Файл: Удк 338. 2 Заратуйко М. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 338.2

Заратуйко М.В.,

студентка 3 курса

Финансовый университет при Правительстве РФ

(Краснодарский филиал)

г. Краснодар, Россия

е-mail: marina.troyan.00@mail.ru

Новикова Ю.В.,

студентка 3 курса

Финансовый университет при Правительстве РФ

(Краснодарский филиал)

г. Краснодар, Россия

е-mail: syv.85@mail.ru

Погуляй С.И.,

студентка 3 курса

Финансовый университет при Правительстве РФ

(Краснодарский филиал)

г. Краснодар, Россия

е-mail: rd.pogulyj@ahstep.ru

Научный руководитель:

Добрунова М.А.,

доцент, к.э.н.

Финансовый университет при Правительстве РФ

(Краснодарский филиал)

г. Краснодар, Россия

е-mail: MADobrunova@fa.ru

Особенности проведения аудиторской проверки в организациях торговля.
Аннотация: В данной статье мы рассмотрели перспективы и направления проведения аудиторской проверки в организациях торговли. Особое внимание было уделено особенностям проведения аудиторской проверки в условиях проведения СВО в 2023 году. Рассмотрены основные тенденции на рынке аудита. Сформированы особенности цифровизации аудиторских процедур. Раскрыты основные моменты использования информационных систем для сбора аудиторской информации и доказательств.

Ключевые слова: Аудиторская проверка, аудит, аудиторская деятельность, проведения аудита торгового предприятия, обязательный аудит.
Zaratyuko M.V.,

student, 3 courses

Financial University under the Government of Russian Federation

Krasnodar, Russia

е-mail: marina.troyan.00@mail.ru
Novikova Y.V.,

student, 3 courses

Financial University under the Government of Russian Federation

Krasnodar, Russia

е-mail: syv.85@mail.ru

Pogulyj S.I.,

student, 3 courses

Financial University under the Government of Russian Federation

Krasnodar, Russia

е-mail: rd.pogulyj@ahstep.ru
Scientific Adviser:

Dobrunova M/A.,

Candidate of Science (Economics),Docent

Financial University under the Government of Russian Federation

Krasnodar, Russia

е-mail: MADobrunova@fa.ru
Features of conducting an audit in trade organizations.

Abstract: In this article, we have considered the prospects and directions of conducting an audit in trade organizations. Special attention was paid to the specifics of conducting an audit in the conditions of conducting an IAS in 2023. The main trends in the audit market are considered. The features of digitalization of audit procedures are formed. The main points of using information systems to collect audit information and evidence are disclosed.
Keywords: Audit, audit, audit activity, conducting an audit of a commercial enterprise, mandatory audit.
На протяжении последних лет в России наблюдается преобразование форм, методов и способов осуществления торговой деятельности. Идёт активное развитие торговых сетей, частного бизнеса, рынков. На фоне международных отношений, возникших в течение последнего года, в связи с введёнными санкциями против России, меняется структура рынка, налаживаются новые партнерские отношения с дружественными странами, активно развивается производство товаров внутри страны. Экономическая эффективность функционирования торговых организаций является актуальной задачей, требующей к себе большого внимания, как со стороны собственников, так и со стороны государства. Основной задачей торговых предприятий является обеспечение возможности покупки товара потребителем при соответствующем качестве торгового обслуживания. Одним из аспектов успешного функционирования торговой деятельности является аудит.
Обязательный аудит в торговых предприятиях проводится в том случае, если организация попадает по действие п.1 ст.5 № 307- ФЗ, например, организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность, имеет организационно-правовую форму акционерного общества, ценные бумаги организации допущены к организованным торгам, налоговый доход за год, предшествующий отчетному, более 800 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса за предшествующий год превысила 400 миллионов рублей, в иных случаях, установленных федеральными законами.

Также аудит можно отнести к неотъемлемой части управленческого учёта торговых организаций. Руководители и собственники аудируемых предприятий сфер торговли могут быть заинтересованы в инициативной аудиторской проверке в случае, если есть риск проведения проверки со стороны налоговых органов, инвестором планируется приобретение торговой организации, действующей торговой организацией планируется расширение бизнеса, необходимо привлечь внешние инвестиции.

И это не все варианты заинтересованности клиентов в инициативном аудите. Прежде всего аудит проводится в целях определения эффективности и соблюдения норм ведения бухгалтерского учёта в торговой организации.



Основной задачей аудита является контроль за соблюдением законодательства, регулирующего финансово-хозяйственной деятельность организации, ведением бухгалтерского учёта, составлением финансовой отчётности, обеспечение информацией государственных органов и собственников о финансовом положении аудируемых лиц.

Целью аудита торговых организаций является достоверное выражение мнения о финансовой отчётности в целом, отсутствие искажения в учете по причине недобросовестных действий, по причине допущения ошибок, а также определение действительно ли финансовая отчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчётности. Данная цель сформирована исходя из действующих международных стандартов аудиторской деятельности.

Для достижения основной цели аудита организации, занимающейся торговлей, необходимо решить целый комплекс взаимосвязанных задач, основными из которых являются: изучение состояния внутреннего контроля за поступлением и выбытием имущества, в т.ч. товарных ценностей, проверка правильности отражения товарных операций в регистрах синтетического и аналитического учета, проверка правильности полноты оприходования товаров, подтверждение отраженных сумм выручки от продажи товаров, подтверждение сумм задолженности покупателей на конец отчетного периода, контроль за отсутствием искажения данных при отражении на счетах бухгалтерского учета, проверка соблюдения налогового и гражданского законодательства при осуществлении товарных операций, подтверждение реальности исчисленного финансового результата от продажи товаров, определение обоснованности отнесения произведенных расходов к соответствующим торговым операциям.

Аудит торгового предприятия включает в себя анализ документального оформления фактов финансово-хозяйственной деятельности и отражения на счетах и в регистрах бухгалтерского учета, особенностей оптовой и розничной торговли, в частности правил заключения договоров купли-продажи, комиссии, поручения, методологии бухгалтерского учета взаиморасчетов с момента возникновения задолженностей до момента их полного погашения, особенностей бухгалтерского учета и налогообложения товарообменных операций, их документального оформления, вопросов налогообложения и основных элементов бухгалтерской отчетности: документация, инвентаризация, калькуляция, рациональной организации хозяйственной деятельности торговых предприятий.


Для проведения аудиторского анализа необходимо детально изучить данные о бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности. Для этого должна быть хорошо отработана система бухгалтерского учёта. Анализируется бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах, форма N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", оперативная бухгалтерская и статистическая отчётность, материалы инвентаризации, ревизии, служебные записки, материалы производственных совещаний.

Аудит торговых точек проводится двумя способами: "полевым" (выездным), т.е. производится непосредственный сбор данных на торговых точках, по электронной почте, по телефону, через информацию на веб-сайте, либо путём совершения "тайной покупки" и "кабинетным", т.е. сбор данных производится по данным статистики, рыночных экспертов, отраслевых ассоциаций и других известных агентств. Иногда "полевой" аудит дополняется "кабинетным" и наоборот.

В отдельное направление можно выделить аудит интернет-магазинов. 

Интернет-магазин имеет каталог товаров с ценами, call-центр, продавцов-консультантов, оперативно реагирующих на запрос покупателя различными способами быстрой обратной связи, службу доставки товаров. Многие современные торговые компании вводят интернет-торговлю как дополнительный сервис к основной деятельности.

В качестве примера, рассмотрим аудиторское заключение по организации АО "Тандер" за 2021 год, выполненное в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), независимой аудиторской фирмой ООО "Фабер Лекс".

ООО "Фабер Лекс" дает положительное аудиторское заключение деятельности АО "Тандер": «По нашему мнению, прилагаемая годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение АО "Тандер" по состоянию на 31 декабря 2021 года, финансовые результаты его деятельности и движение денежных средств за 2021 год в соответствии с правилами бухгалтерской (финансовой) отчётности, установленными в Российской Федерации.»

То есть, как основной результат деятельности компании, является показатель чистой прибыли в размере 52 811 290 тысяч рублей, налог на прибыль составил 15 768 897 тысяч рублей. Данные показатели характеризуют АО "Тандер", как успешно развивающуюся в России компанию, приносящую существенный доход в бюджет страны.

Предприятию такого масштаба очень важно получить достоверную аудиторскую оценку своей деятельности. Оценка аудиторской фирмы как гарантия достоверного исчисления налогов, то есть гарантированная защита в случае налоговой проверки.


Таким образом, на основании исследованного материала, можно сделать выводы, что в торговых организациях проводится как обязательный аудит, так и инициативный (добровольный). Анализируются не только торговые операции, но и проверяются все аспекты предпринимательской деятельности, начиная с первичного учёта движения товаров и заканчивая анализом финансовой отчетности. Все чаще и чаще население России пользуется сервисом онлайн покупок и сервисом доставки товара до места назначения. Крупные предприятия производят свои закупки через проведение тендерной онлайн-процедуры, то есть современный учет начинается уже в момент возникновения спроса на товар и регистрации на торговых площадках.

Поскольку имеет место такая сфера деятельности, само-собой она влечет за собой развитие аудиторской деятельности в соответствующем направлении, поэтому аудит в торговых организациях имеет свою специфику, в отличии от традиционного. При проведении внутреннего аудита в компаниях с большим товарооборотом в настоящее время используется специальная автоматизированная система АИС. В обзоре журнала «Аудит» №5 (183) 2022г отмечается, что произведено исследование в области усовершенствования аудиторских проверок торговых предприятий в условиях автоматизированной обработки данных. Отмечено отсутствие на рынке программного обеспечения автоматизированных систем, удовлетворяющих требованиям аудита на всех стадиях его проведения. С целью повышения уровня интеллектуальности системы АИС предложено использование экспертной системы аудита.
Литература:

  1. Интернет ресурс. Консультант плюс. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/

  2. Интернет ресурс. Консультант плюс. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ (последняя редакция). Статья 5. Обязательный аудит \ КонсультантПлюс (consultant.ru)

  3. Интернет ресурс. Минфин России. Федеральный закон от 16.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=15014-federalnyi_zakon_ot_06.12.2011__402-fz_o_bukhgalterskom_uchete

  4. Интернет ресурс. Банк России. Обеспечение устойчивости финансового рынка. Итоги работы Банка России 2022: коротко о главном | Банк России (cbr.ru)

  5. Интернет ресурс. Налог-налог.ru. обязательный аудит за 2022 год: критерии (таблица). https://nalog-nalog.ru/audit/obyazatelnyj-audit-kriterii-tablica/

  6. Интернет ресурс. Magnit.com. https://www.magnit.com/upload/iblock/72a/%D0%90%D0%97%20%D0%91%D0%A4%D0%9E%20%D0%90%D0%9E%20%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%20%D0%B7%D0%B0%202021%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf

  7. Интернет ресурс. SHET:UCET. Аудит в торговых организациях: понятие, задачи. https://schetuchet.ru/audit-v-torgovyx-organizaciyax-ponyatie-i-zadachi/

  8. Интернет ресурс. Журнал Аудит. Проведение аудиторских проверок в торговых компаниях с использованием новых технологий. Содержание №5 (183) 2022 г. (auditrf.ru)