ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока окружающего мира
УМК | УМК «Школа России» |
Классо | 3 |
Студент | Суркова Екатерина Алексендровна |
Предмет | Окружающий мир |
Тема урока | «Кто что ест» |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Цель урока | Познакомить обучающихся с классификацией животных по типу питания |
Задачи формирования УУД | Личностные:Осознавать значимость изучаемого материала, обосновывать значимость обмена товарами для развития экономики страны, формировать уважительное отношение к точке зрения одноклассников; Познавательные:извлекать необходимую информацию из различных источников, самостоятельно анализировать полученную информацию, сравнивать и делать обоснованные выводы, предъявлять информацию в виде устных ответов; Регулятивные:определять цель урока, уметь формулировать и удерживать учебную задачу, уметь планировать действия для решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. |
Планируемые результаты | Знать:классификацию животных по типу питания. Уметь:моделировать цепи питания. |
Оборудование | Учебник А.А Плешакова по окружающему миру 1 часть, компьютер, презентация, раздаточный материал. |
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | | ||||||||||||
2.Актуализация знаний. | | 1. Индивидуальные задания (Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.) — В каждой группе отметь цифрами особенности строения животных.
(Ответ. Насекомые — 3, 5, 6. Птицы — 1, 4, 7. Звери — 2, 8.) (Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.) — Ответь на вопросы. 1) Можно ли животных уголка живой природы, например черепаху, попугая, щегла, назвать домашними? 2) К каким группам животных ты отнесешь жабу, ящерицу, окуня? Опиши признаки этих групп животных. 2. Фронтальный опрос — Перечислите группы животных по их групповым признакам. — Назовите представителей каждой из групп. — Приведите примеры животных одной группы, но разных видов. | -Они относятся к особой группе: декоративные животные. - Жаба: земноводные, кожа влажная, часть жизни проводит в воде, другую на суше; ящерица: пресмыкающиеся, кожа сухая, покрыта чешуйками; окунь: рыбы, имеют плавники, тело покрыто чешуей.) | | | |||||||||||
3.Самоопределение (мотивация) к деятельности. Целеполагание. | | — Назовите признаки живых организмов. (Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.) Перед вами группа животныхЛиса, лев, , корова, лось, заяц ,рысь. Назовите их. На какие группы вы их можете разделить? Почему? — А что необходимо для роста и развития животного? Какова тема нашего сегодняшнего урока? Откроем учебник а странице 95 и прочитаем тему. Какие задачи вы поставите перед собой? | -Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают. -Хищные и растительноядные. -Питание. -узнать на какие группы можно разделить животных по особенностям их питания. С помощь чего можно изобразить цепи питания, как строить цепи питания | |||||||||||||
4.Организация учебной деятельности по решению цели и задач урока. 4.1 Вступительная беседа. Правила работы в группах. Инструктаж. Работа в группах по информационным листам. Мини-итог. Работа с новыми понятиями «обмен», «бартер». 4.2 Решение экономической задачи | | 1. Беседа Питание животных — Прочитайте названия животных. (Слова записаны на доске.) Медведь, заяц, волк, стриж. — Расскажите, чем питаются эти животные. (= — Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищные животные, или хищники.) — Чем еще питаются животные? — Приведите примеры животных, которые питаются растительной пищей. — Как называются животные, которые питаются растительной пищей? — А как называются животные, которые питаются насекомыми? — А еще есть животные, которых называют всеядными. Почему их так назвали? (Учитель рисует на доске схему.) — Приведите примеры животных разных групп. (Учитель записывает их под цифрами, побуждая учеников называть примеры животных всех групп.) Хищники: лиса, енот, песец, ласка, паук, морская звезда, стрекоза, щука, ястреб. Растительноядные: дождевые черви, моллюски, большинство насекомых, карп, сом, заяц, лось. Насекомоядные: крот, землеройка, поползень, малиновка, уклейка, стерлядь, ящерица, выхухоль. Всеядные: белка, барсук, медведь, ворона, галка, язь (рыба), рак. 2. Работа по учебнику Цепи питания Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Они начинаются с растений. Это первое звено. Второе звено цепи — это растительноядные животные. — Как вы думаете, почему? (Растениями питаются растительноядные животные.) Третье звено — насекомоядные или хищные животные. — Давайте попробуем составить цепь питания белки. Шишка -> белка -> куница. — Прочитайте в учебнике на с. 94—95 текст о цепях питания. — С чего начинается цепь питания? (С растения.) — Что идет во втором звене? (Растительноядное животное.) — Что в третьем звене? (Насекомоядное или хищное животное.) — Составьте свои примеры цепей питания. Кто как приспособился — Прочитайте в учебнике текст на с. 95—96. — Как приспособились хищники к добыванию пищи? Приведите примеры. — Как приспособились животные к защите от хищников? Приведите примеры. | -Медведь всеяден, то есть ест и животную, и растительную пищу. Может есть желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики. Заяц летом ест травы, зимой - почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев. Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае нужна крупная добыча — лось или баран. Их жертвами становятся старые, больные или неопытные животные, поэтому волков называют санитарами леса. Стриж ловит на лету насекомых -растениями. -растительноядные. -насекомоядные. -они едят и растения, и животных. -Хищники: лиса, енот, песец, ласка, паук, морская звезда, стрекоза, щука, ястреб. Растительноядные: дождевые черви, моллюски, большинство насекомых, карп, сом, заяц, лось. Насекомоядные: крот, землеройка, поползень, малиновка, уклейка, стерлядь, ящерица, выхухоль. Всеядные: белка, барсук, медведь, ворона, галка, язь (рыба), рак. -Растениями питаются растительноядные животные. - с растения. -растительноядное животное. -насекомоядное или хищное животное. -Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв. -Заяц — быстрые ноги, цвет шубки зимой — белый, летом — серый. У ежа — иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки — едкая кровь. | |||||||||||||
4.5 Работа по теме. 4.6.Практическая работа. | | - Составим цепи питания. Я вам предлагаю такие звенья: лось, осина, волк. На доске: осина-лось-волк (запишу) - А теперь составьте цепь питания белки, правильно расположив картинки. (выставляю картинки хаотично) - Прочитайте текст в учебнике на с.95 «Кто как приспособлен» и найдите примеры приспособленности животных. Работа в тетради на печатной основе (далее – ТПО) №1 (с.55) — Прочитайте задание. На какие группы делятся животные по способу питания? — Прочитайте в первом столбике названия животных в первой строке. — Во втором столбике прочитайте, чем они питаются. — К какой группе относятся эти животные? — Каким цветом нужно закрасить кружок? — Прочитайте названия животных во второй строке. — К какой группе относятся эти животные? — Каким цветом нужно закрасить кружок? — Выполните остальные задания самостоятельно. (После выполнения задания проводится взаимопроверка.) — А теперь выполните усложненное задание: приведите свои примеры животных, которые питаются разной пищей. №2 (с. 55). — Прочитайте задание. Представителей каких групп нужно записать? — Каких животных мы называем растительноядными? — Каких животных называем хищными? — Запишите по три названия животных каждой группы. (После выполнения задания проводится проверка.) № 3 (с. 56). — Прочитайте задание. Найдите приложение к данному заданию. — Вырежьте и наклейте рисунки на месте пропусков в цепях питания. (После выполнения задания проводится взаимопроверка.) №4 (с. 56). — Прочитайте задание. Составьте цепь питания: волк, дуб, кабан. — Что нужно написать в первом квадрате? — А во втором? — Почему кабан, а не волк? — Что запишем в последнем квадрате? — Составьте вторую цепь питания из данных представителей. Поставьте стрелки. — В последней строчке вам самим нужно подобрать три представителя для цепи питания и записать ее. (После выполнения задания проводится проверка.) №5 (с. 57). — Прочитайте задание. Выполните его. (После выполнения задания проводится взаимопроверка.) — Выполним усложненное задание: вспомните и запишите свои примеры животных. (После выполнения задания проводится проверка.) 2. Беседа Доброе слово о хищниках — Надо ли уничтожать хищных животных? (Ответы учеников.) — Прочитайте в учебнике текст на с. 97. — Почему необходимо беречь и охранять хищников? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о питании животных. Затем второй учащийся читает стихотворение.) | -Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. -К группе насекомоядных. -синим. -к группе хищных. -красным. -3 — всеядные (желтым), 4 — растительноядные (зеленым). -Растительноядных и хищных животных. -дуб. -кабан. -Кабан относится к растительноядной группе животных. -Волк; относится к хищникам Правда о волке, зайце, лисе и медведе Не любили волка люди. И поделом: летом пастух то теленка в стаде не досчитается, то коровы. А зимой, бывало, серый разбойник ночью даже в деревню захаживал, овец таскал. Правда, если волков в округе немного и пищи им хватает, они близко к деревне не подойдут. Волки — отличные охотники, неутомимые бегуны и всегда найдут себе добычу в лесу. Недаром говорят: волка ноги кормят. Вот и рыщет он по полям, по лесам — где мышкой поживится, где зайчишку глупого схватит, где тетерева поймает. Здоровый-то тетерев от серого улетит. Другое дело — больной. Жалко, конечно, птицу, но ведь ей все равно не жить, а больная, она заразит своих сородичей, тогда уж не один, а сотни тетеревов погибнут. Поэтому волка называют санитаром леса. Нет у зайца ни острых когтей, ни страшных клыков, зато есть длинные чуткие уши, быстрые ноги. Врагов у зайца много, и спасение у него одно: вовремя услышать-увидеть опасность и задать стрекача. Помчится заяц во всю прыть да еще следы запутает — поди-ка распутай! Получается, что заяц не трус, а просто очень осторожный. Но иной раз длинноухий заяц за себя и постоять может. Вовремя заметит сову или филина — перевернется на спину, и тут уж не подходи — задние лапы у него сильные: ударит — не то что филину или сове, тут и собаке не поздоровится. Теперь про лису. В сказках она самая хитрая: всех может провести, любого обмануть. А на самом деле лиса ничуть не хитрее многих других зверей. Если бы не ее зоркие глаза, острый слух, а главное, удивительное чутье — никакая хитрость не спасла бы лису от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, лисе особой хитрости не требуется. И свою главную добычу — мышей-полевок — она без всяких уловок находит, ей нос и уши помогают. Мышка пискнет под снегом — лиса тут как тут: мигом разроет снег, почует норку и ее раскопает. Впрочем, хитрой ее, наверное, назвали за другие проделки. Уж очень ловко она забирается в курятник. То бесшумно устроит подкоп, то лаз в соломенной крыше сделает. Придет утром хозяйка — курочки как не бывало. Но частенько ругали хозяйки рыжую воровку напрасно. Им бы на следы посмотреть! И следы-то вовсе не лисьи. Тут другой зверь похозяйничал — гибкий и проворный хорек, тоже большой любитель курятинки. А подумали на лису: дескать, и как она пролезла в такую щель? Вот хитрющая!.. Только в сказках еж живет в теремке с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой. На самом деле им втроем никогда не ужиться: съел бы ежик своих соседок — и мышь, и лягушку. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Ну а в сказку он попал, конечно, из-за своих колючек, ведь в наших лесах ни у одного зверя нет такой удивительной защиты. Мал ежик, а никто ему не страшен. Свернется в клубок, выставит иголки — попробуй тронь. Медведь умный, ловкий, быстрый, хитрый зверь. Когда крадется за добычей, ни одна веточка не хрустнет под его тяжелыми лапами. А убегает от кого-нибудь — не догнать. Медведь и пловец отменный, и на деревья легко взбирается — полакомиться медом диких пчел. Медведь еще рыбак. Стоит в реке — караулит. Вдруг как ударит лапой — брызги фонтаном. И рыбка уже бьется на берегу. Хоть медведь и хищник, но охотится редко. С утра до вечера бродит по лесу, ищет, чем бы поживиться. Тут корешки выкопает, там муравейник разворотит; облепят муравьи медвежью лапу, а он их слижет. Снова облепят — снова слижет. Все идет ему в пищу: и личинки, и стебли и корешки разных растений. Особенно любит топтыгин ягоды. Найдет малинник, заляжет в кусты и прямо с веток обсасывает ягоды, а сам даже чмокает и урчит от удовольствия. Если близ леса есть овсяное поле, медведь ночью и туда непременно пожалует: молодой овес для него тоже лакомство. К осени нагуляет медведь жиру, и вдруг пропадает у него аппетит — ничего не ест. У него теперь одна забота — найти в чаще самое глухое место, где бы можно было устроить берлогу. Подыщет вывороченное дерево, подкопает немного, натаскает сухой травы, примнет свою постель — и на боковую. До самой весны спит медведь, всю зиму не ест, не пьет. | |||||||||||||
6. Первичное закрепление знаний | | ІХ. Работа в группах Класс делится на три группы. Каждой группе выдается карточка с текстом. Используя текст, необходимо составить схему пищевых связей. Текст 1 Дубовый лес покинули птицы. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы. Текст 2 В Крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца. Текст 3 В результате охоты были истреблены лисы. Скоро над полем нависла угроза: расплодившиеся мыши съедали урожай зерна. | Выполнение тестов. -дубы — шелкопряд — птицы. -молодые деревья — козы — волки. -зерно-мышь-лиса. |