Файл: Правовые основы воспитательной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 680

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (в ред. от 28.12.2022)
"О противодействии экстремистской деятельности"


Экстремистская деятельность (экстремизм):

  • насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;

  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Экстремистская деятельность (экстремизм):

  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

  • использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;

Экстремистская деятельность (экстремизм):

  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

  • Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (в ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму"

  • Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

  • Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

  • а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

  • б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

  • в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

  • В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

  • В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

  • Образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

  • В рамках реализации образования детей возможны:

  • - вовлечение детей (в том числе "группы риска") в занятия дополнительным образованием, формирование и поддержание их интереса к занятиям;

  • - разработка и реализация дополнительных образовательных программ, формирующих мотивы, установки и навыки, препятствующие асоциальному поведению и правонарушениям несовершеннолетних;

  • - разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ, направленных на повышение правовой грамотности и формирование навыков бесконфликтной коммуникации несовершеннолетних.

  • Одним из эффективных решений в этом направлении является создание специальных разделов на официальных сайтах органов управления образованием, банков открытых данных, специализированных порталов и навигаторов в области дополнительного образования в субъектах Российской Федерации.

  • Так, информационная поддержка дополнительного образования осуществляется путем размещения информационных материалов на едином национальном портале дополнительного образования детей dop.edu.ru, а также на официальном сайте Минобрнауки России, на котором создан специализированный раздел, посвященный Концепции развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.

  • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации, реализующие общеобразовательные программы, с целью информирования о возможностях получения дополнительного образования, вовлечения детей в занятия могут организовывать:

  • - экскурсии по лабораториям, мастерским, студиям;

  • - открытые мастер-классы, презентации работы клубов, секций, творческих объединений;

  • - беседы с тренерами и педагогами, знакомства с выдающимися спортсменами;

  • - игровые программы и конкурсы, интеллектуальные игры, фотовыставки на культурно-массовых мероприятиях, презентации, выставки, акции, флешмобы, показательные и отчетные выступления, соревнования и концерты;

  • - рекламные кампании по презентации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе проводимых в кружках, студиях, клубах, секциях для детей и родителей в общеобразовательных организациях;

  • - акции с раздачей буклетов, адресных приглашений в кружки и секции;

  • - стендовую информацию и рекламу в общественных местах.

  • Также возможно проведение информационной работы в рамках родительских собраний, в ходе которых целесообразно информировать родителей о том, посредством каких каналов они могут узнать о реализуемых в их населенном пункте дополнительных образовательных программах, а также предоставить данную информацию непосредственно, проконсультировать об оптимальных вариантах записи их детей для участия в занятиях.

  • Реализация дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности (например, бокс, борьба, восточные единоборства, экстремальные виды спорта, альпинизм и скалолазание, "веревочные курсы", историческая реконструкция и другие), а также туристско-краеведческой направленности (включая походы, экспедиции, поисковые отряды) препятствуют асоциальному поведению подростков.


При этом выбор видов походов и разработка их маршрутов может осуществляться таким образом, чтобы туристическая деятельность сочеталась с участием подростков в культурных и социальных событиях на маршруте следования, что обеспечит разностороннее и комплексное воздействие на развитие как физических, так и нравственно-волевых качеств личности обучающегося.

Другой группой дополнительных общеобразовательных программ, реализация которых может препятствовать асоциальному поведению подростков, являются программы социально-педагогической направленности.

Их содержание может быть нацелено на правовое просвещение, формирование у подростков социальной компетентности, общекультурное развитие.

Например, создание отрядов правоохранительной направленности ("Юные друзья полиции"); организация наблюдения за правопорядком в общеобразовательных организациях; шефство над детьми, состоящими на различных видах профилактического учета; проведение встреч с работниками органов внутренних дел; вовлечение детей в социально полезную деятельность, волонтерские практики, в том числе оказание помощи людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым людям, а также привлечение к охране окружающей среды, восстановлению памятников архитектуры.

  • Также при реализации дополнительных общеобразовательных прграмм возможно сетевое взаимодействие с воинскими частями ВС РФ, частями МЧС России, отделами МВД России. Военнослужащих и работников указанных органов рекомендуется привлекать к созданию и организации работы клубов "Юный пожарный", "Юный спасатель", "Юный десантник" и т.д.

Одним из факторов риска асоциального поведения подростков является низкий уровень социально-психологической компетентности (навыки управления эмоциональными состояниями, общения, противостояния манипуляциям, конструктивного поведения в конфликтной ситуации и др.). Для формирования указанных навыков в содержание работы образовательных организаций дополнительного образования рекомендуется включать методы социально-психологических тренингов и игр (ролевые, моделирующие).

Многие обучающиеся, наряду с дефицитом личностного развития отличаются творческими способностями, имеют склонность к творческой деятельности, в том числе в технической и естественно-научной направленностях.



Такие обучающиеся нуждаются в педагогической поддержке в освоении социально приемлемых моделей поведения, в творческой самореализации, в достижении успеха. Поэтому эффективным средством социализации подростков является театральное творчество, конкурс-смотр созданных моделей, презентация реализуемых проектов. Рекомендуется привлекать обучающихся данной группы к участию в "школьных театрах", театральных кружках, коллективах хорового пения и духовых оркестрах, а также вовлекать в проектную деятельность, научно-техническое творчество, в том числе на базе технопарков "Кванто-риум".

В целом при реализации дополнительных образовательных программ и форм работы с обучающимися, в том числе в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних, следует способствовать максимальному привлечению их к участию в конкурсах, соревнованиях, профильных фестивалях, олимпиадах, тем самым создавая для детей ситуацию успеха, возможности самоутверждения, повышения личностной самооценки.

Победы в подобных мероприятиях для детей "группы риска", помимо позитивной мотивации для них самих, станут прецедентами для распространения подобного успешного опыта среди детей данной категории, еще не включенных в систему дополнительного образования.

Таким образом, разностороннее развитие личности обучающегося требует единства, согласованности действий семьи и образовательной организации особенно в процессе воспитания.

Актуальная задача деятельности образовательной организации и семьи в современных условиях – обеспечить взаимополезный союз, в центре внимания которого должны находиться интересы обучающегося.