Файл: Психологизм в романе Достоевского Преступление и наказание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дмитрий помогает другу и его сестре Дуне, в которую влюблен. Родион в основном озабочен собой и своей теорией.

Несмотря на то, что друзья во многом являются противоположностями, все же есть у них и много общего: они умные, образованные люди. Оба – студенты, которым пришлось прекратить обучение. Оба живут в бедности, но к этому у них разное отношение. По происхождению Разумихин – дворянин, а Раскольников, скорее всего, относится к мещанскому роду.

Заносчивость Раскольникова противопоставляется простодушию Разумихина. На примере Дмитрия Разумихина Федор Достоевский показывает неправильность теории Родиона Раскольникова.

11

Глава 4. Желтый Петербург

Действие романа «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы и парки, то — город трущоб и узеньких улочек — «каменных мешков».

Петербург в «Преступлении и наказании» — это уже не просто фон, на котором разворачиваются события, а своеобразное «действующее лицо» — город, который давит, душит, навевает кошмарные видения и внушает безумные идеи, больше похожие на бред. Еще одна черта Петербурга Достоевского — атмосфера раздражения и злобы, охватывающая многих. Люди здесь отчуждены друг от друга, обособлены от других, несмотря на тесноту. Это город, в котором живут униженные, раздавленные и оскорбленные. Окружающая обстановка создает у человека чувство безысходности и озлобления. Кажется, будто в самом воздухе Петербурга растворена какая-то губительная и нездоровая страсть. И создается впечатление, что Петербург болен и больны, кто нравственно, кто физически, все его жители.

Петербург в романе – город одиночества. Нигде нет теплоты, человеческого общения, домашнего уюта. Необъяснимый холод чувствует в столице Раскольников. Возрождение души Раскольникова немыслимо в такой обстановке. Достоевский считал, что большой город имеет на душу человека пагубное влияние.

12

Желтый Петербург, созданный Достоевским, создает удушливую, угнетающую атмосферу, которая сводит с ума Раскольникова. Противоречие в образе Петербурга - отражение противоречий в характере главного героя. Окружающая его обстановка очень гармонично сочетается с его поведением, его внутренним миром.


13

Заключение

Достоевский показал внутренний духовный конфликт героя: рационалистическое отношение к жизни ("теория о сверхчеловеке") вступает в противоречие с нравственным чувством, с духовным "Я". А для того, чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное "я" человека. Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. Он провозгласил идею ценности любой человеческой личности, которая, в свою очередь, должна следовать в своей жизни закону своей совести – нравственному закону. Сверхчеловек на страницах романа превращается в испуганного и измученного изгоя, мечтающего о наказании как об избавлении от страданий.

На мой взгляд, автор хотел предостеречь людей от подобных поступков и подобных мыслей, показать, насколько опасны и к чему приводят такие теории.

14

Список литературы



  1. А.Г. Цейтлин Преступление и наказание. Социологические параллели. «Литература и марксизм», 1952

  2. В.Я. Кирпотин Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. Москва, «Художественная литература», 1986

  3. Ю.Ф.Карякин Самообман Раскольникова. Москва, «Художественная литература», 1976

  4. Г.М. Фридлендер. Реализм Достоевского. Москва, «Наука», 1964.

  5. Е.Г. Буянова Романы Ф.М.Достоевского. «издательство МГУ», 1997.

  6. Д.И.Писарев Борьба за жизнь. «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. «Гослитиздат». 1956.

  7. Википедия

  8. . С.В.Белов Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Комментарии. Москва, «Просвещение», 1985.

15