Файл: Лабораторная работа 12 Диагностика и прогнозирование в воспитательной работе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фатихова Анфиса Илюсовна ЗППОСПС-11-22

Лабораторная работа 1-2

Диагностика и прогнозирование в воспитательной работе

Диагностика (греч. Diagnostikos — способный распознавать) — процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза). Диагностика используется для оценки здоровья, физического и психического развития, профессиональной пригодности, а также и в других сферах деятельности человека.

Психодиагностика – наука и практика постановки психологическо-го диагноза с помощью специально разработанных средств. Психодиаг-ностические методы и методики позволяют определить наличие и изме-рить степень выраженности психологических признаков у человека или группы людей.

Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом. Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности подростка.

Функции диагностики :

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы выявить относительный уровень развития ребёнка, уровень состояния педагогического взаимодействия, определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся, определять прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы иметь представление о результативности педагогического взаимодействия, определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития, создать условия для самореализации и саморазвития личности на основе диагностики.

Методы диагностики - любой технический прием, с помощью которого устанавливается (выявляется) какой-либо признак (знак) патологического процесса или болезни. 


Методы педагогических исследований

Этапы исследования

Метод наблюдений

Метод беседы и интервью

Метод тестирования

Метод анкетирования

Метод рейтинга

Метод обобщения независимых характеристик

Методпедагогического эксперимента

Методика педагогического исследования – это совокупность теоретических и эмпирических методов проведения научного исследования, которые предоставляют наиболее достоверно исследовать учебный процесс, его составляющие, происходящие в нем явления и взаимосвязь между ними.

Прогнозирование в воспитательной работе - оперирует педагогическими процессами, явлениями или направлено на предсказание результатов поведения, развития педагогической системы в целом или отдельных ее частей. 

Задание 1.

Было рассмотрено несколько основных понятий, разделений, теорий. Понятие субъекта образовательного процесса, были выделены общая характеристика категории субъекта, а также специфические особенности субъектов образовательного процесса. Рассмотрена тема «педагог как субъект педагогической деятельности».

Субъекты образовательного процесса характеризуются как общими, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще свойствами, так и специфичными для них как субъектов именно образовательного процесса, в котором и выявляются их особенности.

Педагогическая психология традиционно включает специальный раздел - «психология учителя», где подчеркивается важность профессиональной роли учителя, рассматриваются его функции, способности, умения, анализируются предъявляемые к нему требования и формируемые в обществе по отношению к нему социальные ожидания. Как отмечает А.К. Маркова, «профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества». По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта.

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Необходимо подчеркнуть также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Эта важнейшая мысль подчеркивалась П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и другими педагогами и психологами.



Отмечена безусловность связи психофизиологического, задаткового и собственно психологического актуального уровней способностей как индивидуально-психологических особенностей человека, отличающих его от других людей. Если, по С.Л. Рубинштейну, развитие умственных способностей есть предпосылка освоения знаний, то предпосылкой развития самих способностей, по Б.М. Теплову, выступают задатки как врожденные анатомо-физиологические особенности.Одной из важных проблем при рассмотрении педагогических способностей является их формирование и диагностирование. Как отмечал Б.М. Теплов, диагностирование, включая количественное определение способностей, обязательно должно предваряться и определяться качественным анализом. Н.А. Аминовым разработана батарея тестов педагогических способностей, включающая тестовые методики: для определения выраженности первичных компонентов педагогических способностей (семь тестов); для определения педагогического потенциала (шесть тестов); для определения выраженности педагогического мастерства (семь тестов).

Как было отмечено в отечественной педагогической психологии еще в конце XIX в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

Учитель – это товарищ, понимающий, уважающий ребенка, вызывающий его доверие. Коммуникативные (интерактивные) качества учителя, обусловленные его индивидуально-личностными особенностями, отражают особенности партнеров педагогического общения – дошкольников и младших школьников. Учитывая особую чувствительность детей к неискренности, фальши, необходимо подчеркнуть важность такого качества учителя, как его общительность, подлинная заинтересованность в самом общении, а не в его результате как проверке усвоения учебного материала.


В заключение следует отметить, что педагога как субъекта педагогической деятельности в целом характеризуют: целеположенность, активность, саморегулятивность; педагогическое самосознание как специфический для субъектной деятельности образ мира (в терминах Е.А. Климова); индивидуально-психологические свойства, определяющие его соответствие педагогической деятельности; структура педагогических способностей; педагогическая направленность, адекватность самооценки, уровня притязаний; эмпатия; альтруистически направленная система отношений.

Методика "Эгоцентрические ассоциации"

Цель : определение уровня эгоцентрической направленности личности подростков.

Стимулъный материал : тест из 40 незаконченных предложений.

Порядок проведения : Инструкция: «Напиши окончания к незаконченным предложениям. Не надо раздумывать, нужно сразу записать первое пришедшее в голову окончание предложения. Старайся работать быстро».

1. В такой ситуации...

2. Легче всего...

3. Несмотря на то, что...

4. Чем дальше...

5. По сравнению с...

6. Каждый...

7. Жаль, что...

8. В результате...

9. Если...

10. Несколько лет тому назад...

11. Самое важное то, что...

12. На самом деле...

13. Только...

14. Настоящая проблема в том, что...

15. Неправда, что...

16. Придет такой день, когда...

17. Самое большое...

18. Никогда...

19. В то, что...

20. Вряд ли возможно, что...

21. Главное в том, что...

22. Иногда...

23. Лет так через двенадцать...

24. В прошлом...

25. Дело в том, что...

26. В настоящее время...

27. Самое лучшее...

28. Принимая во внимание...

29. Если бы не...

30. Всегда...

31. Возможность...

32. В случае...

33. Обычно...

34. Если бы даже...

35. До сих пор...

36. Условие для...

37. Более всего...

38. Насчет...

39. С недавнего...

40. Только с тех пор...

Обработка результатов. Цель обработки и анализа — получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты имеет смысл тогда, когда испытуемый полностью справился с заданием. Поэтому в процессе тестирования важно добиваться того, чтобы были закончены все предложения. В случае, когда более десяти предложений не закончены, обрабатывать бланк тестирования нецелесообразно. Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеются местоимение первого лица единственного числа
, притяжательные и собственные местоимения, образованные от него («я», «мне», «мой», «моих», «мною» и т. п.). Учитываются также продолженные, но не законченные испытуемым предложения, содержащие местоимения, и предложения, в которых имеется глагол первого лица единственного числа. За каждое такое предложение проставляется 1 балл и подсчитывается их сумма.

Интерпретация. При сумме 0—13 баллов у испытуемого низкий уровень эгоцентризма, при сумме 27—40 баллов — высокий уровень эгоцентризма.
При проведение мною диагностики, испытуемый набрал 24 балла. Отсюда можно сделать вывод, что у него средний уровень эгоцентризма.
Задание 2.

Памятка педагогической диагностики в ДОУ

1.Специфика дошкольного детства делает неправомерными требования от ребёнка дошкольного возрастает конкретных образовательных достижений и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

2.Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с

Ними;

- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,

Стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные

Действия, знает назначение бытовых предметов, умеет пользоваться ими.

- владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включённой в общение, может обращаться с

Вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях

И действиях;

- появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и

Подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию

Картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на

Различные произведения культуры и искусства;

- у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

3.Целевые ориентиры не могут служить основанием для оценки качества образования, оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга.