ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока окружающего мира

УМК

УМК «Школа России»

Классо

3

Студент

Суркова Екатерина Алексендровна

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

«Кто что ест»

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Познакомить обучающихся с классификацией животных по типу питания

Задачи формирования УУД

Личностные:Осознавать значимость изучаемого материала, обосновывать значимость обмена товарами для развития экономики страны, формировать уважительное отношение к точке зрения одноклассников;

Познавательные:извлекать необходимую информацию из различных источников, самостоятельно анализировать полученную информацию, сравнивать и делать обоснованные выводы, предъявлять информацию в виде устных ответов;

Регулятивные:определять цель урока, уметь формулировать и удерживать учебную задачу, уметь планировать действия для решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке.


Планируемые результаты

Знать:классификацию животных по типу питания.

Уметь:моделировать цепи питания.

Оборудование

Учебник А.А Плешакова по окружающему миру 1 часть, компьютер, презентация, раздаточный материал.


Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся




2.Актуализация знаний.




1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.)

— В каждой группе отметь цифрами особенности строения животных.

Группа животных

Особенности строения

Насекомые

Птицы

Звери

1. Тело покрыто перьями.

2. Тело покрыто шерстью.

3. Три части тела: голова, грудь, брюшко.

4. Два крыла, две ноги.

5. Три пары ног.

6. Крылья и ноги прикрепляются к груди.

7. Развиваются из яиц.

8. Рождают живых детенышей, вскармливают их молоком

 

 

 

(Ответ. Насекомые — 3, 5, 6. Птицы — 1, 4, 7. Звери — 2, 8.)

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

— Ответь на вопросы.

1) Можно ли животных уголка живой природы, например черепаху, попугая, щегла, назвать домашними?

2) К каким группам животных ты отнесешь жабу, ящерицу, окуня? Опиши признаки этих групп животных.

2. Фронтальный опрос

— Перечислите группы животных по их групповым признакам.

— Назовите представителей каждой из групп.

— Приведите примеры животных одной группы, но разных видов.



-Они относятся к особой группе: декоративные животные.


- Жаба: земноводные, кожа влажная, часть жизни проводит в воде, другую на суше; ящерица: пресмыкающиеся, кожа сухая, покрыта чешуйками; окунь: рыбы, имеют плавники, тело покрыто чешуей.)






3.Самоопределение (мотивация) к деятельности.

Целеполагание.



— Назовите признаки живых организмов. (Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.)

Перед вами группа животныхЛиса, лев, , корова, лось, заяц ,рысь. Назовите их. На какие группы вы их можете разделить? Почему?

— А что необходимо для роста и развития животного?

Какова тема нашего сегодняшнего урока? Откроем учебник а странице 95 и прочитаем тему.

Какие задачи вы поставите перед собой?


-Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.

-Хищные и растительноядные.

-Питание.

-узнать на какие группы можно разделить животных по особенностям их питания. С помощь чего можно изобразить цепи питания, как строить цепи питания

4.Организация учебной деятельности по решению цели и задач урока.

4.1 Вступительная беседа.

Правила работы в группах.

Инструктаж.

Работа в группах по информационным листам.

Мини-итог.

Работа с новыми понятиями «обмен», «бартер».

4.2 Решение экономической задачи



1. Беседа

Питание животных

— Прочитайте названия животных.

(Слова записаны на доске.)

Медведь, заяц, волк, стриж.

— Расскажите, чем питаются эти животные. (=

— Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищные животные, или хищники.)

— Чем еще питаются животные?

— Приведите примеры животных, которые питаются растительной пищей.

— Как называются животные, которые питаются растительной пищей?

— А как называются животные, которые питаются насекомыми?

— А еще есть животные, которых называют всеядными. Почему их так назвали?

(Учитель рисует на доске схему.)



— Приведите примеры животных разных групп.

(Учитель записывает их под цифрами, побуждая учеников называть примеры животных всех групп.)

Хищники: лиса, енот, песец, ласка, паук, морская звезда, стрекоза, щука, ястреб.

Растительноядные: дождевые черви, моллюски, большинство насекомых, карп, сом, заяц, лось.

Насекомоядные: крот, землеройка, поползень, малиновка, уклейка, стерлядь, ящерица, выхухоль.

Всеядные: белка, барсук, медведь, ворона, галка, язь (рыба), рак.

2. Работа по учебнику

Цепи питания

Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Они начинаются с растений. Это первое звено.

Второе звено цепи — это растительноядные животные.

— Как вы думаете, почему? (Растениями питаются растительноядные животные.)

Третье звено — насекомоядные или хищные животные.

— Давайте попробуем составить цепь питания белки.

Шишка -> белка -> куница.

— Прочитайте в учебнике на с. 94—95 текст о цепях питания.

— С чего начинается цепь питания? (С растения.)

— Что идет во втором звене? (Растительноядное животное.)

— Что в третьем звене? (Насекомоядное или хищное животное.)

— Составьте свои примеры цепей питания.

Кто как приспособился

— Прочитайте в учебнике текст на с. 95—96.

— Как приспособились хищники к добыванию пищи? Приведите примеры.

— Как приспособились животные к защите от хищников? Приведите примеры.

-Медведь всеяден, то есть ест и животную, и растительную пищу. Может есть желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики. Заяц летом ест травы, зимой - почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев. Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае нужна крупная добыча — лось или баран. Их жертвами становятся старые, больные или неопытные животные, поэтому волков называют санитарами леса. Стриж ловит на лету насекомых

-растениями.

-растительноядные.

-насекомоядные.

-они едят и растения, и животных.

-Хищники: лиса, енот, песец, ласка, паук, морская звезда, стрекоза, щука, ястреб.

Растительноядные: дождевые черви, моллюски, большинство насекомых, карп, сом, заяц, лось.

Насекомоядные: крот, землеройка, поползень, малиновка, уклейка, стерлядь, ящерица, выхухоль.

Всеядные: белка, барсук, медведь, ворона, галка, язь (рыба), рак.

-Растениями питаются растительноядные животные.

- с растения.

-растительноядное животное.

-насекомоядное или хищное животное.

-Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.

-Заяц — быстрые ноги, цвет шубки зимой — белый, летом — серый. У ежа — иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки — едкая кровь.

4.5 Работа по теме.

4.6.Практическая работа.



- Составим цепи питания. Я вам предлагаю такие звенья: лось, осина, волк.

На доске: осина-лось-волк (запишу)

- А теперь составьте цепь питания белки, правильно расположив картинки.

(выставляю картинки хаотично)

- Прочитайте текст в учебнике на с.95 «Кто как приспособлен» и найдите примеры приспособленности животных.

Работа в тетради на печатной основе (далееТПО) №1 (с.55)

— Прочитайте задание. На какие группы делятся животные по способу питания?

— Прочитайте в первом столбике названия животных в первой строке.

— Во втором столбике прочитайте, чем они питаются.

— К какой группе относятся эти животные?

— Каким цветом нужно закрасить кружок?

— Прочитайте названия животных во второй строке.

— К какой группе относятся эти животные?

— Каким цветом нужно закрасить кружок?

— Выполните остальные задания самостоятельно.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— А теперь выполните усложненное задание: приведите свои примеры животных, которые питаются разной пищей.

2 (с. 55).

— Прочитайте задание. Представителей каких групп нужно записать?

— Каких животных мы называем растительноядными?

— Каких животных называем хищными?

— Запишите по три названия животных каждой группы.

(После выполнения задания проводится проверка.)

3 (с. 56).

— Прочитайте задание. Найдите приложение к данному заданию.

— Вырежьте и наклейте рисунки на месте пропусков в цепях питания.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

4 (с. 56).

— Прочитайте задание. Составьте цепь питания: волк, дуб, кабан.

— Что нужно написать в первом квадрате?

— А во втором?

— Почему кабан, а не волк?

— Что запишем в последнем квадрате?

— Составьте вторую цепь питания из данных представителей. Поставьте стрелки.

— В последней строчке вам самим нужно подобрать три представителя для цепи питания и записать ее.

(После выполнения задания проводится проверка.)

5 (с. 57).

— Прочитайте задание. Выполните его.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Выполним усложненное задание: вспомните и запишите свои примеры животных.

(После выполнения задания проводится проверка.)

2. Беседа

Доброе слово о хищниках

— Надо ли уничтожать хищных животных? (Ответы учеников.)

— Прочитайте в учебнике текст на с. 97.

— Почему необходимо беречь и охранять хищников? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о питании животных. Затем второй учащийся читает стихотворение.)



-Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.

-К группе насекомоядных.

-синим.

-к группе хищных.

-красным.

-3 — всеядные (желтым), 4 — растительноядные (зеленым).

-Растительноядных и хищных животных.

-дуб.

-кабан.

-Кабан относится к растительноядной группе животных.

-Волк; относится к хищникам





Правда о волке, зайце, лисе и медведе

Не любили волка люди. И поделом: летом пастух то теленка в стаде не досчитается, то коровы. А зимой, бывало, серый разбойник ночью даже в деревню захаживал, овец таскал. Правда, если волков в округе немного и пищи им хватает, они близко к деревне не подойдут.

Волки — отличные охотники, неутомимые бегуны и всегда найдут себе добычу в лесу. Недаром говорят: волка ноги кормят. Вот и рыщет он по полям, по лесам — где мышкой поживится, где зайчишку глупого схватит, где тетерева поймает. Здоровый-то тетерев от серого улетит. Другое дело — больной. Жалко, конечно, птицу, но ведь ей все равно не жить, а больная, она заразит своих сородичей, тогда уж не один, а сотни тетеревов погибнут. Поэтому волка называют санитаром леса.

Нет у зайца ни острых когтей, ни страшных клыков, зато есть длинные чуткие уши, быстрые ноги. Врагов у зайца много, и спасение у него одно: вовремя услышать-увидеть опасность и задать стрекача. Помчится заяц во всю прыть да еще следы запутает — поди-ка распутай!

Получается, что заяц не трус, а просто очень осторожный. Но иной раз длинноухий заяц за себя и постоять может. Вовремя заметит сову или филина — перевернется на спину, и тут уж не подходи — задние лапы у него сильные: ударит — не то что филину или сове, тут и собаке не поздоровится.

Теперь про лису. В сказках она самая хитрая: всех может провести, любого обмануть. А на самом деле лиса ничуть не хитрее многих других зверей. Если бы не ее зоркие глаза, острый слух, а главное, удивительное чутье — никакая хитрость не спасла бы лису от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, лисе особой хитрости не требуется. И свою главную добычу — мышей-полевок — она без всяких уловок находит, ей нос и уши помогают. Мышка пискнет под снегом — лиса тут как тут: мигом разроет снег, почует норку и ее раскопает.

Впрочем, хитрой ее, наверное, назвали за другие проделки. Уж очень ловко она забирается в курятник. То бесшумно устроит подкоп, то лаз в соломенной крыше сделает. Придет утром хозяйка — курочки как не бывало.

Но частенько ругали хозяйки рыжую воровку напрасно. Им бы на следы посмотреть! И следы-то вовсе не лисьи. Тут другой зверь похозяйничал — гибкий и проворный хорек, тоже большой любитель курятинки. А подумали на лису: дескать, и как она пролезла в такую щель? Вот хитрющая!..

Только в сказках еж живет в теремке с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой. На самом деле им втроем никогда не ужиться: съел бы ежик своих соседок — и мышь, и лягушку. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Ну а в сказку он попал, конечно, из-за своих колючек, ведь в наших лесах ни у одного зверя нет такой удивительной защиты. Мал ежик, а никто ему не страшен. Свернется в клубок, выставит иголки — попробуй тронь.

Медведь умный, ловкий, быстрый, хитрый зверь. Когда крадется за добычей, ни одна веточка не хрустнет под его тяжелыми лапами. А убегает от кого-нибудь — не догнать. Медведь и пловец отменный, и на деревья легко взбирается — полакомиться медом диких пчел. Медведь еще рыбак. Стоит в реке — караулит. Вдруг как ударит лапой — брызги фонтаном. И рыбка уже бьется на берегу.

Хоть медведь и хищник, но охотится редко. С утра до вечера бродит по лесу, ищет, чем бы поживиться. Тут корешки выкопает, там муравейник разворотит; облепят муравьи медвежью лапу, а он их слижет. Снова облепят — снова слижет. Все идет ему в пищу: и личинки, и стебли и корешки разных растений.

Особенно любит топтыгин ягоды. Найдет малинник, заляжет в кусты и прямо с веток обсасывает ягоды, а сам даже чмокает и урчит от удовольствия. Если близ леса есть овсяное поле, медведь ночью и туда непременно пожалует: молодой овес для него тоже лакомство.

К осени нагуляет медведь жиру, и вдруг пропадает у него аппетит — ничего не ест. У него теперь одна забота — найти в чаще самое глухое место, где бы можно было устроить берлогу. Подыщет вывороченное дерево, подкопает немного, натаскает сухой травы, примнет свою постель — и на боковую. До самой весны спит медведь, всю зиму не ест, не пьет.

6. Первичное закрепление знаний



ІХ. Работа в группах

Класс делится на три группы. Каждой группе выдается карточка с текстом. Используя текст, необходимо составить схему пищевых связей.

Текст 1

Дубовый лес покинули птицы. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.

Текст 2

В Крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

Текст 3

В результате охоты были истреблены лисы. Скоро над полем нависла угроза: расплодившиеся мыши съедали урожай зерна.


Выполнение тестов.

-дубы — шелкопряд — птицы.

-молодые деревья — козы — волки.

-зерно-мышь-лиса.