Файл: Среды обитания и экологические факторы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика




Место работы






2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

11 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

16 урок

Тема урока

Среды обитания и экологические факторы

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

V комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: Сформированность гражданской позиции обучающихся; ценностное отношение к природному наследию (на основании рег. Компонента); осознание личного вклада в дело охраны природы; понимание эмоционального воздействия живой природы и ее ценности; экологическое целесообразное отношение к природе, как источнику жизни на Земле; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их.



Метапредметные: использовать при освоении знаний приемы логического мышления, раскрыть смысл биологических понятий; формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами.


Предметные умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: «экологические факторы», «приспособленность организмов»; умение владеть методами научного познания в биологии, умения делать выводы на основании полученной информации, умения создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Среда обитания, экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, влияние экологических факторов на организмы

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Комбинированный урок включает следующие виды учебной деятельности: эвристическая беседа по предложенной презентации, работа в малых группах – заполнение таблицы «Среды жизни живых организмов», самостоятельная работа - учащихся заполнение схемы «Экологические факторы» с использованием учебников и ЭОР, краткий тест по основным понятиям темы урока, решение биологических задач.

Таблицы и схемы: «Среды обитания организмов», презентация «Среды жизни организмов», раздаточный материал – частично заполненные схемы (Экологические факторы), ЭОР, учебник.



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Эвристическая беседа по предложенным слайдам. Определить среду обитания и дать характеристику.



Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


Работа в малых группах – заполнение таблицы «Среды жизни живых организмов».



Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Раскрыть содержание терминов и понятий: среда обитания, экологические факторы, биологический оптимум, ограничивающий (лимитирующий) фактор. Характеризовать условия сред обитания организмов; классифицировать и характеризовать экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные. Описывать действие экологических факторов на организмы. Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности растений и животных разных сред обитания.



БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Эвристическая беседа по предложенной презентации, работа в малых группах – заполнение таблицы «Среды жизни живых организмов», самостоятельная работа - учащихся заполнение схемы «Экологические факторы» с использованием учебников и ЭОР, краткий тест по основным понятиям темы урока, решение биологических задач.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Биологический диктант по основным понятиям темы.


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Работа в малых группах: заполнение таблицы «Среды обитания живых организмов»

Инструкция для обучающихся: используя предложенную информацию из учебника стр. 134-137 и презентации заполните таблицу (10 мин.):

Среда обитания

Условия

Обитатели

Приспособленность

Наземно-воздушная










Почвенная










Водная










Организменная











Представитель каждой группы рассказывает о результатах работы. В ходе обсуждения учащиеся делают выводы о связи строения организма со средой обитания.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Вспомните: какие спектры света вы знаете и как они влияют на живые организмы.


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Решу ЕГЭ д 22 №6403

Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы:

  1. Антропогенные,

  2. Абиотические,

  3. Биотические,

  4. Климатические


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания


Найти 3 ошибки в тексте биологического текста : Различают 2 группы экологических факторов: абиотические и биотические. На нашей планете живые организмы освоили четыре основные среды обитания. Абиотические факторы – это факторы ивой природы. Биотические отношения могут быть прямыми и косвенными. Антропогенный фактор – это формы влияния живых организмов друг на друга.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Вспомните: какие спектры света вы знаете и как они влияют на живые организмы.



БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


Тест по изученному материалу (5 заданий с множественным выбором ответа – 5 мин.). Критерии оценивания: знание и понимание терминологии. Правильные ответы выводятся на слайде презентации. Учащиеся обмениваются работами и осуществляют взаимоконтроль.


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

На интерактивной доске «Облако тегов» : Сегодня я узнал……………; Было трудно….., Я смог….., Меня удивило……..Было интересно узнать, что…….



Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Параграф 17 прочитать, ответить устно на вопросы 1-5 стр 141. Используя ключевые слова параграфа, постройте основу схемы, показывающую взаимосвязь экологических факторов. Задание на выбор ( 2 учащимся): сообщение ( на 2 мин. ) «Экологические сообщества».