Файл: Правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2365

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1) на основании протоколов, составляемых должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Статья 17.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

1. Конституция РФ предусматривает учреждение должности Уполномоченного по правам человека. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (с изм. и доп.) подчеркнул, что должность Уполномоченного учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и органам, и должностным лицам. Он обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

2. При реализации своих функций по рассмотрению жалоб граждан Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. При проведении проверки он вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы. Уполномоченный вправе проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. Уполномоченный по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и т.д.


3. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы, документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий в установленный законодательством срок. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

4. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в виде конкретных действий, так и бездействия соответствующих должностных лиц, государственных служащих, создающих различные препятствия для осуществления Уполномоченным его правозащитных функций.

5. Субъектами административной ответственности, как правило, являются должностные лица государственных и муниципальных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, государственные служащие, вмешивающиеся в деятельность Уполномоченного, не исполняющие свои обязанности, установленные Законом, либо иным путем мешающие Уполномоченному выполнять свои функции по защите прав граждан. По ч. 2 данной статьи субъектами ответственности могут быть только должностные лица. Субъектами ответственности по ч. ч. 1 и 3 данной статьи могут быть также государственные и муниципальные служащие, не имеющие статуса должностных лиц, а также граждане.

6. С субъективной стороны воспрепятствование деятельности Уполномоченного характеризуется тем, что лицо реально осознает противоправный характер своего поведения, действует умышленно.

Ст. 17.2.1 КоАП РФ. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года обязывает государства обеспечивать все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка5.

Механизм реализации Конвенции определен федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в котором определены цели государственной политики, базовые направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере

6;

- федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права устанавливаются основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних7.

- Указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», в котором вводится институт Уполномоченного по правам ребенка, и определены его права8 .

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

При реализации своих функций Уполномоченный по правам ребенка вправе:

- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

- беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

- проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

- направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

- привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.


Административная ответственность наступает за следующие действия (бездействие) должностных лиц органов исполнительной власти и иных лиц:

- вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам ребенка с целью повлиять на его решение;

- неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного по правам ребенка;

- воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам ребенка в иной форме.

Объектом правонарушения являются отношения, связанные с защитой нарушенных прав и законных интересов ребенка.

Объективная сторона правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

Субъектом правонарушения являются государственные и муниципальные должностные лица, а также иные лица. С субъективной стороны правонарушения совершаются в форме умысла.

Составляют протоколы по делам данной категории должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Дела рассматриваются судьями (мировыми), а в случае проведения административного расследования - судьями районного (городского) звена.

Ст. 12.2.2 КоАП РФ. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Конституция РФ (ч. 1 ст. 34) закрепляет право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Данное неотъемлемое право носит не только юридический, но и политико-правовой характер. Закреплены правовые механизмы реализации принципов рыночной экономики и свободы договора. В рамках конституционных преобразований был изменен ключевой теоретико-правовой подход к пониманию места и роли конституционного права на предпринимательскую деятельность в экономическом и правовом регулировании общественных отношений.

В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан РФ, достижения технологического лидерства российской экономики был создан институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.


Уполномоченный назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено более чем на два срока подряд.

Уполномоченным может быть только гражданин Российской Федерации, не моложе тридцати лет и имеющий высшее образование.

Уполномоченный не вправе быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит.

Административная ответственность наступает за следующие действия (бездействие) должностных лиц органов исполнительной власти и иных лиц:

- вмешательство в деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей с целью повлиять на его решения;

- неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного по защите прав предпринимателей либо воспрепятствование его деятельности в иной форме;

- несоблюдение должностными лицами установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) Уполномоченному по защите прав предпринимателей.

Квалифицирующим признаком является повторное в течение года совершение административного правонарушения.

Объектом правонарушения являются отношения, связанные с защитой нарушенных прав и законных интересов предпринимателей.

Объективная сторона правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Субъектом правонарушения являются государственные и муниципальные должностные лица, а также иные лица.

С субъективной стороны правонарушения совершаются в форме умысла.

Составляют протоколы по делам данной категории должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела рассматриваются судьями (мировыми), а в случае проведения административного расследования - судьями районного звена.