Файл: Теории и методике математического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Часть 1. Тестовые задания:
1. Формирование элементарных математических представлений – это:

а) количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка в связи с изучением математических понятий;

б) целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики);

в) совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении перцептивных действий;

г) формирование количест­венных, пространственных и временных представлений, развитие у дошкольников мыслительных способ­ностей, умения решать различные задачи.
2. Как называется учебно-методический комплект, ориентированный на развитие мышления, творческих способностей и интереса детей дошкольного возраста к математике, авторы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова?

а) «Первые шаги в математику»;

б) «Игралочка»;

в) «Математические ступеньки»;

г) «Математика для малышей».



3. Какие из перечисленных методов математического развития дошкольников можно отнести к группе наглядных?

а) упражнения, опыты, продуктивная деятельность;

б) наблюдение, показ, рассматрива­ние таблиц, моделей;

в) обучающие игры;

г) рас­сказывание, беседа, объяснение, пояснения.

4. В какой возрастной группе обучают детей решению арифметических задач и примеров?

а) в младшей группе;

б) в средней группе;

в) в старшей группе;

г) в подготовительной к школе группе.


5. В какой возрастной группе ставится задача «Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам»?

а) в младшей группе;

б) в средней группе;

в) в старшей группе;

г) в подготовительной к школе группе.


6. Основными понятиями, которыми оперирует методика математического развития детей, являются:

а) множество, число, счет, форма, величина;

б) память, внимание, познавательная активность;

в) сенсорика, восприятие, десятичная система;

г) умножение, деление, уравнение.

7. Какой наглядный материал можно использовать для формирования у дошкольников представлений о составе числа?


а) «Шершавые цифры»;

б) Палочки Кюизенера;

в) Блоки Дьенеша;

г) «Танграм».



8. В каком возрасте рекомендуется начинать упражнения в ориентировке ребенка «на себе»?

а) в раннем возрасте;

б) в младшем дошкольном возрасте;

в) в среднем дошкольном возрасте;

г) в старшем дошкольном возрасте.


9. Определите одно из условий успешного обучения математике:

а) использование различных методов обучения;

б) увеличение длительности занятий;

в) увеличение количества занятий в неделю;

г) индивидуальная форма обучения.

10. В какой возрастной группе воспитатель знакомит детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником?

а) в младшей группе;

б) в средней группе;

в) в старшей группе;

г) в подготовительной к школе группе.
11. Каковы педагогические требования к организации обучения на занятиях по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста?

а) наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса;

б) учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений;

в) использование наглядности, алгоритма, игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;

г) все ответы верны.
12. Оценивая действия детей, воспитатель говорит: «Да, ты сегодня хорошо считала, почти не ошибалась. Умница, Юленька, как аккуратно нарисовала квадрат, нигде квадрат не сошел с линеечек. Катя, ты сегодня хорошо считала, но вот при решении задач допускала ошибки. Олег сегодня быстрее сложил узор, чем вчера. Что, по-твоему, Вася, тебе сегодня особенно удалось? А что еще не совсем получилось?». Какая часть занятия по формированию элементарных математических представлений описана?

а) вводная часть;

б) основная часть;

в) заключительная часть;

г) математическая разминка.



13. Какие дидактические игры и упражнения направлены на формирование у детей представлений о размере?

а) «Следопыты», «Туристы»;

б) «Матрешки», «Построим лестницу», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой лесенке петушок?»;

в) «Пошли, пошли, поехали», «Назови следующее число», «Посчитай дальше»;

г) «День-ночь», «Части суток», «Времена года и месяцы», «Сколько время?».
14. Воспитатель дает задание: «Оля, встань с правой стороны от меня. Коля, встань впереди Оли, Юля – с левой стороны от Кати». Дети, сидящие за столами, рассказывают кто где стоит. С какой целью проводилось упражнение?

а) развитие количественных представлений;

б) развитие пространственных представлений;

в) развитие представлений о форме предметов и геометрических фигурах;

г) развитие представлений о величинах.


15. В какой возрастной группе детей знакомят с элементарными способами измерения с помощью условной мерки?


а) в младшей группе;

б) в средней группе;

в) в старшей группе;

г) в подготовительной к школе группе.

16. Упражнения в развитии чувства времени – это:

а) упражнения в определении временной длительности без опоры на приборы измерения времени;

б) упражнения в определении временной последовательности;

в) упражнения в определении временной длительности по часам;

г) упражнения в определении интервалов времени по календарю.

17. Какой наглядный материал в первую очередь обеспечивает процесс обучения детей порядковому счету?

а) множества однородных предметов с одинаковыми признаками;

б) множества разнородных предметов;

в) множества предметов одного вида, но с разными качественными признаками;

г) любые множества предметов.
18. Развитие барического чувства необходимо для определения:

а) длины;

в) высоты;

б) толщины;

г) массы.




19. Какой вид счета дети дошкольного возраста осваивают первым?

а) порядковый;

б) количественный;

в) обратный;

г) счет по кругу.




20. В какой возрастной группе детей знакомят с понятием «многоугольник»?

а) в младшей группе;

б) в средней группе;

в) в старшей группе;

г) в подготовительной к школе группе.



21. В какой возрастной группе стоит задача по ориентировки в пространстве с помощью плана, схемы?

а) в младшей группе;

б) в средней группе;

в) в старшей группе;

г) в подготовительной к школе группе.




22. Кто из перечисленных исследователей занимался изучением проблемы формирования у детей представлений о времени?

а) А. Леушина;

б) Д. Менджерицкая;

в) Н. Поддъяков;

г) Т. Рихтерман.



23. На занятие по математике «приходят» медведь и кукла, они приносят много игрушек. Воспитатель спрашивает: «Кто больше принес игрушек – медведь или кукла?». Все игрушки, принесенные медведем, дети выставляют в ряд. Потом им предлагается к каждой игрушке, которую принес медведь, ниже или выше ее, поставить одну игрушку, принесенную куклой. Игрушки ставятся попарно. Теперь видно, где игрушек больше, а где меньше. «Кто принес больше игрушек? Кто принес меньше игрушек?». В какой группе при ознакомлении с множествами детей учат использовать приемы накладывания и прикладывания?

а) в младшей группе;

б) в средней группе;

в) в старшей группе;

г) в подготовительной к школе группе.



24. К какому типу относится арифметическая задача: «В кор­зине лежит пять грибочков, что на два грибочка больше, чем их лежит на столе. Сколько грибочков лежит на столе?»

а) на нахождение суммы и остатка;

б) на разностное сравнение чисел;

в) на отношение боль­ше (меньше) на несколько единиц;

г) проблемная (косвенная) задача.
25. Воспитатель предлагает ребенку докончить задачу, придумав к ней вопрос с последующим решением задачи: «Из гаража выехали 4 машины, две сломались». Ребенок продолжает: «Их починили, и они поехали дальше». Вторая задача: «Сестра съела три конфеты, а брат – одну. Сколько конфет они съели вместе?». Ребенок не решает этой задачи. Он спрашивает: «Почему сестра съела так много конфет одна и не поделилась с братом? Сестра была жадная?». Определить причину, по которой ребенок не воспринял задачу?

а) невнимательно слушал воспитателя;

б) текст задачи непонятен ребенку;

в) ребенок прежде всего ориентируется на реальные события, а числовые данные и условия арифметической задачи имеют для него второстепенное значение;

г) ребенок не знает структуру арифметической задачи.
26. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Когда это бывает?», показывает картинки, отражающие жизнь детей в детском саду и задает вопросы: «Когда солнышко встает? Когда мы делаем утреннюю гимнастику, завтракаем? Когда занимаемся, гуляем, играем на участке? Когда обедаем, спим? Когда приходят родители? Когда беседуем с мамой, смотрим телевизор, играем с братом? Когда светит ярко луна и звезды, мы засыпаем?». Дети отвечают. С какой целью проводится эта игра?

а) закрепление знаний о частях суток;

б) закрепление знаний о временах года и месяцах;

в) закрепление знаний о днях недели;

г) развитие чувства времени.
27. На занятие воспитатель принес куклу и предлагает угос­тить ее конфетой, печеньем. Раздается стук в дверь, и в гости к детям приходит заяц. Детям предлагается подумать, как можно угостить куклу и зайца, если есть только одно печенье, конфета и апельсин. Дети предлагают все разделить пополам. Какая программная задача решалась в опи­санном фрагменте занятия?

а) обучение составу числа из единиц;

б) обучение делению целого на части;

в) обучение составу числа из двух меньших чисел;

г) обучение порядковому счету.

28. Воспитатель обсуждает с детьми прочитанные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», количество героев, порядок их появления. С какой целью проводилась эта работа?

а) упражнение в количественном и порядковом счете;

б) упражнение в деление целого на части;

в) закрепление представлений о геометрических фигурах;

г) закрепление представлений о временах года.
29. К какому типу относится арифметическая задача: «На прогулку дети взяли четыре больших мяча и один маленький. На сколько больше взяли больших мячей, чем малень­ких?»

а) на нахождение суммы и остатка;

б) на разностное сравнение чисел;

в) на отношение боль­ше (меньше) на несколько единиц;

г) проблемная (косвенная) задача.

30. Какие из перечисленных задач не являются арифметическими?


а) логические задачи;

б) задачи на нахождение суммы и остатка;

в) проблемные (косвенные) задачи;

г) взаимообратные задачи.


31. В какой возрастной группе воспитатель расширяет представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности, объясняет значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра»?

а) в младшей группе;

б) в средней группе;

в) в старшей группе;

г) в подготовительной к школе группе.
32. Воспитатель организовал игру «Помоги бычку попасть домой». Бычок потерялся и не мо­жет попасть домой. Он встречает в лесу зверюшек (мышку, ля­гушку, собаку, кошку и др.), которые обещают ему помочь, если он правильно выполнит их задание. Например, Лягушка: «Промычи столько раз, сколько раз я проквакаю». Дети играют роли зверей. С какой целью проводилась игра?

а) развитие представлений о форме предметов и геометрических фигурах;

б) развитие представлений о величинах;

в) развитие количественных представлений;

г) развитие представлений о времени.
33. Исключите неверный вариант ответа. Способы работы с детьми, имеющими трудности в обучении математике:

а) не ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, дать ему достаточно времени на обдумывание и подготовку;

б) нужно разбить большой, сложный материал на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;

в) следует оценивать неудачи ребенка, ведь он может повторить свои ошибки;

г) нежелательно заставлять ребенка отвечать первым новый, только что пройденный материал.

34. Каковы способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятиях по математике?

а) чередование различных видов деятельности;

б) смена наглядного материала, физкультминутки и релаксация;

в) трудный новый материал дается через 3-5 минут от нача­ла занятия до 15-18-й минуты;

г) все ответы верны.

35. Какая группа методов является главной при развитии математических представлений у дошкольников?

а) словесные методы;

б) наглядные методы;

в) игровые методы;

г) практические методы.

 

 36. В какой образовательной области Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного  образования отражено содержание математического развития?