ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Какова проблема психолога?
Проблема (она же — «соблазн») власти над сознанием клиента, когда психолог входит в доверие к клиенту и буквально «вьет из него веревки», принимая за него важнейшие жизненные решения, а то и «круто меняя жизнь клиента» своими советами и рекомендация. К сожалению, немалая часть клиентов именно так и представляет себе «помощь» со стороны психолога, перекладывая на них всю ответственность за свои действия. И многие эту ответственность берут за клиента, что оборачивается печально для самого специалиста
2. «Соблазн» следования «методическим модам», когда психолог, приобретая и осваивая очередную новомодную методику, как бы самоутверждается среди своих коллег (или среди впечатлительных клиентов), как бы заявляя, что «я на высоте», «я использую самые–самые лучшие методы работы»… Хотя известно, что и новомодные методы не всегда оказываются действительно лучшими. С одной стороны, понять такого психолога можно, поскольку он реально стремится улучшить свою профессиональную деятельность, а иногда и повышает этим свою профессиональную квалификацию. Но, с другой стороны, в погоне за очередной новомодной методикой или технологией психолог часто затрачивает слишком много сил, времени и денег (известно, как много ловких «продавцов» новых и не до конца апробированных методик делают себе на этом целые состояния). А главное, в погоне за методическими «новинками» психолог не осваивает по–настоящему одну методику, как на «рынке методик» появляется следующая мода и т. д., и все это в итоге нередко приводит к поверхностности в работе. Как актуальна сейчас проблема различных тренингов и курсов, которые ведут далеко не профессионалы.
3. Проблема платности психологических услуг, проблема «денег–подарков». Поскольку эта проблема является в условиях коммерциализации образования и психологии крайне важной в этическом плане, мы рассмотрим ее подробнее несколько позже.
4. Проблема близких отношений психолога с клиентом. Проще всего сделать вид
, что эта проблема надуманная и надо просто не допускать никаких отношений за пределами профессиональной деятельности. Так как это влияет как на сам терапевтический процесс между клиентом и психологом. А установление границ – это начало терапевтического процесса.
5. «Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье («синдром эмоционального сгорания»).
6. Проблема «неинтересного» и «скучного» клиента, к сожалению, также встречается достаточно часто и к тому же недостаточно освещена в психологической литературе.
Примечательно, что даже такой известнейший психотерапевт, как К. Роджерс, один из основателей гуманистического направления в психотерапии, также обозначает проблему «скучного клиента». Но может ли (и способен ли) себе позволить быть «личностью» и быть «искренним» каждый практический психолог, общающийся со «скучным и не интересным клиентом»?
7. Неверие в возможности клиента самому разрешить свою психологическую проблему. Это как бы «оправдывает» недопустимую тенденцию психолога откровенно манипулировать сознанием клиента, превращая его в «пассивный объект» своих воздействий, и вместо него решать его жизненные психологические проблемы. Мне близко здесь понятие «инвалидизация клиента».
8. Работа без должной теоретической и методической подготовки, когда психолог берется за решение сложных проблем, а сам не имеет для этого ни опыта, ни квалификации
9. Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи, когда сложно оценить, действительно ли хорошо поработал психолог. Обыкновенная ссылка на то, что «клиент остался доволен», часто бывает неубедительна, поскольку клиент не всегда понимает суть оказываемой помощи (он ведь не специалист)
10. Проблема «сапожника без сапог» заключается в том, что у многих психологов имеется немало и собственных психологических проблем. И здесь показана личная терапия.
Какими методами выбирает супервизор для работы с таким супервизируемым?
Выбор метода супервизии зависит от конкретного запроса супервизанта и аспектов его сложностей, которые он выносит на супервизию. Для того, чтобы супервизия была максимально полезна терапевту, супервизор должен понимать уровень знаний, мастерства и конкретные сложности терапевта в каждой конкретной супервизии.
В случае если сложности терапевта заключаются в небольшом опыте или знания, супервизор больше концентрируется на дидактическом материале и в наводящих вопросах, которые помогают
терапевту понять происходящее и подсказывают, какие интервенции в этом случаем можно было бы применить и почему.
Если супервизор имеет дело с конкретными сложностями или тупиками супервизанта, но фокус супервизии заключается в исследовании жестких правил супервизанта, основанных на его собственных профессиональных интроектах или проекциях. При работе с тупиками супервизор помогает супервизанту увидеть расщепление, обнаружить слияние с клиентом, увидеть как терапевт попадает в проективную идентификацию, увидеть параллель в пересечении там и тогда и здесь и теперь, и использовать обнаруженное в разрешении терапевтического тупика.
И, наконец, когда речь идет о развитии и поддержке индивидуального стиля терапевта, супервизор минимально инструктирует, а скорее присутствует рядом, и своим любопытством и эмпатическим присутствие помогает супервизанту ответить на вопросы «какой я терапевт», «какой мой личный стиль», «какие у меня сильные стороны и какие зоны развития», «почему я выбрал именно эту интервенцию»?
Таким образом, ценность и полезность супервизии зависит от точного определения потребности супервизанта и его профессионального уровня.