Файл: Тема Принципы компетентностного подхода в образовании, формирование профессиональных компетенций под запросы работодателей и экономики Самостоятельная работа 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.1. Принципы компетентностного подхода в образовании, формирование профессиональных компетенций под запросы работодателей и экономики

Самостоятельная работа 1.1
Принципиальные изменения, происходящие в современном обществе в сфере экономики, политики и социальных отношений изменили требования работодателей к специалисту. Это в свою очередь потребовало адекватных изменений в системе профессионального образования. В России последние годы идет активный поиск эффективных моделей профессионального образования, пересматриваются подходы к обновлению содержания образования.

Существующие стандарты не закладывают возможности оценки качества образования выпускников на основе таких показателей, как готовность выпускника к будущей профессиональной деятельности, профессиональной мотивации.

В мировой образовательной практике более широкое применение находит сочетание профессионально-квалификационной и модульной моделей. При этом исходным является описание профессии, т.е. подробное описание профиля выполняемых работником трудовых операций данного вида деятельности, включая необходимые знания, навыки и компетенции.

В этой связи, необходимо общие рамки, описывающие принципы и процедуры, которыми бы могли руководствоваться учреждения профессионального образования при реализации обучения.

Эти принципы и процедуры обеспечения качества включают в себя процесс постановки целей в области образования и связанных с ними услуг, процедуры и меры реализации поставленных целей, систему мониторинга для измерения продвижения к достижению целей и формальную систему оценки, позволяющую делать выводы о достижении целей. Описанная модель предусматривает участие как самих обучающихся, так и специально обученных специалистов, которые будут проводить сравнение целей и результатов; систему обратной связи, обеспечивающую внесение необходимых корректив по результатам мониторинга.

В европейском понимании, стандарты профессионального образования призваны отражать в сбалансированной форме требование рынка труда и различных категорий его участников, и, поэтому они должны основаться на профессиональных стандартах и анализе рынка труда. С точки зрения содержания стандарты могут регулировать процессы или результаты. Первый тип стандартов может использоваться для процедур сертификации и аккредитации образовательных учреждений или сертификации систем менеджмента качества (СМК) профессионального образования. Второй тип стандартов регулирует достижение требуемого уровня деятельности (результата), который, как правило, выражается в освоении минимальных компетенций. Рост интереса к стандартам данного типа в последние годы совпадает с тенденцией перехода от квалификаций к компетенциям от квалификаций к компетенциям.


Компетентностный подход в профессиональном образовании представляет собой такую организацию образовательного процесса, при которой образовательным результатом являются общие и профессиональные компетенции выпускника, определяющие способность будущего специалиста реализовать на практике свою компетентность. Поэтому в профессиональной подготовке особое значение имеет уровень профессиональной компетентности.

Мы считаем важным, разобраться, что должно формировать учебное заведение в будущем специалисте. В настоящее время есть четкое понимание основных терминов

«компетентность» и «компетенция».

Профессиональная компетенция – это познаваемая, поддающаяся оценке, совокупность взаимосвязанных знаний, умений и навыков, необходимых для удовлетворительного выполнения стандартных требований и разрешений типовых проблемных ситуаций в указанной профессиональной области. В свою очередь, профессиональная компетентность - это сложное сочетание определенных атрибутов личности (компетенций), позволяющее успешно выполнять некоторую роль, принятую на себя личностью, и связанные с ней функции. Сложность во введении этого понятия состоит еще в том, что оно описывает потенциал, который проявляется ситуативно (следовательно, может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов образования), а также сложность в том, что это понятие описывает инструментарий одновременно понимания и действия. Поэтому учебное заведение не может декларировать о формировании компетентности, так как проконтролировать уровень сформированности компетентности в учебном заведении невозможно. Следовательно, к основным задачам профессиональных учебных заведений относятся формирование компетенций и создание условий для формирования компетентности специалиста.

В ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж» была разработана система мероприятий для перехода на ФГОС, где самым первым этапом было обозначено создание модели специалиста на основе требований работодателя. Модель специалиста – это то, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он подготовлен и какими качествами обладает. Модели позволяют отличать одного специалиста от другого, а также уровни (качества) подготовки специалистов одного и того же типа. Модель выступает системообразующим фактором для отбора содержания образования и форм его реализации в учебном процессе. Для нашего учебного заведения модель служит основой определения направлений мониторинга сформированности заданных характеристик.



Совместно с работодателем были выделены компоненты профессиональной деятельности, а далее определены закономерности их формирования. На основе изучения отдельных компонентов были найдены связи между ними, что позволило сформировать модель целостной деятельности специалиста.

Совместная работа преподавателей техникума и представителей различных предприятий и организаций подвело нас к тому, что модель специалиста должна включать:

- представление о целях деятельности специалиста;

- представление о тех функциях, к выполнению которых он должен быть подготовлен, о результатах подготовки компетентного специалиста и его индивидуальных качеств, которые должны быть сформированы как профессионально важные;

- представления о нормативных условиях, в которых эта деятельность должна протекать;

- навыки принятия решений, связанные с деятельностью;

- навыки работы с информацией, обеспечивающей успешность деятельности;

- формирование представлений о личностном смысле деятельности.

В итоге мы получили модели разных специалистов, которые отличаются целями, функциями, компетенциями, знаниями, информационным обеспечением.

Модель специалиста является необходимым условием для организации образовательного процесса, в том числе и для организации самостоятельной работы студентов, так как она призвана помочь ему понять то, что необходимо для его профессиональной деятельности. Кроме того, в ходе реализации национального проекта была разрешена проблема приобретения нового учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования. Это позволило применить новые педагогические технологии, повысить квалификацию преподавателей и в рамках существующих стандартов опробовать элементы модульного обучения.