Файл: Социальная и криминологическая обусловленность уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. 6.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Социальная и криминологическая обусловленность уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. 6
§ 1.1 Развитие концептуальных положений, определяющих уголовную ответственность и наказание несовершеннолетних 6
§ 1.2. Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних и ее влияние на уголовную ответственность и наказание несовершеннолетних 11
Глава 2. Особенности применения к несовершеннолетним мер уголовно-правового характера. 17
§ 2.1. Виды мер уголовного наказания, применяемые к ним несовершеннолетним 17
§ 2.2 Назначение наказания несовершеннолетним 19
§ 2.3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: в XXI веке необходимость охраны семьи, материнства и детства не ставится под сомнение, ведь именно благополучие отдельно взятых «ячеек» социума и каждого конкретного ребенка обеспечивает стабильное будущее государства. Понимая важность этой проблемы, государства пытаются предпринять различные меры по созданию наиболее благоприятных условий для существования семей и несовершеннолетних.
Особенно пристальное внимание необходимо уделить совершенствованию законодательной базы, обеспечивающей охрану семьи, материнства и детства, в том числе уголовному законодательству. Одним из приоритетов государственной политики последних лет является всемерная забота о сохранении и сбережении россиян, особенно молодого поколения. Серьезным препятствием для решения этой задачи является преступность несовершеннолетних, а также преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних лиц. Так, по статистическим сведениям, Смоленского областного суда за преступления небольшой, средней тяжести, а также тяжкие преступления в период 2020 по первое полугодие 2023 г. осуждено с вынесением приговоров 2 238 лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет. Принудительные меры воспитательного воздействия в 2020 году согласно представленным сведениям, применены к 4% от общего числа осужденных несовершеннолетних лиц.
У несовершеннолетних особая реакция на изменения, происходящие в нашем обществе, так как они наиболее активно усваивают стереотипы поведения и ценностные ориентации, предлагаемые социумом, нравственное и психологическое развитие несовершеннолетнего зависит и от государственной политики.
Нельзя успешно решать вопросы борьбы с преступлениями несовершеннолетних, игнорируя ту социальную среду, в которой происходит формирование личности, и те преступные элементы, которые прямо или косвенно влияют на общее состояние преступности несовершеннолетних. Оно зависит от правовой защищенности подрастающего поколения, поэтому целесообразно комплексно исследовать преступления, совершаемые несовершеннолетними и преступления против несовершеннолетних, то есть рассмотреть несовершеннолетнего, с одной стороны, в качестве субъекта
Вопросы, связанные с преступностью несовершеннолетних, проблемами уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, нашли свое отражение в работах таких ученых, как Ю.М. Антонян,
Ф.М. Абубакиров, А.В. Баженов, Р.А. Базаров, С.В. Бородин,
Б.В. Волженкин, А.И. Долгова, Г.И. Забрянский,
и др.
Объектом исследования являются закономерности; определяющие характер и содержание общественных отношений, связанных с преступностью несовершеннолетних лиц.
Предмет исследования включает в себя нормы, предусматривающие ответственность за преступления несовершеннолетних и практику их применения.
Основной целью исследования является совершенствование законодательства, разработка мер по защите конституционных прав несовершеннолетних потерпевших и несовершеннолетних субъектов преступлений.
В соответствии с поставленной целью были определены и в процессе исследования решались следующие основные задачи:
1) проанализировать законодательство в области уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних;
2) изучение современного состояния и структуры преступности
несовершеннолетних;
3) подготовка рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего уголовную ответственность несовершеннолетних, а также практики его применения.
Структура курсовой работы соответствует целям и задачам исследования и включает в себя введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список литературы.
Глава 1. Социальная и криминологическая обусловленность уголовной
ответственности и наказания несовершеннолетних.
§ 1.1 Развитие концептуальных положений, определяющих уголовную ответственность и наказание несовершеннолетних
Разработка и реализация уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей строится на основе определенной системы принципов. В раду общих принципов, пронизывающих
содержание всех направлений уголовной политики, одно из центральных мест занимает принцип справедливости. Следует согласиться с авторами, утверждающими, что среди многочисленных предписаний данного принципа важное место занимает требование справедливости привлечения к уголовной ответственности лица, совершившего преступление1.
В рассуждениях о справедливости привлечения к ответственности тесно пересекаются вопросы неотвратимости ответственности и ее целесообразности. Именно при сбалансированном учете этих двух требований можно говорить о справедливости привлечения к ответственности.
Неотвратимость уголовной ответственности понимается рядом юристов как самостоятельный принцип уголовного права. В частности
С. Г. Келина и В. Н. Кудрявцев формулируют его следующим образом:
1) Всякое лицо, в действиях или бездействии которого установлен состав преступления, подлежит наказанию или иным мерам воздействия, предусмотренным уголовном законом.
2) освобождение от уголовной ответственности и наказания возможно только при наличии оснований и условий, предусмотренных законом.
В другом случае его содержание раскрывается несколько иначе: «каждое и любое лицо обязательно несет ответственность соответственно за каждое и любое совершенное преступление»2.
В то же время в науке справедливо отмечается, что требование неотвратимости ответственности не соответствует уровню принципов законодательства2.
Признавая, что положение о неотвратимости ответственности не может претендовать на роль принципиального положения уголовного права, следует считать, что его содержание (как его не раскрывать) ближе принципу справедливости. Этот аспект справедливости отмечает и Г. З. Анашкин: «под справедливостью как принципом назначения наказания в советском уголовном праве следует... понимать обязательное реагирование на преступление уголовно-процессуальными и уголовно-правовыми средствами...» [3, С. 60].
Ответственность как гарантия правопорядка, законности, справедливости и юридический способ защиты общественных, индивидуальных интересов может иметь эффект при условии обязательности ее применения за каждое совершенное правонарушение. Неотвратимость ответственности означает, что каждый правонарушитель несет ответственность за содеянное с учетом степени общественной опасности и вредности деликта, формы вины и иных факторов, индивидуализирующих меры ответственности.
Неотвратимость ответственности, как было указано, не закреплена в нормах материального уголовного права. Вместе с тем идее неотвратимости ответственности корреспондирует закрепленная в нормах процессуального закона (ст. 21 УПК РФ) обязанность осуществления уголовного преследования. В соответствии с ч. 2 ст. 21 УПК РФ «В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления».
Рассматривая то или иное положение уголовного закона с позицией его целесообразности следует иметь в виду несколько критериев, которым должно отвечать предусмотренное им альтернативное решение того или иного вопроса.
Во-первых, целесообразность не должна подменять собой законности, она не имеет ничего общего с произвольным применением уголовного закона.
Во-вторых, целесообразность должна иметь под собой реальное социально-экономическое, социально-психологическое, криминологическое обоснование.
В-третьих, альтернативные уголовно-правовые предписания должны быть подчинены задачам уголовного права и представлять собой различные, эффективные в конкретных условиях места и времени средства противодействия преступности.
В-четвертых, все возможные альтернативы должны быть исчерпывающим образом предусмотрены непосредственно в тексте уголовного закона.
С этих позиций представляется возможным рассмотреть вопрос о целесообразности уголовной ответственности несовершеннолетних. В его рамках, как представляется, существует две взаимосвязанных проблемы: проблемы привлечения к ответственности лиц, не достигших совершеннолетия, и проблема целесообразной формы реализации их ответственности.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство России не предусматривает каких-либо изъятий из общего порядка привлечения несовершеннолетнего лица к уголовной ответственности. В любом случае при совершении подростком преступления уголовное дело должно быть возбуждено (прокурором, следователем, дознавателем).
И только если в ходе предварительного расследования или в ходе судебного разбирательства будет установлена возможность исправления несовершеннолетнего без применения уголовного наказания, уголовное дело или уголовное преследование может быть прекращено.
Представляется, что такой порядок не вполне соответствует принципу целесообразности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Полагаем, что основания для вывода о возможности исправления несовершеннолетнего без применения уголовного наказания могут быть и должны быть собраны до момента возбуждения уголовного дела.
Не случайно, в государствах, где создана система ювенальной юстиции, сбором информации о личности несовершеннолетнего занимаются специальные службы1.
В частности, в Германии специально уполномоченный орган – Jugendgerichtshilfe – путем непосредственного общения с несовершеннолетним, его родителями, преподавателями, ближайшим окружением, а также при помощи сбора и анализа соответствующих документов, позволяющих составить полное представление о личности подростка, готовят для судьи по делам несовершеннолетних специальный отчет.
В нем указываются сведения о личностных качествах несовершеннолетнего, особенностях его характера, биографии, физическом и психическом развитии, отношении к совершенному преступлению, занятиях в свободное время, школьных проблемах, поведении, взаимоотношениях с окружающими, общей жизненной ситуации. Эта же служба оказывает социально-психологическую помощь несовершеннолетнему и дает рекомендации суду о приемлемых в данном конкретном случае мерах воздействия.
В России подобные службы отсутствуют. Однако в системе органов борьбы с преступностью несовершеннолетних уже долгое время функционируют комиссии по делам несовершеннолетних.
К сожалению, нормативное, организационное, материально-техническое, кадровое обеспечение деятельности этой комиссии в последнее время не позволяет ей в должной мере выполнять возложенные обязанности. При соответствующей организации и защите их прав, комиссии по делам несовершеннолетних способны качественно и оперативно (учитывая их состав) собрать всю необходимую информацию о личности несовершеннолетнего правонарушителя.
На комиссии по делам несовершеннолетних, на наш взгляд, следует возложить и еще одну обязанность, а именно дачу согласия правоохранительным органам на возбуждение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего. Что же касается соблюдения при этом принципа неотвратимости ответственности, то замечу, что отказ в ряде случаев от уголовного преследования несовершеннолетних не означает культивирование их безответственности.
Совершенно прав Н. С. Малеин, когда пишет, что «неотвратимость ответственности состоит не в том, что за каждое правонарушение обязательно применение именно юридической санкции, а в том, что ни одно правонарушение не может остаться незамеченным или нераскрытым, каждое должно получить публичную огласку, попасть в поле зрения государства и общества, подвергнуться осуждению с их стороны.