Файл: Планирование и технологии реализации жизненных целей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Планирование и технологии реализации жизненных целей
Показатели работоспособности человека во многом зависят от того, насколько эффективно человек распоряжается таким ресурсом, как время. Время – это ресурс, которым владеют все люди. Однако неспособность его эффективного использования приводит к тому, что достижение поставленных целей становится не всегда возможным. Для того, чтобы грамотно управлять своим временем была создана особая техника – тайм-менеджмент, которая включает в себя правила и принципы, которые помогают человеку правильно организовать свое время и достичь максимальной эффективности в любом деле. С помощью тайм-менеджмента человек может сам осознанно контролировать время, которое он тратит на разные виды деятельности, увеличивая при этом эффективность и продуктивность своей работы или отдыха.
Чтобы эффективно управлять собственным временем, можно прибегнуть к методам управления временем. К самым распространенным методам инвентаризации и анализа личного времени можно отнести простой органайзер, органайзер с функцией качественного анализа времени и хронокарту Гастева, а также систему Франклина, матрицу Эйзенхауэра, закон Парето и др. Лично я предпочитаю больше простой органайзер и хронокарту Гастаева, поскольку они мне более удобны, понятны
-
Простой органайзер предназначен для количественного анализа затрат времени на основные виды работ и жизнедеятельности, а также позволяет выявить основные временные помехи. Данный метод анализа временных затрат является наиболее удобным индивидуальным инструментом для инвентаризации времени (в дальнейшем также для планирования и контроля).
Главной «клеточкой» органайзера является листок дневного учета времени. Листок выглядит как таблица, в самом минимальном виде содержащая три столбца: время начала события, время окончания события и описание самого события. Главным требованием при работе с такой таблицей является соблюдение следующих правил учета:
- учет времени должен быть ежедневным, без пропуска дней;
- общее время учета времени, которое позволяет установить закономерности индивидуальных трат времени – от двух недель до двух месяцев;
- допустимая точность учета – не менее 15 минут (оптимальной точностью является округление до 5 минут);
- учет времени должен быть объективным, что позволит избежать множества психологических факторов нашего сознания (желание приукрасить себя, страх перед тотальной непродуктивностью собственной жизни, лень, усталость и пр.);
- в конце каждой недели составляется краткое резюме, в котором должны прозвучать ответы на вопросы: «Что у меня отнимает больше всего времени и как этого избежать?», «На какие виды деятельности тратится больше всего времени?», «На какие виды деятельности необходимо сократить время и как это сделать?»;
- составление на основе каждого резюме «листка-памятки», напоминающего о помехах, способах сокращения временных затрат на конкурентную деятельность.
-
Хронокарта Гастева предназначена для количественного анализа затрат времени на основные виды работ и жизнедеятельности; кроме того, она позволяет наглядно представить результаты анализа.
Данный метод можно назвать одним из главных в списке методов учета и анализа времени, хотя в своем первоначальном виде это была таблица со столбцами, где указывались названия событий, и строками с продолжительностью соответствующих событий. С помощью хронокарты можно учитывать не только индивидуальное, но и коллективное время, а вносить в хронокарту отметки о затратах времени может не только сам человек, но и внешний наблюдатель.
Полученные обобщенные хронокарты за любой период времени можно анализировать и количественно, что позволит определить затраты на каждую из учетных категорий, разнообразие временных затрат, среднее время начала и окончания для каждой из категорий временных затрат, наиболее и наименее загруженные дни/часы недели.
Хронофаги (или поглотители времени) — это все, что ворует у нас время, мешает нам работать или срывает наши планы. Хронофаги возможно разделить на четыре вида: одушевлѐнные и неодушевлѐнные, предсказуемые и спонтанные, контролируемые и неконтролируемые, а также неявные (скрытая угроза).
Так, одушевленными хронофагами принято считать людей, отнимающих у нас время пустыми разговорами, бесполезным общением. Неодушевленными хронофагами являются все дела, которые мы делаем, но они не приносят никакой пользы (компьютерные игры, просмотр сериалов, времяпрепровождение в социальных сетях и др.).
Хронофаги – это еще и некоторые организационные моменты, к которым можно отнести: нечеткие цели или их отсутствие; многозадачность без четкой структуры; отсутствие планирования; неорганизованность; недостаточность информации; низкая мотивация; нетерпение, спешка; плохое самочувствие и переутомление.
Мои индивидуальные хронофаги:
- Социальные сети
- Игры на телефоне и компьютере
- Плохое самочувствие и частое переутомление
Как можно бороться с первыми двумя факторами:
1. Развитие воли. Заставлять себя не заглядывать в телефон в период рабочего процесса.
2. Ликвидировать источник хронофага. Удалить игры, социальные сети, возможно даже сменить сенсорный телефон на кнопочный, где нет этих приложений.
3. Заблокировать или ограничить себе доступ к играм и социальным сетям на рабочее время при помощи специальных приложений или настроек.
4. Запланировать свой отдых, добавить в свое расписание посещение социальных сетей или любимую игру. Если развлечение запланировано, нам легче справиться с искушением во время работы.
С последним фактором же можно бороться при помощи грамотно сделанного режима дня и отдыха, планировать себе отдых между занятиями, также ограничить себя в пользовании телефоном, по возможности следить за своим состоянием и обращаться к специалистам за помощью, если состояние не улучшается.
Таблица 1. Моя хронокарта по Гастеву на день
№ | Название работы | Часы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Сон | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
2 | Самообеспечение | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
3 | Прием пищи | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
4 | Передвижение | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
5 | Учебная деятельность | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
6 | Подготовка к учебе | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
7 | Самообразование | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||
10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
+