Файл: Д. В. Куц Наблюдение за самостоятельной сюжетноролевой игрой мальчиков и девочек Цель изучить особенности игровых умений мальчиков и девочек. Участники 7 девочек и 7 мальчиков средней группы доу. Наблюдение пр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОСКВА 2023 Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра общегуманитарных науки массовых коммуникаций Форма обучения заочная/очно-заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Психология гендерных отношений Группа М19П111___
Студент
Д.В.Куц
Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков и девочек Цель изучить особенности игровых умений мальчиков и девочек. Участники 7 девочек и 7 мальчиков средней группы ДОУ. Наблюдение проводится в естественных условиях по показателям, выделенным ДБ. Элькониным. 1. Умение осуществлять процесс сюжетосложения. 2. Умение организовать игру. 3. Умение распределять роли. Активность в распределении ролей (без конфликтов с другими детьми. 4. Ребенок выступает инициатором новых ролей и новых идей в развитии сюжета. 5. Умение ребенка совместно строить и развивать сюжет игры. 6. Ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет. 7. Умение отражать ряд сюжетных логических эпизодов в игре. 8. Умение вступать в ролевое взаимодействие на длительное время. 32 9. Умение словесно обозначать выполняемую роль. 10. Умение передавать характерные особенности персонажа игры. 11. Умение использовать игрушки в игре. 12. Умение завершить игру. Исходя из результатов наблюдения, выделяются уровни игровых умений. Низкий уровень (1-4 балла. Ребенок испытывает трудности в организации игры. Не участвует в распределении ролей. Затрудняется самостоятельно придумать новую роль. Исполняет второстепенные роли. Ребенок тяготеет к однообразным элементарным сюжетам. Не владеет умением комбинировать сюжеты. Длительность ролевого взаимодействия мала. Ребенок затрудняется завершить игру. Средний уровень (5-9 баллов. Ребенок умеет организовать игру. Участвует в распределении ролей, придумывает новую роль. Ребенок воспроизводит разные сюжеты. Исполняет главные роли. Для ребенка ведущими выступают отдельные элементы сюжета, а не целостное событие, включающее персонажей и действия. Длительность ролевого взаимодействия невелика. Ребенок словесно обозначает выполняемую роль. Умеет завершить игру. Высокий уровень (10-12 баллов. Ребенок хорошо умеет организовать игру. Активно участвует в распределении ролей, не конфликтуя с другими детьми. Выступает инициатором новых ролей и новых идей. Исполняет как главные, таки второстепенные роли. Умеет совместно строить и развивать сюжет игры. Ребенок отражает как знакомые всем сюжеты, таки самим придуманные. Для ребенка ведущими выступают не отдельные элементы сюжета, а целостное событие, включающее персонажей и действия (ребенок владеет умением сюжетосложения). Передает характерные особенности персонажа игры. Хорошо умеет завершать игру. 33 Р
93% мальчиков и девочек любят играть в подвижные игры, такие как Выбивала, Мы весёлые ребята, Гуси – лебеди «, Охотники зайцы, У медведя во бору, Хитрая лиса, Медведи и пчёлы», Догонялки, Море волнуется и т. д. В выборе между подвижными и ролевыми играми девочки отдают предпочтение сюжетно – ролевым играм таким как Дочки – матери
– 60%, Салон красоты – 20%, Магазин – 20%. Мальчики и девочки старшего дошкольного возраста очень подвижны и любят бегать, веселиться. Меньше внимания дети уделяют настольным играм. Они играют в такие

игры, как Правила дорожного движения, Мы играем в магазин, Экологическое лото, Летающие колпачки, Шашки, Лото. 50% мальчиков предпочитают игры с машинками, конструктором, трансформерами, настольные игры. Часть мальчиков с удовольствием играют совместно с девочками в сюжетно-ролевую игру Семья, исполняя роль в соответствии со своим полом. Наблюдение за самостоятельной игрой мальчиков и девочек, позволило выявить уровни игровой деятельности мальчиков и девочек. Высокий уровень составил 20% у мальчиков и 40% у девочек, средний уровень 50% у мальчиков и 40% у девочек, низкий – 30% у мальчиков. 35 Все дети активно используют игровой материал (игрушки, игровые атрибуты, нов играх девочек он более разнообразен. Девочки больше уделяют внимания подбору деталей, любят украшать игровое пространство, использовать различные атрибуты для создания игрового образа. Девочки бережно раскладывают перед собой свои богатства – куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Сломанную игрушку, девочки обычно отбрасывают в сторону как непригодную вещь, мальчики воспользуется этим случаем, чтобы ознакомиться се устройством. Итак, проведенная диагностика показала следующее дети старшего дошкольного возраста проявляют достаточную осведомленность о родовой, супружеской и родительской ролях, демонстрируют высокий уровень осознания необратимости полов. Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками, было более длительным, чем между мальчиками. Уровень игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры средний. Инициативность вне игры развита на равном уровне, как у мальчиков, таки у девочек. Преобладающий эмоциональный фон более позитивный у девочек, чему мальчиков. Игровые интересы девочек и мальчиков отличны, хотя и недостаточно разнообразны. У девочек преобладают социально – бытовые темы, ролевое взаимодействие у них более длительно, чем между мальчиками. Девочки стараются передать женское своеобразие, умеют хорошо перевоплощаться. Игровые интересы девочек более устойчивы, обдуманны и стабильны. Ролевые действия мальчиков часто носят непредсказуемый и непродолжительный характер. Они не умеют мирно договариваться, вход идёт сила. Если девочки объединяются по симпатиям, то мальчики в зависимости от интереса к содержанию игры. Но ролевые действия у мальчиков более разнообразны, чему девочек. 36 В целом, результаты опытно-поисковой работы на констатирующем этапе определяют необходимость разработки содержания и технологии развития игры детей старшего дошкольного возраста на основе использования гендерного подхода.