Файл: Экономический факультет Кафедра бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных курсовая работа бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками (ооо вмс).docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 Организационно-методическое обеспечение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ВМС»
3.1 Документальное оформление учета расчетов с покупателями и заказчиками
Бухгалтерская информационная система ООО «ВМС» — это комплекс программных средств и аппаратной части, который обеспечивает автоматизацию бухгалтерского учета и финансового анализа компании. ООО «ВМС» включает в себя модули по учету основных и оборотных средств, кассовых операций, расчетам с контрагентами, налоговому учету и др.
Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется по каждому покупателю и конкретным документам.
Дебиторская (и кредиторская) задолженность по истечении срока исковой давности должна списываться. Общий срок исковой давности составляет три года. Для отдельных видов требований установлены специальные сроки исковой давности. Списанная дебиторская задолженность не аннулируется. В течение пяти лет она учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения за изменением имущественного положения должника и возможностью ее взыскания. В таблице 3.1 приведены корреспонденции счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на предприятии:
Таблица 3.1 — Корреспонденции счета 62 в ООО «ВМС»
Хозяйственная операция | Корреспонденции счетов | |
Дебет | Кредит | |
Начислен НДС от полученных авансов (предоплат) | 62 | 68 |
Признана выручка в бухгалтерском учете на стоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 62 | 90 |
Признана выручка в бухгалтерском учете на стоимость проданных основных средств, прочих активов | 62 | 91 |
Получены авансы (предоплата) от покупателей и заказчиков | 51, 52 | 62 |
Получены последующие платежи от покупателей и заказчиков: денежными средствами; неденежными средствами (расчетами) (взаимозачет, мена) | 50, 51, 52 60, 76 | 62 62 |
Списана невостребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков | 91-2 | 62 |
Списаны не востребованные авансы (предоплата) по несостоявшимся сделкам | 62 | 91-1 |
Списание дебиторской задолженности отражается на прочие расходы (дебет счета 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы»), причем списанные таким образом суммы дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности участвуют в формировании базы по налогу на прибыль в соответствии с правилами, установленными ст. 266 НК РФ [4].
Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, не погашенная в сроки, установленные договором, и не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией.
Безнадежным долгом признается долг, по которому истек срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Важнейшим документом, регулирующим взаимоотношения с покупателями и заказчиками является договор. Согласно статье 454 ГК по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) Обязательным условием договора купли-продажи является наименование и количество товара (ГК РФ ст.455) [3]. Дополнительными условиями договора являются срок и цена товара.
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. (ГК, ст.506). В договоре поставки указывается: предмет договора, цена договора и порядок расчетов, порядок поставки, приемка товара, обязательства сторон, ответственность сторон и разрешение споров, форс-мажорные обстоятельства, сроки действия договора, прочие условия.
Так, при реализации товаров необходимо наличие Счета поставщика на оплату. Счет на оплату - это документ, предназначенный для оплаты (предоплаты) покупателем отгружаемого продавцом (поставщиком) товара или для оплаты оказанных услуг. Счет является важным документом как для продавца, так и для покупателя. Связано это с тем, что на основании счета покупатель сможет подтвердить обоснованность произведенного платежа. Продавец же использует счет в качестве основания для учета ТМЦ на складе и планирования их дальнейших закупок.
Счет на оплату должен содержать обязательные реквизиты:
уникальный порядковый номер документа, указываемый в заголовочной части, с датой его составления;
платежные реквизиты получателя денежных средств (продавца). Могут быть указаны в качестве образца заполнения платежного поручения;
реквизиты плательщика и грузополучателя, с указанием ИНН, полного или сокращенного (согласно Уставу) названия организации, а также почтового адреса;
перечень оплачиваемых товаров (услуг), с указанием их наименования, единицы измерения, количества и цены, а также налоговой информации (в случае необходимости выделить из общей стоимости товаров и указать сумму НДС).
Если счет на оплату выставляется на основании какого-либо договора, заказа или наряда, то в счете можно указать реквизиты этих документов (номер и дата). Счет выписывают в 2 экземплярах:
· первый экземпляр - покупателю (заказчику) для оплаты;
· второй экземпляр - поставщику.
Счет подписывают главный бухгалтер и руководитель.
Основанием же для отражения в учете сумм оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги, а также сумм предварительной оплаты в счет будущих поставок продукции, выполнения работ, услуг является выписка банка.
Выписка банка составляется за каждый операционный день, в котором банком были произведены операции со счетом клиента. Выписка из расчетного счета организации является банковским документом, дающим бухгалтеру достоверную информацию о состоянии счета и движении средств на расчетном счете предприятия. Выписка банка - это второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого для него банком. В выписке банка отражается : 1)Дата проводки - указывается дата, когда произведена операция на расчетном счете клиента. 2)Вид финансовой операции:(платежное поручение, платежное требование, чек, инкассовое поручение, аккредитив) 3)Номер документа банка - входящий номер документа, поступившего в уполномоченный банк из другого банка. 4)Номер документа клиента - номер платежного документа. 5)БИК банка - БИК банка получателя (отправителя), т.е. корреспондента. "Корр. счет" - корреспондентский счет его банка. 6)Счет плательщика - расчетный счет плательщика. Счет получателя - расчетный счет получателя. 7)Дебет - расходные операции клиента. Кредит - приходные операции клиента.
Основными формами безналичных расчетов с покупателями и заказчиками является расчеты платежными поручениями.( Положением Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-п "О безналичных расчетах в Российской Федерации" установлена унифицированная форма платежного поручения (№ 0401060)с изменениями от 03.03.2003г.) Расчеты платежными поручениями представляют собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия - получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем банке. ). Кроме основных реквизитов, общих для всех расчётных документов (наименование расчетного документа номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки; вид платежа, его назначение, сумму и т.д.), в платежном требовании указывается:
а) условие оплаты;
б) срок для акцепта;
в) дата отсылки (вручения) плательщику;
г) наименование товара;
д) дата поставки товара и другие реквизиты.
Платежные требования бывают двух видов: - с акцептом и без акцепта плательщика.
Предприятия так же применяют чековую форму расчетов с покупателями и заказчиками, при которой чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя (покупатель) банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (поставщик). Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Покупатель (чекодатель) не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного чека.
Расчеты с покупателями и заказчиками также могут осуществляться аккредитивами. Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.
3.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
По общему правилу перед составлением итоговой бухгалтерской отчетности за год организация обязана провести инвентаризацию совокупных активов и обязательств [13, п.27], в частности расчетов с дебиторами и кредиторами.
Кроме того, инвентаризация по решению руководителя может быть проведена и в иных случаях. Таким случаем, к примеру, может стать подготовка отчетности для потенциального инвестора либо совета директоров, на котором будут решаться стратегические вопросы развития фирмы.
При этом компании важно объективно представлять, на какие объемы задолженности к получению можно рассчитывать и в какой срок, а также каковы действительные объемы кредиторской задолженности предприятия перед контрагентами. Иными словами, требуется корректно провести инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами.
Как только у продавца возникает дебиторская задолженность, он дебетует счес 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», как правило, открывают следующие счета второго порядка:
62-1 «Расчеты в порядке инкассо»;
62-2 «Расчеты плановыми платежами»;
62-3 «Векселя полученные»;
62-4 «Расчеты по авансам полученным».
Общие правила синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками заключаются в следующем:
1. Счет 62 дебетуется с одновременным кредитованием счетов 90 «Продажи», 91 на суммы отгруженной продукции, товаров, других активов, выполненных работ и оказанных услуг на дату признания доходов (принцип начисления).
2. Счет 62 следует кредитовать в корреспонденции со счетами, предназначенными для учета денежных средств, расчетов или дебиторской задолженности (при расчетах неденежными средствами).
3. Суммовые разницы (в учете используются у. е.), возникающие при определении доходов от обычных видов деятельности, т. е. предусмотренных уставом организации; положительные (курс рубля возрос) увеличивают долг покупателя и сумму продаж (Дебет 62 Кредит 90), отрицательные суммовые разницы требуют сторнировочной записи.
4. Положительные курсовые разницы (в расчетных документах используется иностранная валюта) увеличивают доходы (Дебет 62 Кредит 91); отрицательные — расходы (Дебет 91 Кредит 62).
5. Дебиторская задолженность, нереальная для взыскания, списывается за счет резерва (Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам»), а при его недостаточности или отсутствии — за счет финансовых результатов (Дебет 91). И в первом и во втором случаях кредитуют счет 62. Списание долгов на убыток вследствие неплатежеспособности дебитора представляет собой неокончательное аннулирование долга. Последний должен учитываться за балансом (Дебет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов») без кредитования какого-либо другого забалансового счета: при записях хозяйственных событий на забалансовых счетах принцип двойной записи не применяется) в течение пяти лет. Такой порядок установлен с целью контроля за изменением имущественного положения должника. В случае выхода дебитора из кризисной ситуации и погашения им долга оформляют следующую бухгалтерскую запись: Дебет 50 (51, 52) Кредит 91. Кредитуют также забалансовый счет 007.