Файл: Теоретические основы стилистики 6 Стилистика как одна из сфер языкознания 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9.

Выделяются монологические жанры телепублицистики (выступления телекомментаторов и др.) и диалогические (интервью, беседа). “Отбор языковых средств, их организация для текстов телепередач производится с учетом следующих факторов: законов восприятия устной речи и двухканальным способом передачи информации, т.е. при помощи слова и изображения”10.

Наиболее глубоко исследован газетно-публицистический подстиль. Газетные жанры разнообразны. Это и передовая статья, и теоретико-политическая статья, международный обзор, корреспонденция, фельетон, репортаж, морально-этическая статья, памфлет, очерк, спортивное обозрение и т.д.

В различных жанрах по-разному представлен индивидуально-авторский стиль. В одних жанрах полностью устраняется авторское “я” (жанр хроникальной информации, репортаж, интервью и т.д.). Язык этих жанров сближается с деловой речью, они строятся по определенному шаблону, употребляются целые блоки – стереотипы.

“Объективные” жанры противопоставляются жанрам “субъективным”, в которых отражается авторское “я”, индивидуально-авторская манера повествования. Такое изложение обычно эмоционально окрашено. К таким жанрам относятся очерк, фельетон, памфлет. В них активно используются образные средства языка. В этих жанрах взаимодействуют черты публицистического и литературно-художественного стилей.

Д.Э.Розенталь выделяет следующие основные черты языка газеты:

1) экономия языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности;

2) отбор языковых средств с установкой на их доходчивость (газета – наиболее распространенный вид массовой информации);

3) наличие общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей (в частности, терминологической) для целей публицистики;

4) использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише;

5) жанровое разнообразие и связанное с этим разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначности слова, ресурсов словообразования (авторские неологизмы), эмоцинально-экспрессивной лексики;

6) совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного, разговорного), обусловленных разнообразием тематики и жанров;

7) использование изобразительно-выразительных средств языка, в частности средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т.д.)
11.

Не во всех газетных жанрах проявляются все эти черты одновременно. В основном это зависит от функциональной нагрузки текста, от объективного или субъективного характера повествования.

По своим языковым особенностям публицистический стиль противопоставлен официально-деловому и научнму стилям, которым свойственно “отсутствие языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, отсутствие разговорных, просторечных жаргонных элементов, отсутствие эмоционально-экспрессивных синтаксических конструкций, терминологический характер значительной части лексики и фразеологии”12. Публицистическому стилю характерны противоположные свойства.

В публицистике используется как нейтральная лексика и фразеология, так и стилистически окрашенная, оценочная. Большой пласт нейтральной лексики составялют слова, называющие факты и события социально-политической жизни страны. Употребляются номенклатурные единицы: обозначения географических названий, должностей, названия газет, журналов и т.д. (парламент, исполком, спикер, депутат, “Свобода”, “Юманите”, Израиль, Украина). Распространены собирательные существительные (студенчество, молодежь), научно-технические термины, профессиональная, производственно-техническая лексика и фразеология (выборы, коррозия, деполяризация, электролиз, принятие мер), названия общественно-политических процессов, событий, группировок (государственный, демократия, диктатура, рыночная экономика, забастовка и т.д.)13.

К стилистически окрашенной лексике и фразеологии относятся слова и фразеологизмы, имеющие гражданско-патетическую, риторическую, поэтическую окраску (дерзать, воздвигать, ниспадать, самопожертвование, отчизна, помыслы)14. Многие слова и фразеологизмы приобретают и эмоцинально-оценочный характер: “мелиоративный (поборник, инициатива, почин, новаторский, дружеский визит) или пейоративный (насаждать, военщина, клика, вояж, гонка вооружений, с позиций силы)15.

В публицистике используются неологизмы, архаизмы, историзмы с целью передачи колорита исторических эпох, создания стилистических оттенков торжественности, иронии, сатиры; с целью стилизации, речевой характеристики персонажей (славянизмы: свершения, претворяться, сокровенное, хартия, вехи и т.д.). Используется терминологическая лексика (накал, перенапряжение, дилемма, цепная реакция, необратимый процесс). “В результате частого употребления в тематически однородных контекстах за определенной терминологией закрепляются либо позитивные, либо негативные оценочные значения, имеющие устойчивый характер, социальную закрепленность”

16.

Например, негативная окраска закрепилась за метафорически используемыми медицинскими терминами: эпидемия, маразм, инфекция, агония, гипноз.

Военная терминология позитивно окрашена: гвардия, передний край, прямая наводка, точное попадание, линия огня.

В публицистике часто используется и спортивная терминология, приобретая экспрессивную окраску: нокаут, раунд, финишная прямая, тайм.

С целью передачи местного национального колорита используются варваризмы и экзотизмы (варваризмы: шоу, тайм-аут, чайболл; экзотизмы: аул, сомбреро, фанза, сольди).

В публицистическом стиле употребляется экспрессивно окрашенная разговорная лексика и фразеология (справляют новоселье, заправилы Уолл-стрита, развязывать руки, как с гуся вода, кот наплакал, не в своей тарелке), редко используются просторечные слова, вульгаризмы, жаргонизмы, арготизмы (выбить деньги, соскучился небось, по истории у него хвост), встречаются архаизмы (барыши, челобитчик)17.

В создании устойчивых словосочетаний “большую роль играет присущая публицистическому стилю метафоризация определенной группы слов: атмосфера (разрядки), пульс (эпохи), диалог (глав правительств)”18.

В публицистическом стиле употребляются слова, образованные при помощи русских и иноязычных суффиксов. Часто встречаются слова с русскими суффиксами -ств-о, -ость, -ни-е, -ец, -к-а, -ник, -чик, -щик, -анин (организованность, солидарность, равенство, упрочение, разрядка, ракетчик, гражданин), с иноязычными суффиксами -изм, -ция, -ист, -ант, -тор (капитализм, героизм, активизация, активист, террорист, демонстрант, организатор). Части слова, образованные с помощью лексикализованных приставок: сверх-, обще-, между-, все- (сверхскоростная, общеевропейский, межпланетный, всеобъемлющий). Интернациональные приставки: анти-, контр-, про-, дез- (антисемит, контрудар, прообраз, дезинформация)19.

Трудно выделить специфические морфологические языковые средства, присущие публицистическому стилю. Исследователи отмечают, что среди “собственно морфологических особенностей публицистического стиля можно отметить стилистически значимые морфологические формы различных частей речи, которые выделяются на общем морфологически нейтральном фоне публицистического стиля, так как они сознательно отобраны из возможных синонимических вариантов”20.

Для публицистического стиля характерно употребление несчитаемых существительных в форме множественного числа (поиски, власти, свободы, настроения, круги, нужды). Форма единственного числа существительных может употребляться в значении множественного (враг отступил, русский солдат спас мир от фашизма). Формы множественного числа собственных имен существительных в обобщенном значении (Наполеоны, Собакевичи, Чичиковы, Молчалины). Метафорическое употребление собственных имен является примером экспрессивного использования морфологических средств.


Стилеобразующим признаком публицистического стиля является высокий процент (36%) употребления родительного падежа (день победы, дело мира).

Среди прилагательных распространены слова с эмоционально-оценочным значением (глубокий, резкий, второстепенный, значительный). Преобладает аналитическая форма сравнительной степени прилагательных (более совершенные методы) и синтетическая форма превосходной степени (величайший, сильнейший, глубочайший).

Субъективность повествования подчеркивается употреблением личных и притяжательных местоимений (я, мы, мой, ваш. наш).

Частотны в публицистическом стиле императивные формы глагола. Они используются в лозунгах и призывах (Экономьте электроэнергию!), как средство привлечения внимания читателя (посмотрите, подумайте, давайте подумаем). В объективных жанрах газетного подстиля преобладают формы настоящего времени, “настоящего репортажа” и прошедшего времени совершенного вида. В субъективных жанрах возможна взаимозамена времен и наклонений (формы настоящего времени используются при описании прошедших событий, формы повелительного наклонения – в значении условного и т.д.) (Присмотрись он внимательнее к подростку, найди в нем затаившуюся искорку, все было бы проще…)21

В синтаксисе публицистической речи встречаются как книжные, так и разговорные конструкции. В таких жанрах, как передовая статья, международный обзор, лекции на общественно-политические темы и других преобладают предложения сложные и простые, осложненные обособленными членами, употребляются стилистические фигуры. В таких жанрах, как репортаж, очерк, фельетон, в жанрах радио- и тележурналистики встречаются разговорные конструкции.

Особенностью синтаксиса публицистической речи является наличие эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций (восклицательные и вопросительные предложения, предложения с обращениями, риторические вопросы, предложения с именительным темы, повторы, парцелляция и т.д.). Например: Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Нет, он писал для народа (Р.Гамзатов)22.

Другая особенность синтаксиса публицистики – употребление разговорных конструкций для создания экспрессивной окраски тексту (эллипсис, бессоюзные сложные предложения
, являющие собой неполную реализацию схем простого предложения). Например: Погулял – держи ответ. Скоро в школу.23 Часто такие конструкции употребляются в заголовках.

Публицистическому стилю присуща инверсия, придающая речи экспрессивность. О.А.Крылова описывает, в чем может состоять инверсия:

“а) в нарушении прямого порядка темы и ремы и в расположении их в обратной последовательности – от ремы к теме, например: Далеко от Новой Зеландии до основных центров международной жизни;

б) в дистантном расположении элементов темы (или ремы); например, в концовке газетной статьи, посвященной жанру художественного эстрадного чтения: Добрый этому жанру путь!..

в) при прямом порядке темы и ремы в пределах неактулизированных словосочетаний”24. Например: Народ, вдохновленный победой, уверенно идет по намеченному пути.

Инверсия проявляется также в постановке согласованного определения после определяемого слова (страда луговая, дела персональные); в выдвижении дополнения и несогласованного определения на первое место (временем испытано, доверия достойна, высокими темпами с опережением графика ведется вспашка зяби)25.

В публицистической речи широко распространены присоединительные конструкции (В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту). Присоединительные конструкции, по словам Д.Э.Розенталя, “в зависимости от особенностей того или иного газетного жанра… то повышают информативность высказывания, то усиливают его экспрессивность, то придают ему эмоционально-оценочный характер”26.