Файл: Теоретические основы стилистики 6 Стилистика как одна из сфер языкознания 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В отличие от лингвистики, устанавливающей факты языка, стилистика определяет меру и способы их использования в каждом данном случае. С лингвистической точки зрения правильным является все то, что соответствует наличным в языке фактам, понимая под языком орудие общения, принятое в социальном целом. В отношении же С. критерием является не столько правильность, сколько целесообразность: то, что лингвистически правильно, может оказаться стилистически нецелесообразным. Кто, скажем, попытается употребить 1-е лицо единствен. ч. наст. врем. от глагола «стонать», тот погрешит против языка, против грамматики, совершит грамматическую ошибку, т. к. такой формы в русском языке нет, тот же, кто вместо «стонать» будет употреблять «стенать» (такое слово есть, ничего неправильного в нем нет), может, именно в обстановке, не оправдывающей торжественного стиля, произвести таким словоупотреблением, сам того не желая, только комический эффект, т. е. поступить нецелесообразно, погрешить против стилистики. Вот именно этой целесообразности использования языковых фактов в речевой практике и учит так называемая практическая (иначе нормативная, прикладная) стилистика; только надо твердо помнить, что устанавливаемые ею «правила» не абсолютны, а всецело подчинены обстоятельствам и той цели, которую ставит себе автор. Цели же определяются внеязыковыми факторами.

Дробление речевых стилей неизбежно: язык только в том случае может удовлетворять своему назначению служить универсальным орудием человеческого общения, если он отражает в себе все разнообразие форм этого общения. Задача практической стилистики — научить распознавать существующие стили речи, целесообразно их использовать и не применять таких стилей, которые, хотя и существуют, но по идеологическим соображениям являются неприемлемыми (стиль вульгарный, напыщенный и т. п.).


1.2. Методы и приемы стилистических исследований



В сфере стилистических исследований могут применяться как универсальные методы языкознания, так и специфические стилистические методы.

К универсальным методам относятся описательные, сопоставительные и другие методы, с помощью которых осуществляется анализ стилистически окрашенных и нейтральных средств языка, их функция в речи. В речи экспрессивно-стилистическая окраска может ослабляться или усиливаться. В роли предмета исследования выступают как крупные стилистические категории (функциональные стили), так и тончайшие семантико-стилистические оттенки.

К специфическим стилистическим методам относятся: семантико-стилистический метод исследования текста, метод “слово-образ (микрообраз)”, анализ по стилистическим пометам в словарях и справочной литературе, наблюдение над нейтральными и стилистически окрашенными средствами в речи, стилистическая интерпретация текста, метод стилистического эксперимента.

Семантико-стилистический метод исследования текста является основным специфическим методом. Существует проблема адекватности выражения оттенков смысла со стилистическими значениями. На семантико-стилистических связях языковых единиц базируется взаимосвязь языковых средств и общая стилистическая окраска функциональных стилей речи. Методом сравнения (сопоставления) определяется специфика существующих функциональных стилей.

Метод “слово-образ (микрообраз)” применяется при анализе художественных произведений. Он заключается в выявлении того комплекса языковых средств разных уровней, который служит выражением данного микрообраза в системе образной мысли автора.

Анализ по стилистическим пометам в словарях и справочной литературе. Применяя этот метод, можно исследовать стилистические категории в фонетике, лексике, фразеологии, словообразовании, морфологии, синтаксисе, которые имеют стабильный характер и фиксируются нормативными пособиями (орфографическими, грамматическими, словообразовательными, лексико-графическими и другими словарями).

При наблюдении над нейтральными и стилистически окрашенными средствами в речи исследователями выявляется стилистический оттенок речевых средств в контексте.

Стилистическая интерпретация текста состоит в анализе новых стилистических категорий: стилистической тональности (окраски) отдельного высказывания, отрывка или целого текста; стилевой черты; норм данного стиля, самого функционального стиля, представленного в исследуемом тексте.



Метод стилистического эксперимента был разработан А.М.Пешковским, Л.В.Щербой, А.Н.Гвоздевым. А.М.Пешковский под ним понимал “искусственное придумывание стилистических вариантов к тексту и оценку их стилистических достоинств. Стилистический эксперимент предполагает наличие системы приемов, в которую входит оценка языковых средств при замене одних элементов функционально сходными, при устранении отдельных слов, словосочетаний, частей предложений, при развертывании отдельных компонентов текста в более обширные и т.п.

1.3. Публицистический жанр и его языковые особенности



Публицистический стиль обслуживает сферу социальных отношений: политику, экономику, культуру и т.д. Публицистический стиль – это “стиль газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, выступлений на собраниях, митингах, торжественных речей и т.п.” (Практическая стилистика, 1982. – С. 60). Особо бурное развитие публицистический стиль получил в ХХ–ХХІ вв. в связи с развитием периодической печати и новых средств массовой коммуникации (радио, телевидение, интернет и т.д.).

Публицистический стиль выполняет функцию информационную (информационно-содержательную) и воздействующую (агитационно-пропагандистскую).

Особенностью публицистического стиля является то, что информация передается не узкому кругу профессионалов, а массовому читателю. Важна также быстрота передачи информации, особенно это касается новостей, которые публикуются в газетах, передаются по радио, телевидению.
Функция воздействия непосредственно связана с экспрессивностью, эмотивностью публицистической речи, она неотделима от оценки.

О.А.Крылова выделяет также функцию убеждения. Автор публицистического текста “убеждает путем эмоционального воздействия на читателя (слушателя) и поэтому в явной форме выражает свое отношение к сообщаемому”1. Как правило, это отношение отражает позицию определенного социума, партии и т.д.

М.Н.Кожина говорит о популяризаторской функции публицистической речи (сообщение о различных достижениях в области науки и техники и т.д.). Среди функций газеты выделяют: информационную, просветительскую, воспитательную, организаторскую, гедонистическую (развлекательную). Основная функция газетной речи – пропагандистско-информационная, или воздействующе-информационная
2.

Стилевые черты публицистической речи: 1) выразительноть, эмоционально-экспрессивный характер; 2) наличие стандарта, стереотипов. Ш.Балли писал: “Язык газет переполнен штампами – да иначе не может быть: трудно писать быстро и правильно, не прибегая к избитым выражениям”3. Стандарты, являясь “готовыми речевыми формами, соотнесенными с определенной ситуацией, …значительно облегчают общение, поэтому удобны для использования их в средствах массовой информации”4. “Языковые стандарты облегчают и читателю получение нужной ему информации, поскольку текст, воспринимаемый в привычной форме, усваивается быстро, целыми смысловыми блоками”5. Стандарты, стереотипы чаще встречаются в официальных сообщениях, отчетах о заседаниях, конференциях; в информациях, обзорах. В таких жанрах, как фельетон, очерк, памфлет, эссе и т.п. преобладают эмотивно-экспрессивные речевые средства.

В.Г.Костомаров в книге “Русский язык на газетной полосе» ( М., 1971) доказал, что единство экспрессии и стандарта составляют конструктивный принцип газетного языка.

Стандарты в публицистике имеют социально-оценочный характер (холодная война, разбойничье нападение, гонка вооружений). В газетном тексте происходит постоянное взаимодействие экспрессивных, образных языковых средств со стандартизованными средствами. Стремление воздействовать на читателя приводит к появлению многочисленных образных, индивидуально-авторских новообразований, однако часто эти образные языковые средства становятся штампами. “Этой молниеносной скоростью “стирания образности”, превращения ее в “антиобразность” и объясняется чаще всего появление штампов. Особенно неприятен штамп, в основе которого первоначально был положен надуманный образ, вроде белого, голубого, черного или иного золота, или образ, вызывающий ненужные посторонние ассоциации, вроде канцелярских прописки и путевки. … От “антиобразного” штампа следует отличать целесообразный стандарт, в привычной и спокойной форме сообщающий факты. Повторяемость тематики, требование быстроты в передаче и восприятии информации вполне оправдывают определенный уровень стандарта в массовом общении. Это может быть постоянство рубрики и заголовка, иногда фразы, абзаца и целого текста”6. Дерягин В.Я. отмечает также, что в стремлении “приукрасить” газетный текст также следует видеть штамп и просто отсутствие вкуса.


Публицистической речи присуща открытая оценочность. В отличие от художественной речи, где оценка чаще актуализуется имплицитно, через подтекст, композицию и т.д., в публицистике авторская оценка вербально выражена, так как автор пытается привлечь внимание читателя (слушателя) к своей точке зрения, повлиять на формирование такой же позиции у реципиента. В публицистике речь ведется преимущественно от первого лица, чтобы подчеркнуть документальность, достоверность описываемых событий.

М.Н.Кожина среди стилевых черт публицистики выделяет также призывность, лозунгово-декларативный характер (выражается в побудительном характере речи); простоту и доступность (проявляется в несложности синтаксических построений, прозрачной структуре сложных предложений, использовании общеупотребительной лексики и т.д.); рекламность (проявляется в специфике заголовочных предложений, в обращениях к читателю, проблемных вопросах); собирательность (выражается в особенностях значений и функционирования языковых единиц: использование 1-го и 3-го лица в обобщенном значении, частое использование местоимений мы, наш и т.д.)7. Эти стилевые черты связаны с агитационно-пропагандистской функцией публицистики.

В связи с информационной функцией М.Н.Кожина выделяет следующие стилевые черты: документализм (проявляется в объективности и фактологичности изложения: подчеркнутая документально-фактологическая точность); сдержанность, официальность (выражаются в именном характере речи, своеобразии фразеологии); обобщенность, абстрагированность, понятийность изложения как результат аналитичности и фактографичности)8.

В публицистическом стиле выделяются следующие подстили: газетно-публицистический (или “язык газеты”); агитационный (прокламации, листовки, воззвания, призывы); официальный политико-идеологический (постановления и т.д.); масссово-политический (выступления на собраниях, митингах и т.д.).

В отличие от устной формы публицистики (радио-, теле- и киножурналистика), газетный подстиль менее подвержен влиянию разговорной речи. Однако, есть теле- и радиопередачи с заранее заготовленным текстом, который не допускает импровизаций (“Новости”). Они ориентированы на книжную письменную речь. Другой тип передач основывается на импровизации, тексты заранее не пишутся (выступления журналистов перед телекамерами и т.д.). Этот тип передач ориентирован на книжно-разговорный вариант литературного языка. Такой речи характерно вопросно-ответное построение диалога, переспросы, паузы инверсированный порядок слов, эллиптические конструкции и т.д. – черты, свойственные разговорному стилю