Файл: Учебнометодическое пособие для студентов составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта 2002 г по специальности 060109 Сестринское дело.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 524
Скачиваний: 47
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
| 3 4 8 16 27 36 43 |
-
Введение
Данное учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов при изучении темы «Сестринский процесс при сосудистых заболеваниях нервной системы», дисциплины «Сестринское дело в невропатологии», специальности 060109 Сестринское дело.
Учебно-методическое пособие для студентов составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта 2002 г. по специальности 060109 Сестринское дело.
После изучения дисциплины «Сестринское дело в невропатологи»
Выпускник должен:
-
знать роль сестринского дела при выполнении лечебно-диагностических процедур при заболеваниях нервной системы и их профилактике; -
знать факторы риска, клинические проявления, осложнения и профилактику заболеваний и повреждений нервной системы; -
обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур; -
уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринскую помощь, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода; -
уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности; -
уметь подготовить пациента к диагностическим процедурам; -
уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги); -
уметь консультировать пациента и семью по вопросам профилактики осложнений неврологических заболеваний; -
уметь оказывать первую медицинскую помощь.
Основная цель учебно-методического пособия – организовать и повысить качество самоподготовки студентов, а также оптимизировать проведение дисциплины «Сестринское дело в невропатологии».
Цель внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
Систематизация и углубление знаний по изучаемой теме.
Задачи внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
-
Внедрение в изучение предмета сестринского процесса. -
Формирование у студентов организованности, трудолюбия, сосредоточенности. -
Закрепление полученных знаний по изучаемой теме. -
Расширение знаний по изучаемой теме.
-
Рекомендации студентам по работе с пособием.
Данное методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию по теме: «Сестринский процесс при сосудистых заболеваниях нервной системы» включает в себя теоретический материал, объем информации, которого позволит Вам качественно подготовиться к занятию, задания для самоконтроля с эталонами ответов, перечень манипуляций, алгоритмы манипуляций, перечень основной и дополнительной литературы.
Для этого необходимо:
1. Ознакомиться с перечнем вопросов, ответы на которые необходимо знать к практическому занятию по данной теме.
2. Ознакомиться с тем, что студенты должны знать и уметь.
3. Изучить материал данного пособия:
• выполнить задание для самоконтроля;
• проверить свои ответы по эталонам;
• повторно изучить тот раздел темы, по которому Вы допустили ошибки при выполнении заданий для самоконтроля;
• использовать при подготовке к занятиям обязательную и дополнительную литературу, список которой прилагается.
Опираясь на полученные знания о сосудистых заболеваниях нервной системы, будущий медицинский работник сможет улучшить качество своих знаний по данной теме, а также развить профессиональное и клиническое мышление, навыки самоконтроля за степенью усвоения материала, наблюдательность, внимание, точность действий при выполнении практический заданий.
После изучения темы студент должен
знать:
-
Основные причины возникновения острых нарушений мозгового кровообращения. -
Клинические проявления сосудистых заболеваний головного мозга:
-
Преходящие нарушения мозгового кровообращения.
-
Геморрагический инсульт. -
Субарахноидальное кровоизлияние. -
Ишемический тромботический инсульт. -
Ишемический эмболический инсульт.
-
Принципы диагностики, лечения и оказания неотложной помощи при ОНМК. -
Профилактику сосудистых заболеваний головного мозга. -
Особенности ухода за больным с парализованными конечностями.
уметь:
1. Провести курацию пациента с ОНМК
2. Провести неврологическое обследование больного c OНMK:
-
выявить функцию черепно-мозговых нервов; -
выявить объем движений в конечностях; -
определить силу в руках и ногах; -
выявить тонус мышц конечностей во время пассивных движений и при ощупывании; -
выявить расстройства болевой чувствительности в верхних и нижних конечностях; -
выявить наличие параличей в конечностях; -
выявить менингиальные симптомы (ригидность мышц затылка, симптом Кернига);
3.Оказать доврачебную помощь больному с ОНМК;
4. Осуществитьтранспортировку больного с ОНМК.
5. Осуществлять уход за больным с парализованными конечностями, находящимся на постельном режиме.
6. Написать учебную историю болезни с оформлением неврологического статуса.
7. Оказать помощь врачу при проведении люмбальной пункции.
Приступая к изучению темы, студенты должны повторить:
1. Кровоснабжение головного мозга.
2. Медицинские термины, относящиеся к данной теме.
3. Лекарственные средства, применяющиеся при лечении сосудистых заболеваний головного мозга.
4. Алгоритмы выполнения манипуляций по уходу за больным находящимся на постельном режиме.
5. Алгоритм выполнения всех видов инъекций (п.к, в\м, в\в), включая внутривенные капельные вливания.
6. Схему обследования больного и написания учебной истории болезни.
7. Коматозные состояния (клинические симптомы):
-
травматическая кома; -
гипергликемическая и гипогликемическая кома; -
печеночная кома; -
алкогольная, барбитуратная кома и при отравлении угарным газом.
-
Теоретический материал.
3.1 Вопросы для самоподготовки
1. За счет чего головной мозг получает кровь?
2. Причины нарушений мозгового кровообращения?
3. Механизм развития этих нарушений?
4. Виды нарушений.
5. Что называют переходящим нарушением мозгового кровообращения?
6. Виды мозгового инсульта.
7. Клиника кровоизлияний в мозг.
8. Причины ишемического инсульта.
9. Классически признаки геморрагического инсульта.
10. Что исследуют у больного при дифференциальной диагностике?
11. Недифференцированное лечение.
12. Дифференцированное лечение.
13. Питание больных с нарушениями мозгового кровообращения.
14. Уход за больными с нарушениями мозгового кровообращения.
15. Профилактика нарушений мозгового кровообращения.
Дополнение преподавателя: внимательно изучите предложенный Вам теоретический материал, материалы лекций и учебников, ответьте письменно в тетради, на предложенные Вам вопросы.
3.2 Задание № 1
-
Изучите Глоссарий. Ознакомьтесь с терминами, наиболее употребительными в разделе «Сосудистые заболевания головного мозга». -
Выпишите в дневник термины с определением под № 2, 10, 11, 12, 13, 15, 19, 20, 21, 25, 26.
3.3. Глоссарий
По теме « Сосудистые заболевания головного мозга»
1. Анестезия - отсутствие чувствительности
2. Апоплексия - кровоизлияние в головной мозг (1 стадия - «мозговой удар»)
3. Атаксия - расстройство координации движения
4. Арахноидит - воспаление паутинной оболочки головного и спинного мозга.
5. Атония - отсутствие тонуса.
6. Афазия - расстройство речи при поражении речевого центра в головном мозге.
7. Афазия моторная - больной не может говорить, но речь понимает.
8. Афазия сенсорная - больной не понимает речь окружающих.
9. Афония - беззвучность голоса.
10. Бабинского симптом - патологический рефлекс, указывающий на поражение двигательных пирамидных путей.
11. Бульбарный паралич - паралич, обусловленный поражением ядер черепно — мозговых нервов, расположенных в стволе головного мозга.
12. Гемипарез - неполный паралич одной руки и ноги на одной половине тела.
13. Гемиплегия - паралич конечностей одной половины тела.
14. Гипестезия - понижение чувствительности.
15. Гиперрефлексия - повышение сухожильных рефлексов.
16. Гипертонус - повышение мышечного тонуса.
17. Гипотонус - понижение мышечного тонуса.
18. Дизартрия - расстройство речи, при поражении черепно - мозговых нервов (9 и 10 пары) ствола мозга.
19. Инсульт - острое нарушение мозгового кровообращения.
20. Ишемия - нарушение кровоснабжения участка мозговой ткани.
21. Кома - самая глубокая степень помрачения сознания.
22. Кернига симптом - повышение тонуса сгибателей мышц голени, указывающий на раздражение мозговых оболочек.
23. Ликвор - спинномозговая жидкость.
24. Моноплегия - паралич одной конечности.
25. Паралич - полная потеря движения.
26. Парез - неполная потеря движения.
27. Ригидность - тугоподвижность мышц шеи.
28. Тераплегия - паралич четырех конечностей.
29. Электроэнцефалография - запись биотоков мозга.
Принятые сокращения:
ПНМК - преходящие нарушения мозгового кровообращения.
ОНМК - острые нарушения мозгового кровообращения
ЧМН - черепно-мозговые нервы
ЦНС - центральная нервная система.
3.4. Задание № 2
Ознакомьтесь с классификацией и этиопатогенезом инсультов. Сделайте опорный конспект в дневнике по каждому разделу предложенного материала.
3.5. Инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения)
Классификация. Этиопатогенез.
Геморрагический | Ишемический |
|
|
Заболевание встречается чаще у лиц пожилого возраста. Причиной являются такие общие заболевания, как гипертоническая болезнь, артериальная гипертензия при болезнях почек, церебральный атеросклероз, аневризма сосудов мозга, болезни крови.
При кровоизлиянии происходит нарушения целостности сосудистой стенки (разрыв сосуда) или диапедезное кровотечение; при тромбозе - закупорка сосуда тромбом (сгустком крови), при эмболии - закупорка сосуда эмболом (воздушная, масляная, чаще ревматическими наложениями на клапанах сердца). При переходящем нарушением мозгового кровообращения происходит спазм мозговых сосудов и сосудистая мозговая недостаточность..
У лиц молодого возраста чаще бывает субарахноидальное (под оболочки) кровоизлияние вследствие разрыва аневризмы, а также ишемический инсульт (эмболия) при ревматизме.