Файл: Памятка к экзаменационному сочинениюрассуждению для выпускников 11х классов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Памятка к экзаменационному сочинению-рассуждению для выпускников 11-х классов
композиция | Надо помнить, что | Помощники | замечания |
Формулировка проблемы | Проблема текста – находится в центре внимания автора. Это вопрос, над которым размышляет автор. | Речевые клише: 1) .Автор поднимает проблему… 2) Автор затрагивает важную проблему… 3 Автора текста волнует проблема… 4) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова… 5) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что… 6)Текст ….заставил меня задуматься над проблемой… 7) Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель …... 8) роблема, поднимаемая ……., – это… 9) Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это… 10) Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и … 11) Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор. | Типичные ошибки при формулировке проблемы: Непонимание проблемы. Неумение сформулировать проблему. Неоправданное расширение или сужение проблемы. Подмена проблемы авторской позицией Подмена формулировки проблемы пересказом |
Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. | Комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что… Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст. | Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов Текстуальный комментарий: 1) Как, на каком материале автор раскрывает проблему? 2) На чем заостряет внимание? Почему? 3) Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? 3) Какие эмоции автора выражены в тексте? 5) Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется? 6) Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? Концепционный комментарий: 1)К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) 2) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? 3)Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? 4)Почему эта проблема привлекла внимание автора? 5)Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? 6)К каким выводам автор подводит читателя? | Типичные ошибки при комментировании проблемы: Комментарий подменяется пересказом; Излишне подробно цитируется исходный текст; Выделена одна проблема, а комментируется другая; При анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и рассказчик». |
Позиция автора | Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. | Речевые клише: 1)Позиция автора такова:… 2) Автор считает, что… 3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… 4) Автор убеждает нас в том, что… 5) В тексте доказывается мысль о том, что… 6) Основная мысль текста заключается в том, что… 7)Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что… 8) Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу... 9) Позиция автора такова... 10) Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом... 11) Автор призывает нас (к чему) 12) Автор осуждает (кого / что, за что) 14) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно. | Типичные ошибки при формулировке позиции автора: Позиция автора формулируется слишком широко и/или неточно. Формулируется позиция автора по другой проблеме текста, не заявленной в сочинении. Позиция автора подменяется мнением героя- рассказчика. Позиция автора подменяется цитированием фрагмента текста |
Аргументация собственного мнения | Аргументация –это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями(читателями) или собеседником. Аргументы должны подтвердить или опровергнуть мнение автора. | Для выражения своего мнения: 1)Я разделяю(не разделяю) точку зрения на проблему… 2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему…., что и автор 3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что… 4) Трудно(нельзя) не согласиться с автором текста в том, что… 5) Мне близка позиция автора тем, что… Для аргументации собственной позиции: С использованием жизненного опыта: 1) Как часто приходится сталкиваться с … 2)разве не стали обычными (нормами жизни)такие явления, как…? 3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как… 4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)… Из читательского опыта: 1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности… 2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведении… 3)Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней. Из зрительского опыта: 1) Тема часто дискутируется(обсуждается) в Интернете ( на страницах газет и журналов; в телепередачах)… | Типичные ошибки аргументации: ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста; приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса; в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом; в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы; отсутствуют переходы между аргументами; отсутствует вывод. |
Вывод | | 1) Прием «Отклик» Сигналом этого приема является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…». Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что… 3)(Использование цитаты) «,,,»,- писал…… В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что… . 3) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»- это высказывание отражает главную мысль текста (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании) 4) Автор хочет, чтобы… .И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания | |