Файл: Урок Великое переселение народов и образование германских королевств Предмет история.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во время Великого переселения народов пришёл в движение и племенной союз франков, живших по нижнему течению Рейна и у побережья Северного моря. Их первый удар обрушился на государство бывшего римского наместника в Галлии, сохранявшего власть над частью страны. В 486 году франки во главе со своим юным вождём Хлодвигом из рода Меровингов разгромили войско наместника при Суассоне и захватили его государство. Позже франки отобрали у вестготов юго-запад Галлии – Аквитанию, а после смерти Хлодвига его сыновья присоединили на юго-востоке Бургундию, завершив завоевание Галлии (см. карту на с. 36).
Завоевание обширной страны поставило перед франками сложную проблему. Как управлять Галлией? Так, как до сих пор управлялись племена франков? Невозможно: и франкам, расселившимся на большой территории, трудно сойтись на народное собрание, и местное население привыкло к другим методам управления. Да и сам Хлодвиг из вождя племени превратился теперь в правителя обширной страны, которому уже были подвластны все племена и народы, жившие на этой территории. Многое в его положении стало меняться.
Франков было мало, в десятки раз меньше, чем завоёванных ими жителей Галлии – галло-римлян. Поэтому каждый франк после завоевания получил вполне достаточный земельный участок, который сам и обрабатывал. Осев на новом месте, франки сохраняли свою старинную свободу и обычаи, участвовали в военных походах и в судебных заседаниях.
Захватив огромные владения и богатства, Хлодвиг щедро одаривал своих слуг и дружинников. Так рядом с мелкими крестьянскими хозяйствами рядовых франков и галло-римлян появлялись крупные имения короля и его приближённых. Те в свою очередь готовы были признать за удачливым вождём гораздо больше власти, чем прежде, тем более признавали его власть покорённые галло-римляне.
Стремясь к единоличной власти, Хлодвиг жестоко и коварно расправился со своими родственниками, имевшими, по германским обычаям, право на долю власти над франками, и стал единственным верховным правителем. Его власть всё ещё была ограниченной, но постепенно усиливалась. Центром управления страной являлся королевский двор. Народные собрания уже не созывались, и только раз в году, весной, франки собирались на военные смотры. Даже важнейшие решения король принимал сам, советуясь лишь со своими приближёнными. В случае войны, как и встарь, собиралось ополчение из всех свободных франков, в то время как многочисленная и преданная королю дружина была постоянной военной силой. Отдельными частями государства управляли доверенные люди Хлодвига – графы, наделённые большими полномочиями.
Франки по-прежнему судились по своим древним обычаям. Король приказал записать старинные судебные обычаи одного из франкских племён – салических франков. Эти законы получили название «Салическая правда». Теперь все франки должны были судиться только по нормам, одобренным королём. Сначала в спорных случаях, а потом и всегда решение стало зависеть от него.
Выбор веры. Храбрый воин и талантливый правитель, Хлодвиг в то же время отличался жестокостью и лицемерием. Однако во Франции его глубоко чтут, и короли этой страны 18 раз принимали его имя: германское имя Хлодвиг, переведённое на латынь, позже стало звучать как Людовик. Причина уважения к нему не только в том, что в его правление возникло Франкское государство и была записана «Салическая правда». Завоевав Галлию ещё язычником, Хлодвиг позже принял христианство. Примеру короля последовала дружина, а затем и остальные франки.
Первые из всех германцев, они приняли христианство не в арианской форме, а по римскому образцу. С точки зрения политики это был беспроигрышный ход. Во-первых, Хлодвиг разом добился поддержки местного населения и мощной церковной организации на уже завоеванных землях и приобрёл сторонников во всех соседних государствах, где население недолюбливало своих правителей-ариан. Это облегчило ему последующие завоевания. Во-вторых, церковь всегда учила, что всякая власть от Бога, и её поддержка могла укрепить пока ещё слабую власть Хлодвига над соплеменниками. С этого времени церковь стала верной союзницей франкских королей. А франки и римляне, которых теперь не разделяла вера, постепенно стали сливаться в один народ.
ФРАНКСКИЙ ИСТОРИК ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ О СУАССОНСКОЙ ЧАШЕ
Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чащу удивительной красоты. Но епископ той церкви направил послов к королю с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из её священной утвари, то пусть возвратят ей хотя бы ту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу».
По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посредине, король сказал: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, ещё и этот сосуд». Разумеется, он говорил об упомянутой чаще. В ответ на эти слова короля те, кто был поразумнее, сказали: «Славный король! Всё, что мы здесь видим, - твоё, и сами мы в твоей власти. Делай теперь всё, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!» Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию» - опустил её на чашу. Все были поражены этим поступком, но король перенёс это оскорбление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал её епископскому послу, затаив в душе глубокую обиду.
А спустя год Хлодвиг приказал всем воинам явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Мартовском поле, насколько исправно содержат они своё оружие. И когда он обходил ряды воинов, он подошёл к тому, кто ударил секирой по чаше, и сказал: «Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копьё твоё, ни меч, ни секира никуда не годятся». И, вырвав у него секиру, он бросил её на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне». Когда тот умер, он приказал остальным разойтись, наведя на них своим поступком большой страх.
Почему воин оказался таким несговорчивым? Только ли из-за дурного характера? Отчего Хлодвиг не забрал чашу силой, а лишь много позже отомстил своему обидчику? Сыграло ли какую-нибудь роль в этой истории то обстоятельство, что она произошла после завершения военного похода франков?
Завоевание обширной страны поставило перед франками сложную проблему. Как управлять Галлией? Так, как до сих пор управлялись племена франков? Невозможно: и франкам, расселившимся на большой территории, трудно сойтись на народное собрание, и местное население привыкло к другим методам управления. Да и сам Хлодвиг из вождя племени превратился теперь в правителя обширной страны, которому уже были подвластны все племена и народы, жившие на этой территории. Многое в его положении стало меняться.
Франков было мало, в десятки раз меньше, чем завоёванных ими жителей Галлии – галло-римлян. Поэтому каждый франк после завоевания получил вполне достаточный земельный участок, который сам и обрабатывал. Осев на новом месте, франки сохраняли свою старинную свободу и обычаи, участвовали в военных походах и в судебных заседаниях.
Захватив огромные владения и богатства, Хлодвиг щедро одаривал своих слуг и дружинников. Так рядом с мелкими крестьянскими хозяйствами рядовых франков и галло-римлян появлялись крупные имения короля и его приближённых. Те в свою очередь готовы были признать за удачливым вождём гораздо больше власти, чем прежде, тем более признавали его власть покорённые галло-римляне.
Стремясь к единоличной власти, Хлодвиг жестоко и коварно расправился со своими родственниками, имевшими, по германским обычаям, право на долю власти над франками, и стал единственным верховным правителем. Его власть всё ещё была ограниченной, но постепенно усиливалась. Центром управления страной являлся королевский двор. Народные собрания уже не созывались, и только раз в году, весной, франки собирались на военные смотры. Даже важнейшие решения король принимал сам, советуясь лишь со своими приближёнными. В случае войны, как и встарь, собиралось ополчение из всех свободных франков, в то время как многочисленная и преданная королю дружина была постоянной военной силой. Отдельными частями государства управляли доверенные люди Хлодвига – графы, наделённые большими полномочиями.
Франки по-прежнему судились по своим древним обычаям. Король приказал записать старинные судебные обычаи одного из франкских племён – салических франков. Эти законы получили название «Салическая правда». Теперь все франки должны были судиться только по нормам, одобренным королём. Сначала в спорных случаях, а потом и всегда решение стало зависеть от него.
Выбор веры. Храбрый воин и талантливый правитель, Хлодвиг в то же время отличался жестокостью и лицемерием. Однако во Франции его глубоко чтут, и короли этой страны 18 раз принимали его имя: германское имя Хлодвиг, переведённое на латынь, позже стало звучать как Людовик. Причина уважения к нему не только в том, что в его правление возникло Франкское государство и была записана «Салическая правда». Завоевав Галлию ещё язычником, Хлодвиг позже принял христианство. Примеру короля последовала дружина, а затем и остальные франки.
Первые из всех германцев, они приняли христианство не в арианской форме, а по римскому образцу. С точки зрения политики это был беспроигрышный ход. Во-первых, Хлодвиг разом добился поддержки местного населения и мощной церковной организации на уже завоеванных землях и приобрёл сторонников во всех соседних государствах, где население недолюбливало своих правителей-ариан. Это облегчило ему последующие завоевания. Во-вторых, церковь всегда учила, что всякая власть от Бога, и её поддержка могла укрепить пока ещё слабую власть Хлодвига над соплеменниками. С этого времени церковь стала верной союзницей франкских королей. А франки и римляне, которых теперь не разделяла вера, постепенно стали сливаться в один народ.
ФРАНКСКИЙ ИСТОРИК ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ О СУАССОНСКОЙ ЧАШЕ
Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чащу удивительной красоты. Но епископ той церкви направил послов к королю с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из её священной утвари, то пусть возвратят ей хотя бы ту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу».
По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посредине, король сказал: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, ещё и этот сосуд». Разумеется, он говорил об упомянутой чаще. В ответ на эти слова короля те, кто был поразумнее, сказали: «Славный король! Всё, что мы здесь видим, - твоё, и сами мы в твоей власти. Делай теперь всё, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!» Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию» - опустил её на чашу. Все были поражены этим поступком, но король перенёс это оскорбление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал её епископскому послу, затаив в душе глубокую обиду.
А спустя год Хлодвиг приказал всем воинам явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Мартовском поле, насколько исправно содержат они своё оружие. И когда он обходил ряды воинов, он подошёл к тому, кто ударил секирой по чаше, и сказал: «Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копьё твоё, ни меч, ни секира никуда не годятся». И, вырвав у него секиру, он бросил её на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне». Когда тот умер, он приказал остальным разойтись, наведя на них своим поступком большой страх.
Почему воин оказался таким несговорчивым? Только ли из-за дурного характера? Отчего Хлодвиг не забрал чашу силой, а лишь много позже отомстил своему обидчику? Сыграло ли какую-нибудь роль в этой истории то обстоятельство, что она произошла после завершения военного похода франков?
-
Вопросы самоконтроля.
-
Найдите в тексте параграфа слова и определения, характеризующие общественный строй германцев накануне Великого переселения народов. -
В чём были причины недолговечности большинства германских королевств? -
Составьте схему управления Франкским королевством при Хлодвиге. -
Какое из достижений Хлодвига вы считаете наиболее значительным? Обоснуйте своё мнение. -
Подумайте, почему историки считают 476 год условной датой падения Западной Римской империи. Как вы полагаете, можно ли точно определить, какие события явились точкой отсчета истории Средневековья? -
Известно, что Хлодвиг 10 лет добивался согласия дружины на принятие христианства. Почему это имело для него такое значение? О чём свидетельствует этот факт?
-
Домашнее задание: читать и пересказывать §1. Великое переселение народов и образование германских королевств (сс. 15-25).