ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Часть 1. Тестовые задания:
1. Формирование элементарных математических представлений – это:
а) количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка в связи с изучением математических понятий;
б) целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики);
в) совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении перцептивных действий;
г) формирование количественных, пространственных и временных представлений, развитие у дошкольников мыслительных способностей, умения решать различные задачи.
2. Как называется учебно-методический комплект, ориентированный на развитие мышления, творческих способностей и интереса детей дошкольного возраста к математике, авторы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова?
а) «Первые шаги в математику»;
б) «Игралочка»;
в) «Математические ступеньки»;
г) «Математика для малышей».
3. Какие из перечисленных методов математического развития дошкольников можно отнести к группе наглядных?
а) упражнения, опыты, продуктивная деятельность;
б) наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей;
в) обучающие игры;
г) рассказывание, беседа, объяснение, пояснения.
4. В какой возрастной группе обучают детей решению арифметических задач и примеров?
а) в младшей группе;
б) в средней группе;
в) в старшей группе;
г) в подготовительной к школе группе.
5. В какой возрастной группе ставится задача «Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам»?
а) в младшей группе;
б) в средней группе;
в) в старшей группе;
г) в подготовительной к школе группе.
6. Основными понятиями, которыми оперирует методика математического развития детей, являются:
а) множество, число, счет, форма, величина;
б) память, внимание, познавательная активность;
в) сенсорика, восприятие, десятичная система;
г) умножение, деление, уравнение.
7. Какой наглядный материал можно использовать для формирования у дошкольников представлений о составе числа?
а) «Шершавые цифры»;
б) Палочки Кюизенера;
в) Блоки Дьенеша;
г) «Танграм».
8. В каком возрасте рекомендуется начинать упражнения в ориентировке ребенка «на себе»?
а) в раннем возрасте;
б) в младшем дошкольном возрасте;
в) в среднем дошкольном возрасте;
г) в старшем дошкольном возрасте.
9. Определите одно из условий успешного обучения математике:
а) использование различных методов обучения;
б) увеличение длительности занятий;
в) увеличение количества занятий в неделю;
г) индивидуальная форма обучения.
10. В какой возрастной группе воспитатель знакомит детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником?
а) в младшей группе;
б) в средней группе;
в) в старшей группе;
г) в подготовительной к школе группе.
11. Каковы педагогические требования к организации обучения на занятиях по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста?
а) наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса;
б) учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений;
в) использование наглядности, алгоритма, игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
г) все ответы верны.
12. Оценивая действия детей, воспитатель говорит: «Да, ты сегодня хорошо считала, почти не ошибалась. Умница, Юленька, как аккуратно нарисовала квадрат, нигде квадрат не сошел с линеечек. Катя, ты сегодня хорошо считала, но вот при решении задач допускала ошибки. Олег сегодня быстрее сложил узор, чем вчера. Что, по-твоему, Вася, тебе сегодня особенно удалось? А что еще не совсем получилось?». Какая часть занятия по формированию элементарных математических представлений описана?
а) вводная часть;
б) основная часть;
в) заключительная часть;
г) математическая разминка.
13. Какие дидактические игры и упражнения направлены на формирование у детей представлений о размере?
а) «Следопыты», «Туристы»;
б) «Матрешки», «Построим лестницу», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой лесенке петушок?»;
в) «Пошли, пошли, поехали», «Назови следующее число», «Посчитай дальше»;
г) «День-ночь», «Части суток», «Времена года и месяцы», «Сколько время?».
14. Воспитатель дает задание: «Оля, встань с правой стороны от меня. Коля, встань впереди Оли, Юля – с левой стороны от Кати». Дети, сидящие за столами, рассказывают кто где стоит. С какой целью проводилось упражнение?
а) развитие количественных представлений;
б) развитие пространственных представлений;
в) развитие представлений о форме предметов и геометрических фигурах;
г) развитие представлений о величинах.
15. В какой возрастной группе детей знакомят с элементарными способами измерения с помощью условной мерки?
а) в младшей группе;
б) в средней группе;
в) в старшей группе;
г) в подготовительной к школе группе.
16. Упражнения в развитии чувства времени – это:
а) упражнения в определении временной длительности без опоры на приборы измерения времени;
б) упражнения в определении временной последовательности;
в) упражнения в определении временной длительности по часам;
г) упражнения в определении интервалов времени по календарю.
17. Какой наглядный материал в первую очередь обеспечивает процесс обучения детей порядковому счету?
а) множества однородных предметов с одинаковыми признаками;
б) множества разнородных предметов;
в) множества предметов одного вида, но с разными качественными признаками;
г) любые множества предметов.
18. Развитие барического чувства необходимо для определения:
а) длины;
в) высоты;
б) толщины;
г) массы.
19. Какой вид счета дети дошкольного возраста осваивают первым?
а) порядковый;
б) количественный;
в) обратный;
г) счет по кругу.
20. В какой возрастной группе детей знакомят с понятием «многоугольник»?
а) в младшей группе;
б) в средней группе;
в) в старшей группе;
г) в подготовительной к школе группе.
21. В какой возрастной группе стоит задача по ориентировки в пространстве с помощью плана, схемы?
а) в младшей группе;
б) в средней группе;
в) в старшей группе;
г) в подготовительной к школе группе.
22. Кто из перечисленных исследователей занимался изучением проблемы формирования у детей представлений о времени?
а) А. Леушина;
б) Д. Менджерицкая;
в) Н. Поддъяков;
г) Т. Рихтерман.
23. На занятие по математике «приходят» медведь и кукла, они приносят много игрушек. Воспитатель спрашивает: «Кто больше принес игрушек – медведь или кукла?». Все игрушки, принесенные медведем, дети выставляют в ряд. Потом им предлагается к каждой игрушке, которую принес медведь, ниже или выше ее, поставить одну игрушку, принесенную куклой. Игрушки ставятся попарно. Теперь видно, где игрушек больше, а где меньше. «Кто принес больше игрушек? Кто принес меньше игрушек?». В какой группе при ознакомлении с множествами детей учат использовать приемы накладывания и прикладывания?
а) в младшей группе;
б) в средней группе;
в) в старшей группе;
г) в подготовительной к школе группе.
24. К какому типу относится арифметическая задача: «В корзине лежит пять грибочков, что на два грибочка больше, чем их лежит на столе. Сколько грибочков лежит на столе?»
а) на нахождение суммы и остатка;
б) на разностное сравнение чисел;
в) на отношение больше (меньше) на несколько единиц;
г) проблемная (косвенная) задача.
25. Воспитатель предлагает ребенку докончить задачу, придумав к ней вопрос с последующим решением задачи: «Из гаража выехали 4 машины, две сломались». Ребенок продолжает: «Их починили, и они поехали дальше». Вторая задача: «Сестра съела три конфеты, а брат – одну. Сколько конфет они съели вместе?». Ребенок не решает этой задачи. Он спрашивает: «Почему сестра съела так много конфет одна и не поделилась с братом? Сестра была жадная?». Определить причину, по которой ребенок не воспринял задачу?
а) невнимательно слушал воспитателя;
б) текст задачи непонятен ребенку;
в) ребенок прежде всего ориентируется на реальные события, а числовые данные и условия арифметической задачи имеют для него второстепенное значение;
г) ребенок не знает структуру арифметической задачи.
26. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Когда это бывает?», показывает картинки, отражающие жизнь детей в детском саду и задает вопросы: «Когда солнышко встает? Когда мы делаем утреннюю гимнастику, завтракаем? Когда занимаемся, гуляем, играем на участке? Когда обедаем, спим? Когда приходят родители? Когда беседуем с мамой, смотрим телевизор, играем с братом? Когда светит ярко луна и звезды, мы засыпаем?». Дети отвечают. С какой целью проводится эта игра?
а) закрепление знаний о частях суток;
б) закрепление знаний о временах года и месяцах;
в) закрепление знаний о днях недели;
г) развитие чувства времени.
27. На занятие воспитатель принес куклу и предлагает угостить ее конфетой, печеньем. Раздается стук в дверь, и в гости к детям приходит заяц. Детям предлагается подумать, как можно угостить куклу и зайца, если есть только одно печенье, конфета и апельсин. Дети предлагают все разделить пополам. Какая программная задача решалась в описанном фрагменте занятия?
а) обучение составу числа из единиц;
б) обучение делению целого на части;
в) обучение составу числа из двух меньших чисел;
г) обучение порядковому счету.
28. Воспитатель обсуждает с детьми прочитанные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», количество героев, порядок их появления. С какой целью проводилась эта работа?
а) упражнение в количественном и порядковом счете;
б) упражнение в деление целого на части;
в) закрепление представлений о геометрических фигурах;
г) закрепление представлений о временах года.
29. К какому типу относится арифметическая задача: «На прогулку дети взяли четыре больших мяча и один маленький. На сколько больше взяли больших мячей, чем маленьких?»
а) на нахождение суммы и остатка;
б) на разностное сравнение чисел;
в) на отношение больше (меньше) на несколько единиц;
г) проблемная (косвенная) задача.
30. Какие из перечисленных задач не являются арифметическими?
а) логические задачи;
б) задачи на нахождение суммы и остатка;
в) проблемные (косвенные) задачи;
г) взаимообратные задачи.
31. В какой возрастной группе воспитатель расширяет представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности, объясняет значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра»?
а) в младшей группе;
б) в средней группе;
в) в старшей группе;
г) в подготовительной к школе группе.
32. Воспитатель организовал игру «Помоги бычку попасть домой». Бычок потерялся и не может попасть домой. Он встречает в лесу зверюшек (мышку, лягушку, собаку, кошку и др.), которые обещают ему помочь, если он правильно выполнит их задание. Например, Лягушка: «Промычи столько раз, сколько раз я проквакаю». Дети играют роли зверей. С какой целью проводилась игра?
а) развитие представлений о форме предметов и геометрических фигурах;
б) развитие представлений о величинах;
в) развитие количественных представлений;
г) развитие представлений о времени.
33. Исключите неверный вариант ответа. Способы работы с детьми, имеющими трудности в обучении математике:
а) не ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, дать ему достаточно времени на обдумывание и подготовку;
б) нужно разбить большой, сложный материал на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;
в) следует оценивать неудачи ребенка, ведь он может повторить свои ошибки;
г) нежелательно заставлять ребенка отвечать первым новый, только что пройденный материал.
34. Каковы способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятиях по математике?
а) чередование различных видов деятельности;
б) смена наглядного материала, физкультминутки и релаксация;
в) трудный новый материал дается через 3-5 минут от начала занятия до 15-18-й минуты;
г) все ответы верны.
35. Какая группа методов является главной при развитии математических представлений у дошкольников?
а) словесные методы;
б) наглядные методы;
в) игровые методы;
г) практические методы.
36. В какой образовательной области Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отражено содержание математического развития?