Файл: государственность других стран нового времени.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 314

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Лекция 13. Государственность других стран нового времени.

Обзор попытки 1

Тест начат

Воскресенье 21 Декабрь 2014, 13:58

Завершен

Воскресенье 21 Декабрь 2014, 14:08

Прошло времени

9 мин 39 сек

Набрано баллов

5/5 (100%)

Оценка

10 от максимума 10

ЛЕКЦИЯ 13 по теме «ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ДРУГИХ СТРАН НОВОГО ВРЕМЕНИ»

I. Развитие государственности Германии

§ 1. Германское государство в период с начала XIX в. по1871 г.

Ликвидация «Священной римской империи Германской нации».Вначале XIX в. «Священная римская империя Германской нации» представляла собой более 300 суверенных государств и независимых территориальных образований (курфюршеств, княжеств, аббатств, вольных городов и др.). В ходе наполеоновского захвата германских земель «Священная римская империя Германской нации» прекратила свое существование. В 1806 г. Наполеон I из 16 южно-германских государств создал союз монархий под своим протекторатом под названием «Рейнский союз». Государства «Рейнского союза» вышли из состава Германского государства и это предопределило его распад. Франц II отрекся от титула императора и «Священная римская империя Германской нации» исчезла с политической карты Европы.

После разгрома наполеоновской армии на Венском конгрессе в 1815 г. государства-победители приняли Союзный акт, предусматривавший образование германского государства в виде конфедерации. В Германский союз вошли 34 монархии и 4 вольных города. Это объединение являлось рыхлым союзом государств, не имевших крепких экономических связей, единой финансовой системы, армии и законодательства. Единственным центральным органом власти являлся Союзный сейм, состоящий из представителей правительств государств, вошедших в Германский союз. Для принятия Сейма решения требовалось единодушное согласие его членов.


Позитивным в решении Венского конгресса являлось предписание принять в немецких государствах конституции. В большинстве немецких государств были приняты конституции. Однако они гарантировали монархам личное правление. Представительные органы в виде двух палатных ландтагов созывались, как правило, по усмотрению монарха, контролировались им и имели лишь совещательное значение. Правительства формировались монархом и были ответственны перед ним. Однако сам факт принятия конституций положил начало ликвидации абсолютизма в германских государствах и укрепил позиции либеральной буржуазии в борьбе за политическое господство накануне революции.

В 1848 г. в Германии произошла буржуазная революция. Для нее сложились экономические предпосылки, о чем свидетельствует завершение промышленного переворота к середине XIX в. Между тем буржуазному способу производства мешали политическая раздробленность Германии, сохранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве, таможенные барьеры между отдельными районами. Главная задача революции состояла в достижении государственного единства Германии.Эта революция закончилась в мае 1949 г. подавлением прусскими войсками восстаний в Бадене и Саксонии.

Германская революция осталась незавершенной буржуазно-демократической революцией. Главная задача революции – создание единого германского государства не была решена. Хотя буржуазия потерпела поражение, в конституционном строе некоторых германских государств произошли изменения. Более чем в 10 германских монархиях были приняты конституции или обновлены ранее принятые. Революция также показала, что германское единство стало необходимостью.

§ 2. Образование Германской империи.

Германская империя была образована лишь в 1871 г., так как местный сепаратизм германских государств мешал созданию единого государства. Единое германское государство было создано под эгидой Пруссии, которая с момента создания Германского союза в 1815 г. стала лидером в создании единого экономического пространства Германии.

В 1818 г. Пруссия приняла закон, ликвидировавший все таможенные барьеры внутри страны. В 1819 г. она выступила с предложением распространить действие этого закона на все экономическое пространство Германского союза. Однако это предложение не было поддержано рядом германских государств. Тем не менее в 1834 г. Пруссия создала Таможенный союз из 20 членов Германского государства. В 1847 г. на конференции Таможенного союза был принят Общегерманский вексельный устав. В его основу был положен прусский проект. Окончательно ведущая роль Пруссии в создании единого экономического пространства Германии была определена с принятием в 1861 г. Общегерманского торгового уложения.



С целью устранения конкурента – Австрии. Пруссия встала на путь завоевания. В 1864 г. она одержала победу над Данией и присоединила значительную часть герцогства Шлезвиг-Гольштейн к своей территории. В 1866 г. Пруссия нанесла поражение Австрии и коалиции южных германских государств. Результатом победы Пруссии явилось упразднение Германского союза, созданного в 1815 г. и образование Северогерманского союза, куда вошли 28 государств.

После удачной для Северогерманского союза войны с Францией в 1870 г. Германии отошли Эльзас и Лотарингия. Наконец, в 1871 г. Пруссия провозгласила образование Второй Германской империи. В состав империи вошли также и южно-германские государства. Образование объединенного германского государства было закреплено в Конституции, принятой 22 апреля 1871 г.

Конституция империи.Конституция законодательно закрепила создание федерации государств и земель. Субъекты федерации (22 монархии и 3 вольных города) передавали часть своих полномочий союзным властям при сохранении своей правительственной и законодательной автономий.

Федерация представляла собой союз неравноправных субъектов. Дело в том, что германским императором мог стать только прусский король. При обсуждении важных вопросов в Союзном Совете голос Пруссии был решающим и без согласия Пруссии не могла быть изменена конституция. При этом следует иметь в виду, что в палате представительства земель германского парламента – Бундестаге из 58 депутатских мест 17 мест принадлежало депутатам от Пруссии.

Высшие органы власти и управления. Главой государства являлся император.Он обладал значительными полномочиями в законодательной и исполнительной сферах. Как глава государства он представлял империю в международных делах. Он также объявлял войну, заключал мир, назначал послов и других полномочных представителей. В законодательной сфере он созывал, открывал и закрывал Союзный Совет и рейхстаг, обнародовал принятые законы и наблюдал за их исполнением. Все разработанные Союзным советом законопроекты вносились в рейхстаг от имени императора. Император мог издавать распоряжения и указы, которые скреплялись подписью имперского канцлера. В области исполнительной власти он назначал главу правительства, высших чиновников и издавал распоряжения об их отставке.

Правительство Германии представлял имперский канцлер.
Одновременно он являлся председателем бундесрата. Исполнительная власть не несла ответственности ни перед императором, ни перед парламентом. Единственная обязанность возлагалась на канцлера – ежегодно отчитываться перед Союзным советом о расходах бюджета.

Законодательная власть находилась в руках парламента.Верхняя палата – Союзный совет была представлена представителями государств и вольных городов. Нижняя палата и рейхстаг избиралась населением путем выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Были лишены избирательного права лица, пользующиеся помощью для бедных, военнослужащие и ограниченные в гражданских и политических правах граждане. Обе палаты пользовались правом законодательной инициативы. Из двух палат парламента определяющую роль в законодательной сфере играл Союзный совет. Он обладал значительно большим объемом полномочий, нежели рейхстаг. Все законы, принятые рейхстагом, шли на утверждение Союзного совета. Кроме того, ему предписывалось издавать постановления, относящиеся к деятельности административного аппарата, назначать некоторых имперских чиновников, выносить решение о применении силы или санкций в отношении тех субъектов федерации, которые не выполняли своих обязанностей.

Государственная власть в субъектах федерации регулировалась как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов федерации. В соответствии с законодательством были разделены сферы деятельности между федерацией и субъектами. К исключительной компетенции субъектов федерации относились: вопросы прав и свобод граждан, вопросы судоустройства, организация самоуправления и некоторые другие. Большинство автономных образований являлись конституционными монархиями. В качестве субъектов были и вольные города – республики. Представительными органами являлись ландтаги (двух- и однопалатные). Порядок формирования ландтагов был далек от демократии.

Местное управление в большинстве субъектов федерации копировало систему управления Пруссии после реформ 1870 – 1872 гг. Так, в провинциях существовало два органа: назначаемый обер-президент и выборный Совет, в округе – назначенный ландрат и выборный комитет, в районе – президент-управитель и полувыборный комитет.

Формирование общегерманской администрации. Правительственный аппарат Германии вначале был представлен канцелярией канцлера
. Функции административных ведомств выполняли прусские административные учреждения. Однако уже в конце 70-х гг. стала формироваться имперская администрация. Вначале появились должности статс-секретарей: по внутренним делам, иностранным делам, финансам и др. К началу XIX в. образовалось 9 общеимперских правительственных ведомств: внутренних дел, внешних дел и др. Объединяло работу этих ведомств имперская канцелярия.

К началу XX в. отмечается рост экономики Германии. Получает развитие капиталистическое предпринимательство, развиваются новые отрасли промышленности (судостроение, электроника, химическая промышленность), создаются банки и др. Германия превратилась в одну из передовых стран Европы.

II. Развитие государственности Японии

§ 1. Революция в Японии и образование буржуазного государства

Предпосылки буржуазной революции. С конца XVIII в. в Японии развивается мануфактурное производство, торговля. К середине XIX в. в стране насчитывалось уже свыше 300 мануфактур. Появился класс буржуазии.

Однако основная отрасль народного хозяйства – земледелие переживало глубокий кризис. В условиях прекращения роста обрабатываемых площадей под рис, частых неурожаев и чрезмерных налогообложений наблюдается процесс классового расслоения в деревне. Богатые крестьяне скупали у бедных землю и становились помещиками (их называли «новыми помещиками»). «Новые помещики» снабжали крестьян сырьем и инвентарем, присваивали их продукцию и сбывали ее на рынке. Так, с появление «новых помещиков» появилась новая форма землевладения, которая разрушала старую феодальную собственность на землю.

Таким образом, в Японии наряду с городской буржуазией, появилась сельская буржуазия, не связанная непосредственно со старым купечеством и феодалами.

Развитию буржуазного способа производства мешала феодальная система.Промышленники и торговцы были стеснены в своей деятельности цеховыми организациями, прикреплением крестьян к земле, раздробленностью страны и таможенными барьерами между княжествами.

Все эти обстоятельства предопределяли чрезвычайное недовольство буржуазии существующим строем и она была кровно заинтересована в ликвидации феодализма.