Файл: Основные понятия нравственности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)
Институт экономики и менеджмента

Реферат
по дисциплине: «Профессиональная этика и служебный этикет»

на тему: «Основные понятия нравственности»


Выполнила:

Ст. гр. ВЭКу-121

Губанова Т.И.

Принял:

 к.э.н., доцент Гундорова Марина Александровна

г. Владимир,2021

Содержание

Введение……………………………….…………………………………….........

1.Современное общество и нравственность…………………………………..…

2.Отличительные особенности современной эпохи……………………………

3.Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности…

Заключение………………………………………………………………………….

Список  литературы………………………………………………………………..

Введение

Нравственность, с момента ее возникновения и  закрепления  в сознании людей, составляет стержень, основу всякого общества. Люди, оценивая поведение других, руководствуются принципами нравственности

Цель  данной работы – рассмотреть понятие  нравственных ценностей  и их роль в современном обществе.

   Нравственность с момента ее возникновения и закрепления в сознании людей составляет стержень, основу всякого общества. Люди, оценивая поведение других, руководствуются принципами нравственности, которые не являются чем-то материальным, а имеют социальное значение. О нравственности человека можно судить по его поступкам, так как они отражают внутренние мотивы и помыслы человека, формируют отношение к нему окружающих.

В настоящее  время часто говорится о падении  нравственности в  современном обществе. На первое место поставлены материальные ценности, а нравственные уходят на второй план. В первобытном обществе существовало понятие «табу» - категорический запрет каких-либо действий или побуждений, и оно было связано со страхом перед чем-то смертельно опасным. Чаще всего это был страх перед наказанием, а это, чаще всего, смерть, к которой приговаривала родовая община за нарушение табу. Неужели и современному обществу необходимо смертельно бояться, чтобы быть нравственным?


То, что  люди все реже руководствуются нравственностью, объективно заметно, и выражается в неуважении друг к другу, в неумении вести себя в обществе, в количестве межличностных конфликтов, в пререканиях со старшими, в небрежном отношении к чужому труду и культурным памятникам и т. д.

1. Современное общество и нравственность

  В конце нашего века в обществе наблюдается снижение нравственного и духовного уровня. Это не может не вызывать беспокойства, поскольку сохранение существующих тенденций грозит обществу гибельными последствиями. Вместе с тем важность роста нравственного и духовного уровня человечества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом — не осознаны должным образом. Это видно, например, из того, что в одной из последних моделей Римского клуба (А. Кинг и Б. Шнайдер "Первая глобальная революция") в качестве основных неотложных задач, стоящих перед современным человечеством, указываются: демографическая, экологическая, продовольственная и энергетическая. А о том, что ни одна из них не может получить сколько-нибудь удовлетворительного решения без повышения в обществе уровня нравственности и духовности, не упоминается вовсе. Правда, некоторые авторы поднимают вопрос о нравственности, но при этом вместо конкретного анализа проблемы ограничиваются лишь общими и формальными лозунгами о поисках новых принципов, вместо того, чтобы обратиться к простым, но вечным истинам, к сожалению, забытым. Более того, следует вспомнить, что специально придуманные нормы морали для регулирования социальных отношений в различные исторические эпохи доказали свою несостоятельность. Конкретная методика обучения и воспитания, которой, в частности, занимается социальная педагогика, несомненно, зависит от социального устройства общества. Но конечная цель нравственного и духовного воспитания, безусловно, является абсолютной и объективной истиной. Очень грустно сознавать, что ни одно из многочисленных политических движений, активно действующих в нашей стране, не ставит в числе своих основных целей повышение нравственного и духовного уровней населения, не разрабатывает конкретную программу осуществления этого.

  Только  у народа, который руководствуется  общечеловеческими  принципами нравственности, национальное сознание может находиться на высоте, только он способен к духовному  росту, к осознанию своей роли в истории человечества. Все это  является необходимым условием для нормального стабильного развития государства. Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе, в том числе и среди власть имущих, достаточного числа образованных, честных и порядочных людей, способных трудиться не только ради личного благополучия, а прежде всего последовательно и целенаправленно для блага своего отечества.



  Некоторые социологи и психологи подчеркивали, что  человеческому  менталитету свойственны ожидания бедствий и  даже конца  света в конце каждого  столетия. А с наступлением нового века эти настроения проходят. Ныне кончается не просто век, кончается второе тысячелетие после Р.Х. Может быть, тревога за нравственное положение в обществе — только отражение подобных апокалипсических настроений? Однако это не так.

  Попытаемся проанализировать последствия, которые влечет за собой нравственное и духовное состояние современного общества. Анализ будет основан на фактах и цифрах, публиковавшихся в прессе, а также на результатах некоторых социологических исследований. Даже из них вполне ясно видно, что положение действительно очень серьезно и общество находится в критическом состоянии. А то, что от нравственности и духовности зависит его прогрессивное развитие, устойчивость и благосостояние, является хорошо известной истиной. Тем не менее, об этом будет неоднократно говориться ниже, ибо, как подчеркивал великий русский хирург Н.И. Пирогов: "То, что имеет основанием истину, следует напоминать, не боясь показаться надоедливым".

  Будет рассмотрено, как нравственность и  духовность связаны с существующей системой образования. Обычно считается, что образование в широком смысле этого слова состоит из общего образования, профессионального образования и духовно-нравственного воспитания. Первым двум, как правило, уделяется достаточно много внимания, их содержанию и методам практического осуществления, что в целом приводит к достаточно хорошим результатам. Вопросы же духовно-нравственного воспитания, да и самого состояния нравственности и духовности, беспокоят людей значительно меньше, а вопрос о влиянии общего и профессионального образования на формирование нравственных и духовных сторон личности исследован совсем мало.

  Достигнуть  достаточно высокого уровня нравственности общества нельзя с помощью лишь одного общего и профессионального образования. Вот что писал по этому поводу великий русский педагог К.Д. Ушинский: "... величайшее развитие умственное не предполагает еще необходимо-прочной общественной нравственности... Нет, одного ума и одних познаний еще недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружеское общество... воспитание, семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил, может иметь сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке. Кроме того, мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснениями каждому его личных интересов" (К.Д. Ушинский "О нравственном элементе в русском воспитании").



2. Отличительные особенности современной  эпохи.

Посмотрим прежде всего, каково нравственное состояние  общества в нашей стране. Нередко  приходится слышать самоуспокаивающие  высказывания, что о нем не стоит особенно беспокоиться, ибо ситуации, аналогичные имеющимся, в большей или меньшей степени свойственны обществу всегда. Так, массовое воровство, присущее нашему времени, часто оправдывается тем, что еще историк Н.М. Карамзин, когда его попросили кратко охарактеризовать современное положение в Российской империи, сказал, что это можно выразить одним словом: "Крадут". Нетрудно привести и другие высказывания подобного рода. Например, в одном из донесений, направленных в Третье отделение, было написано: "В финансах - упадок кредита, торговли и фабрик, истребление государственных лесов. В юстиции - взятки, безнравственность... В министерстве внутренних дел - совершенный упадок полиции и безнаказанность губернаторов... В военном деле - расхищения". Если здесь заменить слово "полиция" на слово "милиция", то можно подумать, что эта цитата взята из какой-то нашей современной газеты. Однако это было написано в 1826 г. и подписано небезызвестным писателем Фаддеем Булгариным.

Вместе  с тем большое заблуждение - думать, что прошлые социальные процессы можно однозначно экстраполировать на настоящее и будущее. Будущее нельзя прогнозировать достоверно, исходя только из прошлого, не учитывая того, что человечество непрестанно развивается и не повторяет полностью свои прежние этапы развития.

Что касается современной ситуации в  России, то очевидно, что никогда  воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что они поставили общество в критическое, а более точно - катастрофическое положение. Ведь никогда Россия еще не была на грани демографического и этнического кризисов, в которых она оказалась ныне в результате проводимых в ней реформ. Нам попросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну, в том числе и русской нации.

Падает  рождаемость и растет смертность людей: за последние 10 лет в России рождается почти в два раза меньше, а умирает в полтора  раза больше людей по сравнению с  доперестроечным периодом. Уже в 1992 г. был зарегистрирован отрицательный прирост населения: смертность превысила рождаемость. Если исходить из показателей 1986 г., то по сравнению с этим годом получается, что уже в 1992 г. Россия "недополучила" более полутора миллионов человек. Средняя продолжительность жизни в 1986 г. составляла 65 лет у мужчин и 74 — у женщин, а в 1995 г. она уменьшилась до 58 лет у мужчин и 71 у женщин. Причем больше всего российские мужчины умирают в самом трудоспособном возрасте: от 20 до 55 лет их смертность составляет 80% от всех умерших. Если эта тенденция сохранится, то из нынешнего поколения подростков не доживут до пенсии 48% юношей ("Неделя", 1997, 19-25 мая). Увеличивается также детская смертность.


Иногда  высказывается мнение, что ничего исключительного в сокращении рождаемости в России нет, так как подобные явления и сопутствующее им повышение среднего возраста граждан в той или иной мере наблюдаются и в ряде стран Запада. Это утверждение демагогично, поскольку там это порождается совсем другими причинами. В этих странах материальный уровень жизни населения значительно выше, заработная плата выплачивается вовремя и полностью, а безработным выдается пособие, существенно превышающее, как правило, зарплату наших так называемых бюджетников. Ни о каком голодании или даже о недоедании значительных слоев населения или страданиях людей от холода в неотапливаемых квартирах там не идет речи. В этих странах действуют другие факторы, в частности, старение населения там объясняется, в основном, увеличением продолжительности жизни.

Еще одна проблема состоит в физическом вырождении населения России, т.е. его  этнической деградации. В частности, увеличивается процент детей  с недостатками в их развитии и  здоровье. По данным 1994 г. из родильных  домов России выписывается здоровыми менее 30% детей, и по прогнозам их доля к 2015 г. может сократиться до 15%-20%. Уже сейчас 40%-45% учеников начальной школы страдают от тех или иных психоневрологических заболеваний (Г.Ф. Морозова "Деградация нации - миф или реальность?"), а в ряде мест, например, в окрестностях Семипалатинского полигона, на котором испытывалось ядерное оружие, уже наблюдаются многочисленные рождения детей-уродов, генетических мутантов.

  Во  многом прогрессирующая убыль населения  и рост числа детей, рождающихся неполноценными, объясняются снижением общего благосостояния (в своем большинстве народ бедствует, в отдельных регионах люди просто голодают в полном смысле этого слова), ухудшением психологического здоровья нации в результате отсутствия уверенности в завтрашнем дне и перспектив на улучшение сложившейся ситуации, а так же ухудшением уровня и доступности медицинского обслуживания. Так, в частности, чрезмерно подорожали лекарства и введена плата за многие виды медицинской помощи. Во многих местах сложилась опасная экологическая обстановка. Тяжелое психологическое воздействие оказали на людей бессмысленные потери, которые понесла наша страна в войнах в Афганистане и Чечне.

К этому следует добавить стремительное  распространение в стране пьянства и алкоголизма