Файл: Психологизм в романе Достоевского Преступление и наказание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа» «Яктылык» углубленным изучением отдельных предметов»
Городского округа «Caмара»
Тема: «Психологизм в романе Достоевского – Преступление и наказание»
Предмет: литература
Выполнила: Низамова Алсу Гусмановна
ученица 10 Б класса
Руководитель: Абдрахимова Магдания Миндхатовна
учитель русского и литературы
Оценка:
Члены комиссии:
Самара 2022
ПАСПОРТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИТОГОВОГО ПРОЕКТА
Название Проекта: | «Психологизм в романе Достоевского-Преступление и наказание» |
Цель: | Выявить психологизм в романе «Преступление и наказание» |
Задачи : | 1.Проанализировать мотив поступков Раскольникова. 2.Сравнить образы Раскольникова и Разумихина. 3. Показать роль Петербурга в романе. |
Актуальность: | В «Преступлении и наказании» мы встречаем проблемы, актуальные и для нашего времени. Роман не просто рассказывает нам о судьбах героев, он обличает самые гнусные пороки общества, помогает понять, что есть нравственность и духовность, что они ценны в мире. Именно это делает роман актуальным. Он, как напутствие каждому новому поколению, каждый переосмыслит свою жизнь, примет что-то новое и важное для себя. |
Содержание: | Введение………………………………...............................3 Цель……………………………………...............................3 Задачи……………………………………………………....4 Актуальность………………………………………………4 Глава1: Психологизм в романе ………………………......5 Глава2: Родион Раскольников ………………………..…..8 Глава3: Сравнение Раскольникова и Разумихина ……..10 Глава4: Желтый Петербург………………………………12 Заключение………………………………………………..14 Список литературы…………………………………….....15 |
Продукт: | Мультимедийная презентация |
1
Содержание
Введение………………………………...................................................................3
Цель……………………………………...................................................................3
Задачи……………………………………………………………………………...4
Актуальность……………………………………………………………………...4
Глава1: Психологизм в романе…………………………………………………..5
Глава2: Родион Раскольников..……..…………………………………………....8
Глава3: Сравнение Раскольникова и Разумихина …………………………….10
Глава4: Желтый Петербург……………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы……………………................................................................15
2
Введение
«Психологизм-это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы». Роман Достоевского Преступление и наказание является социально-психологическим и социально-философским. В нём повествуется о студенте совершившем преступление и о его внутренних переживаниях и терзаниях.
Цель
Выявить психологизм в романе «Преступление и наказание»
3
Задачи проекта
1. Проанализировать мотив поступков Раскольникова
2. Сравнить образы Раскольникова и Разумихина
3. Показать роль Петербурга в романе.
Актуальность
В «Преступлении и наказании» мы встречаем проблемы, актуальные и для нашего времени. Роман не просто рассказывает нам о судьбах героев, он обличает самые гнусные пороки общества, помогает понять, что есть нравственность и духовность, что они ценны в мире. Именно это делает роман актуальным. Он, как напутствие каждому новому поколению, каждый переосмыслит свою жизнь, примет что-то новое и важное для себя.
4
Глава 1. Психологизм в романе
Фёдор Михайлович проникает в самые глубинные пласты человеческой психики, в возбуждённом состоянии у героев Достоевского обнажается вся неисчерпаемая сложность натуры, её бесконечная противоречивость. Это происходит как во сне так на яву.
Создав теорию о «людях-гениях» и «муравейнике», герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос, что он представляет собой. «Кто я - тварь дрожащая или право имею?» Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве «гениев» на кровь «по совести».
Толкая своего героя на убийство, Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”. Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников.
Что же собственно представляет из себя эта теория? По замыслам Раскольникова, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Люди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "великих" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки – ростовщицы.
Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников
5
убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет. По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Он сам начинает создавать для себя определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Автор не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. “
Казалось бы, писатель выражает мысль о том, что за любое преступление человек должен нести наказание. Эта мысль действительно выражается в произведении, однако речь идет не столько об официальном наказании, сколько о моральном наказании. И именно моральному наказанию посвящено большинство частей «Преступления и наказания».
Но еще больше он думает уже после того, как совершает преступление. Ф.М. Достоевскому важно было показать внутренние переживания и терзания человека, который совершил преступление. Мысли Раскольникова, которые порой противоречат друг другу, являются важным смысловым компонентом романа. Наказание Раскольникова – не постоянные допросы, не арест и не каторга, а душевные терзания, которые заставляют главного героя признать себя «тварью дрожащей», а не «право имеющим», а затем и вовсе осознать ошибочность собственной теории.
Ф.М. Достоевский ставил перед собой цель показать сложный внутренний мир человека. Раскольников не так прост, как кажется; его образ неоднозначен, так как он имеет и отрицательные, и положительные черты. И данное сочетание различных качеств помогает продемонстрировать психологизм.
6
При этом криминальная история стала для автора не только темой, но и поводом для размышлений о социальных обстоятельствах, толкающих человека на преступления, а также возможностью показать, какие сложные «химические» процессы происходят в душах людей.
7
Глава 2. Родион Раскольников
Раскольников — студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Начиная с первых страниц романа, Достоевский готовит своего героя к роковому шагу.
Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправданным “теорией”, Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Почему? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он “вынужден” убить беременную Лизавету.
Несмотря на жестокость своей теории, которую он создал в своем воображении, он был отзывчивым и душевным человеком. Чем мог, он. помогал семье Мармеладовых. Уязвленная гордость героя мешала ему жить спокойно. Он слишком высоко ценил себя и не мог понять, почему умный и образованный человек должен давать грошовые уроки, чтобы сводить еле-еле концы с концами. И это, конечно, сыграло большую роль в развитии его душевного конфликта.
Боль о человеке» — это основное чувство писателя, протестующего против социальных устоев жизни, против положения, «когда человеку некуда идти», когда человек задавлен бедностью и нищетой. Теснота, удушливая скученность людей, ютящихся на аршине пространства, усугубляется духовным одиночеством человека в толпе. Люди относятся друг к другу с
8
недоверием, с подозрением; их объединяет лишь любопытство к несчастьям ближних.
В такой атмосфере развертывается потрясающая драма жизни «униженных и оскорбленных», жизни на каких-то позорных для человека условиях. Так, добро Сонечки по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Родная сестра Раскольникова Дуня готова выйти за циничного дельца Лужина только для того, чтобы помочь брату, дать ему возможность
закончить университет. Значит, в обществе того времени, несмотря на
ужасающие условия жизни, люди способны сохранить благородство, любовь, сострадание, великодушие.
Проводником философии Достоевского в романе "Преступление и наказание" является Соня Мармеладова, вся жизнь которой -самопожертвование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть.
Помимо традиционных способов проникновения во внутренний мир героя— портрет, пейзаж, речь, писатель использует и совершенно новые приемы, тем самым, оставляя героя наедине с самим собой, с его совестью и свободой действий. Также важную роль сыграли сны Раскольникова. Ему снились сны до преступления и после. Самый последний сон разрушил его теорию о «сверхчеловеке»
9
Глава 3. Сравнение Раскольникова и Разумихина
В романе есть множество моральных двойников Родиона Раскольникова. В какой-то мере его двойником выступает Разумихин. Этот образ не идеален, но приближен к таковому. Образ Разумихина во многом оттеняет образ главного героя.
Сравнивая Раскольникова и Разумихина, можно найти как сходное, так и различное. Они оба молодые студенты, которые были вынуждены прервать обучение из-за нехватки средств. Но если Раскольников морально разбит и начинает строить теории о справедливости, то Разумихин мыслит более рационально. Он ищет всяческие подработки, лишь бы накопить денег на учебу.
Разумихин, как физически, так и морально более сильный человек, чем Раскольников. Главный герой считает себя непризнанным гением, тогда как его друг Разумихин – практичный простой человек.
Внешне Раскольников – привлекательный, интеллигентный юноша. Разумихин – высокий тощий, хотя и сильный молодой человек с трактирными привычками. Родион считает, что заслуживает большего, чем имеет. Разумихин ставит достижимые цели и понемногу идет к ним. Его мечта – это издательская деятельность.
В романе противопоставляется философия небольших, но практических дел Разумихина философии одного «большого» дела Раскольникова. Понятно, что автор на стороне Разумихина. Ведь теория Раскольникова привела к совершению преступления, которое нельзя оправдать, как бы ни старался преступник.
10
Раскольникова можно назвать эгоистом, тогда как Разумихин способен на самоотверженные поступки ради близких людей. Разумихин неплохо разбирается в людях. Он сразу определяет, что Лужин – человек гнилой, а вот убийца Раскольников еще имеет небольшой шанс на «реставрацию» души.