Файл: Княжества СевероВосточной Руси.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ





Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Исаева Наталья Викторовна

Район

Нижний Новгород Ленинский район

Место работы

МБОУ «Школа 72»

Должность

Учитель истории и обществознания




Общая информация

Тема урока

Княжества Северо-Восточной Руси

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: сформировать представления учащихся об особенностях развития Северо-Восточной Руси

Задачи:

Образовательные: охарактеризовать экономическое и политическое

развитие Владимиро-Суздальского княжества ;познакомить с внутренней и внешней политикой Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо;

Развивающие: способствовать обучению умения организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

Воспитательные : воспитание уважительного и толерантного отношения к прошлому через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.

Необходимое оборудование

Карта «Раздробленность Руси в XII-первой четверти XIII; мультимедийный проектор, компьютер

Дидактическое обеспечение

Дидактический материал с тестовыми заданиями, текстами из исторических источников




Планируемые результаты урока




  • личностные

  • формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира







  • предметные

  • формировать культурно-исторические ориентиры для самоидентификации личности;

  • развивать умение искать, анализировать, оценивать, содержащуюся в различных источниках информацию;

  • воспринимать традиции исторического диалога







  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • регулятивные : владение навыками самоконтроля и самооценки, умение планировать свою деятельность в соответствии с целью и задачами урока, представлять и оценивать результаты своей работы;

  • познавательные : умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, анализировать текст, выделять общее и особенное, составлять характеристику объекта по заданным параметрам, описывать объекты и события, сопоставлять объекты и их характеристики;

  • коммуникативные : умение полно и точно выражать свои мысли, представлять и сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, высказывать свое мнение; уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемому ими мнению, познавательный интерес к истории России







Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Устный – фронтальный опрос, письменный – составление таблицы, работа с картой, самоконтроль – тестовое задание








Литература и Интернет-ресурсы




Основная

1) Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл. : учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.-М. :Дрофа, 2016.

2) Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова История России с древнейших времен до XVI в. Дрофа 2016







Дополнительная

  • Карпов А.Ю. Юрий Долгорукий. – М., 2006. – 432 с.

  • Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.- М., Наука, 1982. – 590 с.







Интернет-ресурсы

  • https://infourok.ru/prezentaciya-severovostochnaya-rus-v-nachale-vekov-2331047.html

  • https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/6-klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/vladimiro-suzdalskoe-knyazhestvo-v-xii-xiii-vv

  • https://history.wikireading.ru/329614 Шамбаров В.Е. История княжеской Руси. От Киева до Москвы







ЭОРы

http://school-collection.edu.ru/catalog/?subject%5B%5D=20

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.istorya.ru/hronos.phpИстория Отечества с древнейших времен до наших дней

https://resh.edu.ru/

Российская электронная школа








План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Используемые методики и технологии (на разных этапах урока)

1. Организационный

1 мин

Приветствует обучающихся. Эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение урока.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Готовы слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют наличие учебных принадлежностей, желаю удачи друг другу

Прием «нестандартный вход в урок» (стихотворение).


2. Вводно-мотивационный

2 мин

Организация внимания детей: учитель предлагает вспомнить тему прошлого урока. Постараться догадаться, о чем пойдет речь на уроке, разгадав загадку: Отгадайте загадку. Посмотрите на карту и назовите княжество о котором пойдет речь. Сегодня на месте этого княжества находится территория, которая является сердцем России, потому что современная столица нашей страны расположена именно на этой территории. Две великих русских реки Ока и Волга протекли через земли этого княжества.

Учащиеся включаются в деловой ритм урока. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему урока. Составляют план урока.

Технология развития критического мышления

3. Актуализация знаний

5-7 мин

Предлагается детям выполнить задание на актуализацию знаний, так как , чтобы узнать, что-то новое необходимо повторить уже пройденное.


В начале урока учащиеся повторяют ранее изученное, отвечая на вопросы и выполняя задания. Два ученика одновременно работают около доски и выполняют задания:

1. Напишите на доске план ответа на вопрос «Экономические причины распада Древнерусского государства».

2. Напишите на доске план ответа на вопрос «Политические причины распада Древнерусского государства». Третий учащийся, используя карту, рассказывает о взаимоотношениях славян с кочевниками в XII в..Четвертый и пятый учащиеся определяют логические пары: князь — событие, в котором он принимал участие, и понятие—определение. Остальные разгадывают кроссворд или выполняют тест.


Технология дифференцированного подхода

4. Изучение нового материала

25 мин

Приступая к рассмотрению темы, учитель обращает внимание учащихся на главный вопрос урока, им предлагается вспомнить причины, вызвавшие переселение жителей южных земель на север.

Далее учителем организуется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и ответы на вопросы :

1. Какие племена проживали в так называемой Залесской земле? Почему ее так называли? 2. Каковы были занятия проживавших на этой территории людей? 3. Покажите на карте территорию Залесской земли и назовите наиболее развитые города. 4. Чем порядок управления, сложившийся во Владимиро-Суздальской Руси, отличался от существовавшего порядка в период расцвета Древнерусского государства? Какие факторы влияли на усиление власти князя?

Прослушав ответы на вопросы, учитель рассматривает внутреннюю и внешнюю политику владимиро-суздальских князей. Учитель организует заполнение таблицы «Развитие Владимиро-Суздальского княжества».

Далее следует физкультминутка «Передай мяч».

После физкультминутки учитель предлагает ответить на вопросы:

Вопросы: 1. Почему Юрий получил прозвище Долгорукий? 2. Как вы думаете, почему Юрий так стремился в Киев? 3. Как вы думаете, почему Андрей Боголюбский, хотя и совершил поход на Киев и стал великим князем, не захотел там жить? 4. Как складывались взаимоотношения Андрея Боголюбского с боярами? 5. Чем отличалось правление Андрея Боголюбского от его отца Юрия Долгоруковго? 6. Как вы думаете, почему Всеволод не смог предотвратить распад своего княжества?

Учащиеся вспоминают причины, вызвавшие переселение жителей южных земель на север.

Примерные ответы учащихся: безопасность междуречья Оки и Волги; через Северо-Восточную Русь проходила важнейшая часть торгового пути «из варяг в хазары»; плодородные земли Суздальского ополья; благоприятные условия для промыслов – охоты на пушного зверя, рыболовства, бортничества; активное градостроительство – условия для развития ремесла и торговли.

После этого учащиеся самостоятельно работают с учебником и отвечают на вопросы, поставленные учителем (вопросы представлены на слайде презентации).

Примерные ответы учащихся:

  1. Дославянским населением Залесья были финно-угорские  (меря, мурома, мещера) и, в меньшей степени, балтские (голядь) племена. Название «Залесье» географическое, южного происхождения, оно подразумевало всё то, что находилось «за лесом» по отношению к киевским и черниговским

землям, от которых Залесье отделяли труднопроходимые брянские («дебрянские» — от слова «дебри») леса.

  1. Занятия людей – охота, рыболовство, бортничество.

4.Владимиро-Суздальская земля отличалась сильной княжеской властью, потому что здесь не было старинных боярских вотчин и развитого городского самоуправления. Верховная власть, как законодательная так и исполнительная принадлежала великому князю. Князья всячески ограничивали власть бояр, устанавливали политические и экономические ограничения прав населения и заблаговременно избавлялись от возможных претензий на престол со стороны других родственников.

Учащиеся слушают объяснение учителя о внутренней и внешней политике владимиро-суздальских князей и заполняют таблицу «Развитие Владимиро-Суздальского княжества».

Князья

Внутренняя политика

Политика по отношению к другим русским княжествам

Политика по отношению к другим государствам

Физкультминутка «Передай мяч»:

Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по изучаемой теме.

Далее учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Примерные ответы детей:

  1. Юрий Долгорукий – «собиратель земель»; его «долгие руки» пытались дотянуться до Южной Руси.

  2. Основной целью внешней политики Юрия Долгорукого было получение контроля над главным городом распадающейся на множество княжеств Киевской Руси — Киевом.

  3. Постоянный переход города из рук в руки, интерес к нему со стороны огромного количества князей из рода Рюриковичей, бунты и внутренние перевороты внутри Киева, делали его очень опасным «призом». В конечном итоге, отказ от княжения в такой столице, был весьма благоразумным ходом со стороны Андрея Боголюбского. При этом, для такого решения имелась и иная, серьезная причина, — экономическая.

Затухание торговли по «пути из варяг в греки».

  1.      Большие бояре люто ненавидели Самодержавную власть Андрея Боголюбского, поскольку она ограничивала их самовольство и самоуправство, мешала набивать «ненасытную утробу», а утробы олигархов всегда ненасытны.

  2. Андрей в отличии от отца не стремился править в Киеве. Его выбор в качестве столицы города Владимира по сути положил конец существованию Киевской Руси. В правлении Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества , а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства.

  3. Старший сын Константин, не был избран наследником Всеволода Большое гнездо. Вместо этого, отец ещё при жизни указал передать княжеский престо младшему сыну Юрию Всеволодовичу. Это решение так оскорбило Константина, что после смерти отца в 1212 году, он не пришёл на похороны, внеся первый разлад в жизнь Владимиро-Суздальского княжества.Внутри Залесья начиналась кровавая, междоусобная бойня двух единокровных братьев



Технология проблемного обучения.

Здоровьесберегающие технологии

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

5-7 мин

Учитель организует работу с картой и предлагает ответить на вопросы:

1. Покажите на карте Залесскую землю.

2. Какие факторы способствовали заселению этой земли?

3. Ученые считают, что при Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальская Русь достигла своего наивысшего расцвета и могущества. Подтвердите это примерами.

После выполнения данного задания учитель организует самостоятельную работу с историческим источником:

В. О. Ключевский в «Курсе русской истории» писал:

«Удельный князь правил своим уделом посредством бояр и вольных слуг, которым он раздавал в кормление, во временное доходное управление города с округами, сельские волости, отдельные села и доходные хозяйственные статьи с правительственными полномочиями, правами судебными и финансовыми.

Некоторые бояре и слуги сверх того имели вотчины, на которые удельный князь иногда предоставлял вотчинникам известные льготы...»

Определите последствия подобного типа управления территориями.

Учащиеся работают с картой и отвечают на вопросы учителя.

Примерные ответы учащихся:

  1. Показывают на карте Залесскую землю.

  2. Переселенцы спасались от набегов половцев, удобное географическое положение Залесской земли – леса, богатые ягодами, грибами, зверем; реки, богатые рыбой; пригодные для хлебопашества земли.

  3. Всеволод Большое Гнездо укрепил княжескую власть, он активно вмешивался в дела Новгорода, подчинил себе киевские земли, покорил Рязанское княжество, успешно воевал с Волжской Булгарией.

Далее учащиеся работают в парах с историческим источником В.О. Ключевский «Курс русской истории» и находят последствия подобного типа управления территориями, представленного в отрывке.

Технология проблемного обучения.

Технология работы в парах.

Работа с историческим источником

6. Подведение итогов урока

2 мин

Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке:

Что мы узнали сегодня на уроке? Какие вопросы вызвали затруднения? Каким образом вы их преодолели? Что в новом материале вас заинтересовало? Как вы оцениваете свою работу?

«Четыре Я»:

- Ребята, у меня на доске расположен круг, поделенный на секторы. В каждом секторе стикеры с фразами, которые вы должны продолжить:

Я узнал…

Я научился…

Я проявил себя…

Я смогу применить…

Учитель подводит итоги работы на уроке, выставляет оценки.

Или другой прием рефлексии -

 «Комплимент».

Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на занятии, участвуют в беседе, приклеивают стикеры.

Или прием «Комплимент» - комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Технология

развития критического мышления

7. Организация изучения домашнего задания

1 мин.

Домашнее задание: параграф 14, вопросы и задания после параграфа; дополнительное задание: на основе дополнительной литературы подготовить сообщение о заговоре против Андрея Боголюбского и ответить на вопросы: 1. Какие причины заговора называют авторы источников? 2. Каково отношение авторов к убиенному князю?

Учащиеся записывают домашнее задание

Проектная деятельность (подготовить сообщение)



Приложение.
1. Вопросы и задания, предлагаемые на разных этапах урока.

2. Фрагменты текстов из документов и других источников и заданий к ним используемых на уроке.

3. Таблица, схемы, кроссворды предлагаемые учащимся в ходе урока.

4. Наглядно-иллюстративный материал и др.

Приложение 1.

Кроссворд



По вертикали: 1. Погодная запись происходящих событий в Древней Руси. 2. Владение младших членов княжеского рода. 3. В IX в. столица Древнерусского государства, в XII в. — столица княжества, которое подвергалось набегам половцев, утратила значение торгового центра.

По горизонтали: 4. Имя новгород-северского князя, который без помощи других князей решил совершить поход против половцев. События этого похода легли в основу эпического произведения. 5. На Руси их называли «погаными», но некоторые князья приглашали их для участия в военных походах против своих политических соперников в XII в., а некоторые князья породнились с их ханами.

Приложение 2.

Тесты.

1. Распаду Древнерусского государства способствовало:

а) развитие натурального хозяйства;

б) упадок торгового значения пути «из варяг в греки»;

в) усиление влияния Византии.

2. Владение младших членов княжеского рода называлось:

а) удел; б) вотчина; в) вервь.

3. В основу «Слова о полку Игореве» легли события похода против половцев в:

а) 1111 г.; б) 1132 г.; в) 1185 г.

4. Решение «Каждый держит вотчину свою» было принято на съезде князей при участии:

а) Владимира Мономаха;

б) Мстислава;

в) Ярослава Мудрого.

5. Определите, о ком идет речь: «Внук Ярослава Мудрого, 19 раз заключал договоры с половцами, несколько раз участвовал в военных походах против кочевников, автор «Устава», ограничившего произвол ростовщиков в Киеве».

а) Святополк;

б) Владимир Мономах;

в) Мстислав.

6. Соотнесите имена князей и события.

Событие

Князь

А) поход против половцев 1185 г.

1) Ярослав Мудрый

Б) создание «Поучения детям»

2) Всеволод и Святослав

В) строительство Софийского собора

3) Игорь

Г) создание Правды Ярославичей

4) Владимир Мономах


7. Соотнесите понятие и определение.

Понятие

Определение

А)удел

1) люди, объединенные жизнью и деятельностью в одном государстве

Б) миниатюра

2) живописное художественное произведение малых размеров

В)натуральное хозяйство

3) распад государства на самостоятельно управляющиеся княжества

Г)раздробленность

4) производство продуктов для собственного потребления

Д) общество

5) владение младшего члена княжеского рода


Приложение 3.

Юрию Долгорукому был не по душе семейный принцип деления власти. Став князем в Ростове, он выгнал с княжений своих младших братьев и племянников. Вся власть в княжестве была сосредоточена в его руках и осуществлялась его людьми. Кроме этого, он покинул Ростов, известный своими вечевыми традициями, и перевел двор в новый город, Суздаль, где веча не существовало. Он полагался, как и другие князья, на старших бояр, наиболее богатых и знатных, но одновременно и наиболее независимых. Его сын Андрей, напротив, опирался на младшую дружину — преданных лично ему молодых воинов. Он даже выслал старших бояр, служивших еще его отцу, за пределы княжества. Андрей прогнал с Ростовской земли всех своих братьев, не ладил он и с боярами, позиции которых были сильны в Ростове и Суздале. Чтобы освободиться от их опеки, Андрей переехал жить во Владимир-на-Клязьме, где не было обычая вечевых собраний. Такая политика Андрея возмущала бояр и зажиточных горожан, которые считали, что Владимир был всегда пригородом Ростова и Суздаля, т. е. по положению стоял ниже этих городов. Более того, как пишет В. О. Ключевский, Андрей «не делил с боярами своих развлечений, не брал их с собой на охоту», а также летопись говорит, что так вел себя Андрей, «желая быть самовластием всей Суздальской земли». Такая политика Андрея Боголюбского привела к организации боярского заговора и убийству князя.

После длительных усобиц брат Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо (христианское имя Дмитрий, великий князь владимирский с 1176 по 1212 г.), опасаясь новой вспышки внутренней борьбы, стремился сохранить традиции значительной автономии бояр и общин от власти, но тенденцию к централизации власти продолжал. Он расширил владения Владимирского княжества, оказывал существенное влияние на ситуацию в других княжествах (Киевском, Черниговском, Рязанском и др.). Однако в конце жизни Всеволод разделил княжество на уделы между шестью своими сыновьями (это соответствовало древнерусской традиции), что после смерти князя привело к его ослаблению, к новым
длительным междоусобицам и отделению Ростовского, Переяславского, Юрьевского, Стародубского, Суздальского, Ярославского княжеств.

Приложение 4.

Развитие Владимиро-Суздальского княжества

Князья

Внутренняя политика

Политика по отношению к другим русским княжествам

Политика по отношению к

другим

государствам

Юрий Долгорукий

(1125—1157)

Закладывал новые города (Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев Польский, Дмитров, Звенигород, Городец)

Борьба за киевский стол. Участие в усобицах. Присоединил к княжеству Рязань и Муром

Не раз прибегал к помощи

половцев

Андрей Боголюбский

(1157—1174)

Укреплял собственную власть, принижая роль бояр в управлении княжеством. Строил храмы

1169 г. — поход на Киев

1164 г. — совершил поход на Волжскую Булгарию.

1172 г.— поход на Дунайскую Болгарию

Всеволод Большое Гнездо

(1176—1212)

Укрепление власти — присвоил себе титул великого князя Владимирского. Разделил территорию княжества на уделы

Участвовал в усобицах.

Присоединил Рязанскую землю.

Черниговское княжество.

Смоленскую землю

Совершил ряд походов в Волжскую Булгарию (1183,1185 и

1205 гг.).

1198 г. — совершил успешный поход на половцев


Приложение 5.

В. О. Ключевский писал:

«Удельный князь правил своим уделом посредством бояр и вольных слуг, которым он раздавал в кормление, во временное доходное управление города с округами, сельские волости, отдельные села и доходные хозяйственные статьи с правительственными полномочиями, правами судебными и финансовыми.

Некоторые бояре и слуги сверх того имели вотчины, на которые удельный князь иногда предоставлял вотчинникам известные льготы...»

Определите последствия подобного типа управления территориями.


Г БОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»