов к этому явлению. Все точки зрения можно разделить на 2 группы:

  • Некоторые считают слог артикуляторной единицей, не имеющей никакой функциональной значимости. Эту точку зрения доказывает тот факт, что границы слогов не всегда совпадают с границами морфем.

  • Большинство учёных считают слог минимальной произносимой единицей, которая может обладать некими лингвистическими функциями.

Когда мы определяем слог с артикуляторной точки зрения, то можем говорить об универсалиях, т.е. категориях, применимых к любому языку. Когда мы определяем функциональный аспект слога, необходимо делать это с оглядкой на структуру данного конкретного языка, не обращая внимания на всеобъемлемость теории, поскольку, как указывает Джимсон, схожие звукосочетания в разных языках можно разделить по-разному.

Определение слога с функциональной точки зрения в современной лингвистике выделяет в слоге следующие черты:

  1. Слог – это цепочка фонем разной длительности.

  2. Слог формируется на основе контрастных компонентов (обычно гласный/согласный).

  3. Ядром слога является гласный, присутствие согласных не обязательно; не существует языков, в которых гласные не используются как ядро слога, однако, есть такие языки, в которых слогообразующая функция присуща согласным.

  4. Дистрибуция фонем в слоговой структуре происходит в соответствии с правилами каждого отдельного языка.



  1. Структура слога. Слогообразующие звуки в ан­глий­ском языке.



Слогообразование в английском языке происходит на основе фонологической оппозиции гласный – согласный. Гласные обычно слогообразующие, а согласные чаще всего нет, за исключением сонантов [l,m,n], которые становятся слогообразующими, если стоят в конце слова в безударной позиции после шумного согласного, например, в словах little, blossom, garden.


3.Типы слогов по их началу и концу. Понятие от­крытого и закрытого слога.

Структура слога меняется в зависимости от числа и порядка следования согласных. В английском языке выделяют 4 типа слога:

Открытый no CV

Закрытый odd VC

Прикрытый note CV(C)

Неприкрытый oh, oak V(C)





неприкрытый

Прикрытый

Открытый

oh

no

Закрытый

Odd, oak

note


В английском языке существуют все четыре возможных типа слога:

1) полностью открытый слог, т.е. слог, состоящий из одного гласного, например, or, I, a-bout; 2) полностью закрытый слог, т.е. слог, состоящий из гласного в окружении согласных, например, cup, time, strong;

3) слог, прикрытый в начале, т. е слог, начинающийся одним или несколькими согласными – sea, play, straw;

4) прикрытый в конце, т. е заканчивающийся одним или несколькими согласными – at, apt, acts.

Полностью открытый слог, как слог, состоящий из одного гласного (монофтонга или дифтонга) не имеет структурных подтипов. Остальные же

-8-

типы слогов в зависимости от количества входящих в них согласных могут иметь ряд различных подтипов. Для полностью закрытого слога таких подтипов по данным Г.П. Торсуева, насчитывается 12 (1.CVC fat, 2.CVCC fact, 3.CVCCC facts, 4.CCVC place, 5.CCCVC street, 6. CCVCC speaks, 7. CCVCCC sphinx, 8. CCCVCC streets, 9. CCCVCCC con-structs, 10. CVCCCC –sixths, 11.CCVCCCC twelfths, 12. CVCCCCC sixths [sikstθs] – эпентическое (дополнительное t); для прикрытого в начале слога – 3: CV sea, CCV play, CCCV straw; для прикрытого в конце слога – также 3: VC at, VCC apt, VCCC acts. Т.о. всего исследователи выделяют 19 подтипов английских слогов.
В русском языке также имеются все четыре возможных типа слога:

1) полностью открытый слог, например, а;

2) полностью закрытый слог, например, ров;

3) слог, прикрытый в начале -да;

4) прикрытый в конце,– ад.

Полностью открытый слог состоит из одного гласного и потому не может иметь структурных подтипов. Напротив, остальные 3 типа слогов имеют ряд подтипов.

Полностью закрытый слог, т.е. начинающийся и заканчивающийся одним или несколькими согласными, имеет следующие подтипы: 1. CVCC ламп; 2. CVCCC текст; 3. CCVC штат; 4. CCCVC встать; 5. CCVCC штамп; 6. CCVCCC сфинкс; 7. CCCVCC впрясть; 8. CVCCCC лекарств; 9 CCVCCCC графств. Таким обрпзом, полностью закрытый слог представлен в русском языке 10 структурными подтипами (вкл. CVC).