Файл: Физическое развитие один из прямых показателей состояния здоровья.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

96
??????? ??? 11`2005 ?????????? «??????????????????? ?????????? ? Здоровый ребенок в здоровой школе – это главная проблема ближайшего и отдаленного будущего нашей страны. В связи стем, что наше время диктует более высокие требования к биологическими социальным возможностям организма детей и подростков, а в настоящее время у школьников отмечается рост различных функциональных расстройств, отклонений физического и нервно-психического развития, увеличение числа хронических заболеваний, данные тенденции показателей здоровья указывают на то, что необходим поиск организационных решений, направленных на сохранение и укрепления здоровья школьников.
Здоровье детского населения формируется под воздействием сложного комплекса факторов, поэтому его охрана должна базироваться на комплексном подходе. Одним из основных критериев комплексной оценки состояния здоровья подрастающего поколения являются показатели физического развития, которые могут реагировать на многие социально-экономичес- кие и экологические изменения в регионах.
Физическое развитие – один из прямых показателей состояния здоровья,
который является интегральной характеристикой растущего организма (И.М.Воронцов, 1984,
Г.Н.Сердюковская, 1991), а потому исследования его уровня и гармоничности представляется особенно необходимым (рис.1).
Высокая информативность показателей физического развития является объективным критерием развития как отдельного индивидуума, таки коллектива в целом.
В тоже время физическое развитие – один из обобщающих параметров здоровья, отражающее изменения, происходящие в
Мокеева ММ, Сетко Н.П., Бейлин С.М.
Оренбургская государственная медицинская академия
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье приводятся результаты современных особенностей физического развития младших школьников Оренбурга с учетом данных других регионов Российской Федерации, особенностей места проживания, формы обучения. Установлено, что намечается четкая тенденция к снижению антропометрических показателей первоклассников общеобразовательных школ в динамике лет, антропометрические данные гимназистов и лицеистов по сравнению с аналогичными данными учащихся общеобразовательных школ достоверно выше, однако процент учащихся с гармоничным физическим развитием выше в общеобразовательных школах.
экономических, социальных, экологических условиях жизни (Осотова В.П., 1996; Кучма
В.Р., Суханова Н.Н., Кашечкина НА, Карети- на С.А.).
В связи стем, что сегодня происходят изменения основных социально-экономических условий жизни общества, неизбежно изменяются и существующие системы образования и здравоохранения. Для настоящего времени характерно возникновение множества новых форм обучения (гимназии, лицеи, колледжи,
частные школы, учебная деятельность в которых происходит по различным инновационным формам, протекает в условиях воздействия факторов школьной среды – условий обучения,
организации учебного процесса, в корне отличающихся от условий внутришкольной среды общеобразовательных школ.
Известно, что с концах годов появились сообщения о замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и даже о их децелерации. Установлено,
что значительно снизились темпы продольного роста, уменьшились широтные и обхватные образ жизни режим дня условия обучения организация учебно- воспитательного процесса Физическое, трудовое воспитание рациональное питание Физическое развитие
Рисунок 1. Факторы, влияющие на физическое развитие

97
??????? ??? 11`2005 ?????????? «??????????????????? ?????????? ? размеры, в большинстве территорий при стабилизации параметров длины тела детей по сравнению с предыдущими десятилетиями,
отмечается дефицит массы тела (Кучма В.Р.,
2001). Характерным для нашего времени становится «трофологический синдром, характеризующийся дисгармоничным физическим развитием, снижением функциональных резервов, задержкой полового развития (Баранов
А.А., 1999), что подтверждается нашими иссле- дованиями.
Динамическое наблюдение за физическим развитием на уровне детской популяции позволяет выявить влияние меняющихся условий жизни нарост и развитие детей и своевременно осуществлять оздоровительные и санитарно-ги- гиенические мероприятия, направленные на охрану и укрепление их здоровья.
В связи с этим, целью нашей работы было проведение оценки физического развития младших школьников г. Оренбурга в динамике лет с 1995 по 2005 га также проведение сравнительного анализа показателей физического развития, его гармоничности у первоклассников, обучающихся в инновационных (гимназии,
лицеи) и средних общеобразовательных школах. Для этого обследовано 1588 учащихся первых классов общеобразовательных школ и 507 учащихся первых классов гимназий и лицеев г. Оренбурга. Физическое развитие оценивалось по соматометрическим показателям
(рост, масса тела, окружность грудной клетки, уровню гармоничности. Все измерения проводились стандартным инструментарием по общепринятым методикам.
В результате проведенных исследований установлено, что в динамике лет имеет место четкая тенденция к снижению антропометрических показателей первоклассников общеобразовательных школ. Так, по сравнению с соматометрическими исследованиями школьников г. Оренбурга в 1995 г, в настоящее время достоверно снизились параметры длины тела у учеников первых классов общеобразовательных школ на 9,8% (136,7±2,8 и (p<0,05)) соответственно, а параметры массы тела на 30% (34,27±
1,7 ирис. Параметры окружности грудной клетки также имели тенденцию к снижению, но данные былине достоверны.
Кроме того, в результате исследований получены данные о различии параметров физического развития гимназистов и лицеистов по сравнению с аналогичными данными учащихся общеобразовательных школ. Антропометрические данные учащихся лицеев и гимназий достоверно были выше, чему учащихся общеобразовательных школ (рост 127,3
±
5,3 см см соответственно масса 26,3
±
7,8 кг кг соответственно (При оценке гармоничности физического развития также установлены различия между первоклассниками обучающимися в общеобразовательной и инновационных школах. Согласно данных, представленных на рис. 3, процент учащихся с гармоничным физическим развитием был в 1,1 раза выше в общеобразовательных школах по сравнению с лицеями и гимназиями.
Полученные нами данные согласуются с результатами исследований, проведенных на базе начальных классов школ с инновационными формами обучения и общеобразовательной школы г. Тольятти, где также имеет место
Рисунок 2. Антропометрические показатели первоклассников общеобразовательных школ в динамике 10 лет 20 40 60 80 100 120 140 рост масса Рисунок 3. Характеристика гармоничности физического развития учащихся школ и инновационных образовательных учреждений
0,0%
20,0%
40,0%
60,0%
80,0%
100,0%
гармоничное дисгарм.
резко дисгарм.
школы лицеи, гимназии
Мокеева ММ. и др.
Особенности физического развития младших школьников

98
??????? ??? 11`2005 ?????????? «??????????????????? ?????????? ? Список использованной литературы. Баранов А.А. // Охрана репродуктивного здоровья населения Материалы Второй Национальной Ассамблеи. – МС. Воронцов ИМ. Закономерности физического развития детей методы его оценки Учебно-метод. пособие. – Л, 1986.
14. Кучма В.Р., Чепрасов В.В. Оценка физического развития как скрининг-тест выявления детей с донозологичским нарушением Гигиена и санитария. – 2004. – №4. – С. 39.
15. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. – М, 2001.
16. Кучма В.Р., Суханова Н.Н., Кашечкина НА, Каретина С.А. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников // Гигиена и санитария. – 1996. – №1. – С. 27-29.
17. Осотова В.П. Особенности физического и полового развития школьников с различным профилем обучения. // Гигиена и санитария. – 1998. – №1. – С. Сердюковская Г.Н. Современные тенденции здоровья детей в дошкольном и школьном возрасте. Окружающая среда и профилактика заболеваемости детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях Сборник научных трудов. – МС. Хорошева ТА, Бурханов АИ. Влияние учебного процесса на физическое развитие учащихся начальных классов инновационных школ. // Гигиена и санитария. – 2004. – №4. – С. увеличение дисгармонично развитых школьников в гимназии по сравнению с общеобразовательной школой (Хорошева ТА, Бурханов АИ, Кроме того, данные сравнительного анализа физического развития детей, обучающихся в разного типа учреждениях, нашли такое же отражение в исследованиях Кучмы В.Р., 2001, и указывают на то, что в гимназиях чаще наблюдаются нарушения сроков возрастного развития и гармоничности морфо-функционального состояния (34%), чем в школе (Таким образом, проведение данных исследований физического развития детского контингента дает нам возможность на региональном уровне выявлять общие тенденции ростовых процессов, региональные особенности физического развития детей и подростков, сформировавшиеся в условиях конкретного образа жизни и соответствующей среды обитания, прогнозировать состояние физического здоровья и разрабатывать дифференцированные неотложные и долгосрочные корректирующие мероприятия на разных уровнях. Простота и доступность методов изучения и значительная информативность получаемых данных придают показателям физического развития значение объективного критерия индивидуального развития ребенка ив тоже время санитарно-эпидемио- логического благополучия населения.
Физиологические основы здоровья учащихся