ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Исаева Наталья Викторовна |
Район | Нижний Новгород Ленинский район |
Место работы | МБОУ «Школа 72» |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Общая информация | |
Тема урока | Княжества Северо-Восточной Руси |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | Цель: сформировать представления учащихся об особенностях развития Северо-Восточной Руси Задачи: Образовательные: охарактеризовать экономическое и политическое развитие Владимиро-Суздальского княжества ;познакомить с внутренней и внешней политикой Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо; Развивающие: способствовать обучению умения организовывать и регулировать свою учебную деятельность; Воспитательные : воспитание уважительного и толерантного отношения к прошлому через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Необходимое оборудование | Карта «Раздробленность Руси в XII-первой четверти XIII; мультимедийный проектор, компьютер |
Дидактическое обеспечение | Дидактический материал с тестовыми заданиями, текстами из исторических источников |
Планируемые результаты урока | |||
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
| Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Устный – фронтальный опрос, письменный – составление таблицы, работа с картой, самоконтроль – тестовое задание | |
Литература и Интернет-ресурсы | |||
| Основная | 1) Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл. : учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.-М. :Дрофа, 2016. 2) Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова История России с древнейших времен до XVI в. Дрофа 2016 | |
| Дополнительная |
| |
| Интернет-ресурсы |
| |
| ЭОРы | http://school-collection.edu.ru/catalog/?subject%5B%5D=20 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.istorya.ru/hronos.phpИстория Отечества с древнейших времен до наших дней https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа | |
| План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||||||
Этап урока | Время | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Используемые методики и технологии (на разных этапах урока) | ||||
1. Организационный | 1 мин | Приветствует обучающихся. Эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение урока. Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Готовы слушать, рассуждать И друг другу помогать. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют наличие учебных принадлежностей, желаю удачи друг другу | Прием «нестандартный вход в урок» (стихотворение). | ||||
2. Вводно-мотивационный | 2 мин | Организация внимания детей: учитель предлагает вспомнить тему прошлого урока. Постараться догадаться, о чем пойдет речь на уроке, разгадав загадку: Отгадайте загадку. Посмотрите на карту и назовите княжество о котором пойдет речь. Сегодня на месте этого княжества находится территория, которая является сердцем России, потому что современная столица нашей страны расположена именно на этой территории. Две великих русских реки Ока и Волга протекли через земли этого княжества. | Учащиеся включаются в деловой ритм урока. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему урока. Составляют план урока. | Технология развития критического мышления | ||||
3. Актуализация знаний | 5-7 мин | Предлагается детям выполнить задание на актуализацию знаний, так как , чтобы узнать, что-то новое необходимо повторить уже пройденное. | В начале урока учащиеся повторяют ранее изученное, отвечая на вопросы и выполняя задания. Два ученика одновременно работают около доски и выполняют задания: 1. Напишите на доске план ответа на вопрос «Экономические причины распада Древнерусского государства». 2. Напишите на доске план ответа на вопрос «Политические причины распада Древнерусского государства». Третий учащийся, используя карту, рассказывает о взаимоотношениях славян с кочевниками в XII в..Четвертый и пятый учащиеся определяют логические пары: князь — событие, в котором он принимал участие, и понятие—определение. Остальные разгадывают кроссворд или выполняют тест. | Технология дифференцированного подхода | ||||
4. Изучение нового материала | 25 мин | Приступая к рассмотрению темы, учитель обращает внимание учащихся на главный вопрос урока, им предлагается вспомнить причины, вызвавшие переселение жителей южных земель на север. Далее учителем организуется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и ответы на вопросы : 1. Какие племена проживали в так называемой Залесской земле? Почему ее так называли? 2. Каковы были занятия проживавших на этой территории людей? 3. Покажите на карте территорию Залесской земли и назовите наиболее развитые города. 4. Чем порядок управления, сложившийся во Владимиро-Суздальской Руси, отличался от существовавшего порядка в период расцвета Древнерусского государства? Какие факторы влияли на усиление власти князя? Прослушав ответы на вопросы, учитель рассматривает внутреннюю и внешнюю политику владимиро-суздальских князей. Учитель организует заполнение таблицы «Развитие Владимиро-Суздальского княжества». Далее следует физкультминутка «Передай мяч». После физкультминутки учитель предлагает ответить на вопросы: Вопросы: 1. Почему Юрий получил прозвище Долгорукий? 2. Как вы думаете, почему Юрий так стремился в Киев? 3. Как вы думаете, почему Андрей Боголюбский, хотя и совершил поход на Киев и стал великим князем, не захотел там жить? 4. Как складывались взаимоотношения Андрея Боголюбского с боярами? 5. Чем отличалось правление Андрея Боголюбского от его отца Юрия Долгоруковго? 6. Как вы думаете, почему Всеволод не смог предотвратить распад своего княжества? | Учащиеся вспоминают причины, вызвавшие переселение жителей южных земель на север. Примерные ответы учащихся: безопасность междуречья Оки и Волги; через Северо-Восточную Русь проходила важнейшая часть торгового пути «из варяг в хазары»; плодородные земли Суздальского ополья; благоприятные условия для промыслов – охоты на пушного зверя, рыболовства, бортничества; активное градостроительство – условия для развития ремесла и торговли. После этого учащиеся самостоятельно работают с учебником и отвечают на вопросы, поставленные учителем (вопросы представлены на слайде презентации). Примерные ответы учащихся:
землям, от которых Залесье отделяли труднопроходимые брянские («дебрянские» — от слова «дебри») леса.
4.Владимиро-Суздальская земля отличалась сильной княжеской властью, потому что здесь не было старинных боярских вотчин и развитого городского самоуправления. Верховная власть, как законодательная так и исполнительная принадлежала великому князю. Князья всячески ограничивали власть бояр, устанавливали политические и экономические ограничения прав населения и заблаговременно избавлялись от возможных претензий на престол со стороны других родственников. Учащиеся слушают объяснение учителя о внутренней и внешней политике владимиро-суздальских князей и заполняют таблицу «Развитие Владимиро-Суздальского княжества».
Физкультминутка «Передай мяч»: Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по изучаемой теме. Далее учащиеся отвечают на вопросы учителя. Примерные ответы детей:
Затухание торговли по «пути из варяг в греки».
| Технология проблемного обучения. Здоровьесберегающие технологии | ||||
5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала | 5-7 мин | Учитель организует работу с картой и предлагает ответить на вопросы: 1. Покажите на карте Залесскую землю. 2. Какие факторы способствовали заселению этой земли? 3. Ученые считают, что при Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальская Русь достигла своего наивысшего расцвета и могущества. Подтвердите это примерами. После выполнения данного задания учитель организует самостоятельную работу с историческим источником: В. О. Ключевский в «Курсе русской истории» писал: «Удельный князь правил своим уделом посредством бояр и вольных слуг, которым он раздавал в кормление, во временное доходное управление города с округами, сельские волости, отдельные села и доходные хозяйственные статьи с правительственными полномочиями, правами судебными и финансовыми. Некоторые бояре и слуги сверх того имели вотчины, на которые удельный князь иногда предоставлял вотчинникам известные льготы...» Определите последствия подобного типа управления территориями. | Учащиеся работают с картой и отвечают на вопросы учителя. Примерные ответы учащихся:
Далее учащиеся работают в парах с историческим источником В.О. Ключевский «Курс русской истории» и находят последствия подобного типа управления территориями, представленного в отрывке. | Технология проблемного обучения. Технология работы в парах. Работа с историческим источником | ||||
6. Подведение итогов урока | 2 мин | Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке: Что мы узнали сегодня на уроке? Какие вопросы вызвали затруднения? Каким образом вы их преодолели? Что в новом материале вас заинтересовало? Как вы оцениваете свою работу? «Четыре Я»: - Ребята, у меня на доске расположен круг, поделенный на секторы. В каждом секторе стикеры с фразами, которые вы должны продолжить: Я узнал… Я научился… Я проявил себя… Я смогу применить… Учитель подводит итоги работы на уроке, выставляет оценки. Или другой прием рефлексии - «Комплимент». | Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на занятии, участвуют в беседе, приклеивают стикеры. Или прием «Комплимент» - комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. | Технология развития критического мышления | ||||
7. Организация изучения домашнего задания | 1 мин. | Домашнее задание: параграф 14, вопросы и задания после параграфа; дополнительное задание: на основе дополнительной литературы подготовить сообщение о заговоре против Андрея Боголюбского и ответить на вопросы: 1. Какие причины заговора называют авторы источников? 2. Каково отношение авторов к убиенному князю? | Учащиеся записывают домашнее задание | Проектная деятельность (подготовить сообщение) |
Приложение.
1. Вопросы и задания, предлагаемые на разных этапах урока.
2. Фрагменты текстов из документов и других источников и заданий к ним используемых на уроке.
3. Таблица, схемы, кроссворды предлагаемые учащимся в ходе урока.
4. Наглядно-иллюстративный материал и др.
Приложение 1.
Кроссворд
По вертикали: 1. Погодная запись происходящих событий в Древней Руси. 2. Владение младших членов княжеского рода. 3. В IX в. столица Древнерусского государства, в XII в. — столица княжества, которое подвергалось набегам половцев, утратила значение торгового центра.
По горизонтали: 4. Имя новгород-северского князя, который без помощи других князей решил совершить поход против половцев. События этого похода легли в основу эпического произведения. 5. На Руси их называли «погаными», но некоторые князья приглашали их для участия в военных походах против своих политических соперников в XII в., а некоторые князья породнились с их ханами.
Приложение 2.
Тесты.
1. Распаду Древнерусского государства способствовало:
а) развитие натурального хозяйства;
б) упадок торгового значения пути «из варяг в греки»;
в) усиление влияния Византии.
2. Владение младших членов княжеского рода называлось:
а) удел; б) вотчина; в) вервь.
3. В основу «Слова о полку Игореве» легли события похода против половцев в:
а) 1111 г.; б) 1132 г.; в) 1185 г.
4. Решение «Каждый держит вотчину свою» было принято на съезде князей при участии:
а) Владимира Мономаха;
б) Мстислава;
в) Ярослава Мудрого.
5. Определите, о ком идет речь: «Внук Ярослава Мудрого, 19 раз заключал договоры с половцами, несколько раз участвовал в военных походах против кочевников, автор «Устава», ограничившего произвол ростовщиков в Киеве».
а) Святополк;
б) Владимир Мономах;
в) Мстислав.
6. Соотнесите имена князей и события.
Событие | Князь |
А) поход против половцев 1185 г. | 1) Ярослав Мудрый |
Б) создание «Поучения детям» | 2) Всеволод и Святослав |
В) строительство Софийского собора | 3) Игорь |
Г) создание Правды Ярославичей | 4) Владимир Мономах |
7. Соотнесите понятие и определение.
Понятие | Определение |
А)удел | 1) люди, объединенные жизнью и деятельностью в одном государстве |
Б) миниатюра | 2) живописное художественное произведение малых размеров |
В)натуральное хозяйство | 3) распад государства на самостоятельно управляющиеся княжества |
Г)раздробленность | 4) производство продуктов для собственного потребления |
Д) общество | 5) владение младшего члена княжеского рода |
Приложение 3.
Юрию Долгорукому был не по душе семейный принцип деления власти. Став князем в Ростове, он выгнал с княжений своих младших братьев и племянников. Вся власть в княжестве была сосредоточена в его руках и осуществлялась его людьми. Кроме этого, он покинул Ростов, известный своими вечевыми традициями, и перевел двор в новый город, Суздаль, где веча не существовало. Он полагался, как и другие князья, на старших бояр, наиболее богатых и знатных, но одновременно и наиболее независимых. Его сын Андрей, напротив, опирался на младшую дружину — преданных лично ему молодых воинов. Он даже выслал старших бояр, служивших еще его отцу, за пределы княжества. Андрей прогнал с Ростовской земли всех своих братьев, не ладил он и с боярами, позиции которых были сильны в Ростове и Суздале. Чтобы освободиться от их опеки, Андрей переехал жить во Владимир-на-Клязьме, где не было обычая вечевых собраний. Такая политика Андрея возмущала бояр и зажиточных горожан, которые считали, что Владимир был всегда пригородом Ростова и Суздаля, т. е. по положению стоял ниже этих городов. Более того, как пишет В. О. Ключевский, Андрей «не делил с боярами своих развлечений, не брал их с собой на охоту», а также летопись говорит, что так вел себя Андрей, «желая быть самовластием всей Суздальской земли». Такая политика Андрея Боголюбского привела к организации боярского заговора и убийству князя.
После длительных усобиц брат Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо (христианское имя Дмитрий, великий князь владимирский с 1176 по 1212 г.), опасаясь новой вспышки внутренней борьбы, стремился сохранить традиции значительной автономии бояр и общин от власти, но тенденцию к централизации власти продолжал. Он расширил владения Владимирского княжества, оказывал существенное влияние на ситуацию в других княжествах (Киевском, Черниговском, Рязанском и др.). Однако в конце жизни Всеволод разделил княжество на уделы между шестью своими сыновьями (это соответствовало древнерусской традиции), что после смерти князя привело к его ослаблению, к новым
длительным междоусобицам и отделению Ростовского, Переяславского, Юрьевского, Стародубского, Суздальского, Ярославского княжеств.
Приложение 4.
Развитие Владимиро-Суздальского княжества
Князья | Внутренняя политика | Политика по отношению к другим русским княжествам | Политика по отношению к другим государствам |
Юрий Долгорукий (1125—1157) | Закладывал новые города (Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев Польский, Дмитров, Звенигород, Городец) | Борьба за киевский стол. Участие в усобицах. Присоединил к княжеству Рязань и Муром | Не раз прибегал к помощи половцев |
Андрей Боголюбский (1157—1174) | Укреплял собственную власть, принижая роль бояр в управлении княжеством. Строил храмы | 1169 г. — поход на Киев | 1164 г. — совершил поход на Волжскую Булгарию. 1172 г.— поход на Дунайскую Болгарию |
Всеволод Большое Гнездо (1176—1212) | Укрепление власти — присвоил себе титул великого князя Владимирского. Разделил территорию княжества на уделы | Участвовал в усобицах. Присоединил Рязанскую землю. Черниговское княжество. Смоленскую землю | Совершил ряд походов в Волжскую Булгарию (1183,1185 и 1205 гг.). 1198 г. — совершил успешный поход на половцев |
Приложение 5.
В. О. Ключевский писал:
«Удельный князь правил своим уделом посредством бояр и вольных слуг, которым он раздавал в кормление, во временное доходное управление города с округами, сельские волости, отдельные села и доходные хозяйственные статьи с правительственными полномочиями, правами судебными и финансовыми.
Некоторые бояре и слуги сверх того имели вотчины, на которые удельный князь иногда предоставлял вотчинникам известные льготы...»
Определите последствия подобного типа управления территориями.
Г БОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»