Файл: государственность других стран нового времени.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Интересы буржуазии были затронуты также вторжением в страну иностранного капитала, что вызвало кризис ведущих отраслей японского производства и разорение буржуазии.

Дело в том, что в середине 19 в. Япония под давлением США вынуждена была открыть страну для внешней торговли с ней. Вслед за этим она вступает в торговые отношения с Англией, Россией, Голландией, Францией и Пруссией. Договоры, заключенные Японией, являлись неравноправными для нее. Иностранцы не подчинялись японским законам; Япония лишилась права устанавливать высокие таможенные тарифы на иностранные товары.

Вследствие недостатка хлопка-сырца, шелка, вывозившегося за границу, а также повышенного ввоза пряжи и тканей из-за границы многие мануфактуры переживали глубокий кризис. Неконкурентноспособные отрасли промышленности приходили в упадок.

Вторжение европейского и американского капиталов существенно затронуло и крестьянские массы, способствую их разорению. Так, импорт в страну иностранных шерстяных и хлопчатобумажных тканей подрывал домашнюю крестьянскую промышленность, усиливал разорение крестьян и ремесленников.

Проникновение иностранного капитала имело своим результатом еще одно негативное последствие. В связи с тем, что золото в Японии было дешевле (в расчете на серебро), чем на Западе, иностранцы стали выкачивать из страны золото, ввозя в больших количествах серебро. Начался спекулятивный рост цен среди городской бедноты и в деревне усилились голод и эпидемии.

В 50-х–60-х гг. по Японии прокатывается волна антифеодальных крестьянских волнений. С 1853 г. по 1856 г. в стране произошло 52 крестьянских восстания. Массовые движения крестьянства и городских низов в значительной степени были направлены против иностранных колонизаторов.

Таким образом, к середине19 в. в Японии сложились предпосылки буржуазной революции. Революция вылилась в антифеодальную борьбу против феодализма сёгуната, препятствовавшего капиталистическому развитию страны и движение против засилья иностранного капитала.

Революция, произошла в 1867 – 1868 гг.

Восстания японских крестьян и городских низов стало началом революции в Японии. Японская буржуазия не могла и не хотела возглавить борьбу плебейских масс за ликвидацию феодального строя. Напуганная большим размахом крестьянских восстаний, она пошла на сговор с оппозиционным реформистским дворянством и низшим самурайством, т.е. мелкими феодалами.

Именно союз буржуазии и дворянства при руководящей роли последнего в основном предопределил незавершенность буржуазной революции в Японии.


Незавершенный характер буржуазной революции в Японии проявляется в феодальных пережитках, которые пронизывали все стороны жизни японского общества.

В результате Мэйдзи исин к власти в Японии пришел блок из помещиков и крупной буржуазии. Класс помещиков не был однороден и состоял как из помещиков феодально-самурайского происхождения, так и из «новых помещиков» буржуазного и крестьянского происхождения. Монархия Мэйдзи представляла собой реакционную диктатуру помещичье – буржуазного блока.

Помещичье-буржуазный блок возглавлялся монархией.Последняя всей силой своего военного и гражданского аппарата защищала общие интересы обоих классов против народа.

Революция сделала неизбежными буржуазные экономические и социальные преобразования, которые начались в конце 60-х – начале 70-х гг.

Послереволюционные реформы. Административная реформа.Прежде всего правительство покончило с феодальной раздробленностью страны. В 1871 г. были ликвидированы феодальные уделы, вместо княжеств созданы префектуры, возглавлявшиеся назначенными из центра префектами.

Судебная реформа.Были введены единые для всей страны законы и создана общая система судебных органов. В 1872 г. при министерстве юстиции Японии был учрежден высший суд страны; судебные органы были созданы в префектурах. В 1872 г. создана прокуратура. Вслед за этим был принят устав, определявший компетенцию и функции судебных органов.

Ликвидация феодальных пережитков. В 1868 г. была отмечена существовавшая при феодализме регламентация занятий и профессий: были уничтожены цехи и гильдии; было разрешено всем свободно заниматься любым делом и выбирать любую профессию, свободно передвигаться и перевозить товары по стране.

Были сняты ранее существовавшие тарифные барьеры между провинциями, объявлена свобода торговли; установлена единая денежная система; вместо натуральных налогов введены денежные.

В 1872 г. прежние феодальные звания даймио, самурай и др. были отменены и взамен введены новые: высшая знать и низшее дворянство, все остальное население отнесено к «простому народу».

В 1872–73 гг. была проведена аграрная реформа. Однако аграрная реформа носила незавершенный характер. Она сохранила кабальную эксплуатацию крестьянства отчасти на новой, капиталистической основе, отчасти на сочетании феодальных и капиталистических методов эксплуатации. Феодальные пережитки, сохранившиеся в японской деревне и после реформы, определили незавершенность аграрной реформы.



Проведение реформ,несмотря на их ограниченность, значительно ускорило развитие капитализма в Японии.

Правительство строит железные дороги, проводит телеграфные линии, вводит почтовую систему по европейскому образцу. Развивается легкая промышленность и в первую очередь текстильная. Развивается судостроение.

Перестраивается на европейский лад и народное образование. Был издан закон о всеобщем начальном обучении, основаны средние и высшие учебные заведения.

В этот же период правительство Японии прилагает усилия на урегулирование своих внешнеполитических связей с другими государствами, на установление дипломатических отношений с ними.

Для капиталистического развития Японии характерно то, что процесс концентрации и централизации капитала протекал очень быстро. Уже в 80-е годы образовался ряд монополий в различных отраслях промышленности. Хотя по уровню экономического развития Япония все еще отставала от крупных капиталистических стран, она на рубеже XIX–XX вв. одновременно с ними вступила в стадию монополистического капитализма.

§ 2. Конституция Японии 1889 г.

С середины 70-х годов в Японии начинается новый этап классовой борьбы в правящем лагере.

Либеральные помещики и буржуазия требуют учреждения парламента, добиваются непосредственного участия в управлении страной, расширения и конституционного оформления своих привилегий и одновременно с этим создания прочной базы для подавления демократических движений.

В 1874–1877 гг. появились первые помещичье-буржуазные политические ассоциации, представившие правительству ряд петиций с требованием введения в Японии представительного, строя.

Вплоть до 1881 г. продолжалась борьба либералов за осуществление своих требований. Так, в 1880 г. правительству было направлено более 30 петиций с требованием учреждения парламента. Наконец, в 1881 г. был опубликован императорский рескрипт о созыве парламента в 1890 г.

В целях подготовки проекта Конституции правительство послало в марте 1882 г. за границу специальную комиссию. Эта комиссия должна была изучить конституционную практику европейских стран. Государством, где японские правящие круги хотели найти подходящие для себя конституционные образцы была бисмарковская Германия.

Развитие в Германии капитализма 
при сохранении феодальных пережитков, реакционный союз юнкерство и буржуазии, ничем не стесняемый рост милитаризма – все эти характерные черты германской социально-экономической структуры был чрезвычайно близки к социально-экономическим условиям Японии после революции 1867–68гг.

В 1884 г. при министерстве двора была образована конституционная комиссия для разработки проекта конституции и уже в 1889 г. она была опубликована.За образец конституционной комиссией была взята конституция Пруссии. Так, из 17 статей главы первой японской Конституции 14 статей прямо восходили к конституции Пруссии. Вместе с Конституцией был объявлен ряд других законов: закон об императорском доме, положение о налогах, закон о финансах, закон о выборах членов палаты представителей.

Японская Конституция фактически сохраняла абсолютную монархию, прикрывая абсолютную власть императора парламентскими формами.И в этом легко убедиться.

Императору как наследственному монарху были предоставлены неограниченные права во всех областях общественной и государственной жизни. Особа императора считалась священной и неприкосновенной. Он являлся главой государства и обладал верховной властью.Он также осуществлял законодательную власть в согласии с парламентом и без такового согласия.

Законодательные полномочия императора сводились к его праву «при чрезвычайных обстоятельствах» издавать декреты, имевшие силу закона. Без его согласия и утверждения законопроект не становился законом; он пользовался правом созыва и роспуска парламента.

Будучи главой исполнительной власти, император производил назначения на все высшие должности в государстве. Он решал вопросы войны и мира, вводил осадное положение, был наделен правом амнистии, помилования, замены наказания по суду и реабилитации. Наконец, он являлся верховным главнокомандующим армии и флота.

Таким образом в руках императора сосредотачивалась законодательная, исполнительная, судебная и военная власть.

Кабинет министров.Кабинет министров возглавлялся премьер-министром и включал 10 министров. Конституция не упоминает об ответственности министров. Но в ходе функционирования правительства сложилась практика ответственности правительства перед императором.

При изложенной широкой компетенции главы государства и органов исполнительной власти второстепенное место конституция отводила парламенту. 
Парламент состоял из 2-х палат: палаты пэров и палаты депутатов.В палату пэров, согласно императорскому указу входили все совершеннолетние лица мужского пола из императорской семьи, а также лица, назначенные императором за заслуги перед государством или за эрудицию. Часть пэров избиралась лицами, платившими высокий поземельный налог.

Председатель палаты пэров, как и в Пруссии, назначался лично императором. То есть верхняя плата формируется исключительно из представителей землевладельческой аристократии.Законопроекты, обсужденные в палате депутатов, рассматривались затем палатой пэров и только после одобрения направлялись на утверждение и подпись императора. Из этого можно заключить, что верхняя палата могла затормозить любую прогрессивную деятельность нижней палаты.

Нижняя палата – палата депутатов являлась представительным органом, организация и деятельность которого находилась под неусыпным контролем со стороны императора, правительства и палаты пэров. Так, с согласия палаты пэров и по предложению правительства император мог в любое время распустить нижнюю палату и назначить новые выборы.

Формально Конституция наделяла японский парламент широкими полномочиями. Реально же,как выше было уже отмечено, его компетенция была ограничена императором, тайным советом, кабинетом министров. Кроме того, деятельность парламента определялась реакционным составом палаты пэров и палаты депутатов, чему в немалой степени способствовала избирательная система.

Избирательная система.Опубликованный одновременно с Конституцией избирательный закон о выборах в палату представителей устанавливал систему цензов, по которой подавляющая часть японских граждан был устранена от участия в выборах.

Так существовал высокий имущественный ценз. Кроме это ценза был возрастной ценз 25 лет и ценз оседлости 1,5 года. От участия в выборах были отстранены женщины и военнослужащие.

Конституция Японии закрепила начала судебной системы. Статья 57 провозглашала, что судебная власть в стране осуществляется судебными органами от имени императора.

В государстве функционировали высшие суды, включавшие Верховный суд и 7 апелляционных судов. Кроме того существовали окружные, районные и местные суды.

Председатели апелляционных судов и Верховного суда назначались императором, все остальные судьи – министром юстиции.

При судах существовала прокуратура, тесно связанная с судебной системой.