Файл: Проблема воспитания зрительской культуры в наше время стоит достаточно остро.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К сожалению, о том, что сцена для театрализованного концерта должна быть особым образом подготовлена, часто забывают. Когда происходит смена, особенно коллективных номеров, например, замена оркестра хором, создается шум, возникает пауза и эта неряшливость нарушает необходимую динамику концерта и его атмосферу.
Если концерт плохо организован, плохо работает занавес, на сцене кто-то шумит, что-то падает, то внимание зрителей, естественно, рассеивается, и в этом повинная неслаженность, прежде всего, его монтировочной части.
А задача режиссера заключается в том, чтобы с первого номера собрать, сконцентрировать, сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке. Завладев вниманием нужно его удержать, не дать ему распылиться. Главное в режиссуре концерта - непрерывность его программы, незамедлительная смена номеров, которые, нанизываясь как звенья одной цепи, увлекают за собой зрителя. Это достигается твердой организацией всего концертного организма. Если же закулисная часть не мобилизована, режиссерская композиция не продумана, и оформление плохо с ней связано, возникают те разрывы в ткани концерта, которые отвлекают зрителя, снижают эффективность самого концерта.
Форма театрализованного концерта привилась и стала необходимой. Однако, готовя такое представление, нужно думать о динамике концерта, о его движении. От начала концерта, конца первого, начала второго отделения, финала всего концерта зависит многое. Как сделать, чтобы зритель не ушел в антракте, а вернулся на второе отделение, как увлечь, заинтересовать его? Об этом надо серьезно думать режиссеру.
Каждый концерт, представление могут иметь тысячу самых разнообразных решений, могут привлечь самый неожиданный материал. Режиссер должен быть политически чутким, образованным, любознательным человеком, знающим и профессиональное и самодеятельное искусство, их исполнительские силы и возможности, иметь единомышленников среди режиссеров и художников для формирования творческого коллектива, способного создать интересное праздничное представление с идейной и художественной точки зрения.
Для успешного развития этого важного жанра массового искусства, этого действенного средства эстетического и этического воспитания народа, необходимо овладение сложной его режиссурой, путь к которой идет через изучение и обобщение огромного опыта, накопленного в этой области искусством [15, С. 20].
концерт театр режиссёрский зрительский
Глава 2. Сценарно-режиссёрская разработка театрализованного концерта «Мама - Родина - Россия»
.1 Литературный сценарий театрализованного концерта «Мама - Родина - Россия»
(На сцену выходит одна из женщин ансамбля и рассказывает о России)
Нередко к слову «родина» прибавляют слово «мать». Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и дети наши. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, защищает и бережет она нас от всяких врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Россия!!!
Песня «Россия»
Песня «Ой заря ты зорюшка»
(выходят мама и дочь из разных кулис)
Мама: Здравствуй доченька!!!
( пытается обнять дочь, та отталкивает ее).
Дочь: Мам, только вот не надо тут эмоций!!! А ты, я смотрю в своем репертуаре, опять эту старину слушаешь.
Мама: Да, что ты - это же настоящее искусство!!!
Дочь: Это искусство? Ну, ты мать даешь!!! Это же прошлый век!!! Вот у меня искусство, дак искусство, на послушай (Дает маме наушники, включается……)
Нарезка
Мама: Да что ты доченька!!! Это уж точно не искусство, от такой музыки…………
Дочь: Ой, мам, не понять тебе нынешнюю молодежь.
Мама: Может и не понять, конечно, каждому свое. Послушай песню наших земляков, вот что по настоящему за душу берет!!!
Песня «Колечко»
Песня «Не забуду»
Мама: Меня раньше моя мама тоже не понимала, все ставила себя в пример.
Дочь: Бабушка что ли???
Мама: Бабушка, бабушка!!!
Песня «Бабушка»
Песня «Лети лето»
Мать: (выходит и поёт) Залетела...
Дочь: (перебивает) Мам, ты серьёзно…
Мама: Что серьезно??? Да тьфу на тебя, я же песню пою!!! Как услышу эти песни, так ноги сами в пляс идут! (уходит)
Дочь: (уходя) А я то думала…
Танец «Красная смородина»
Песня «О родном крае» (акапельно)
Мама: Как поют…
Дочь: Да ничего особенного, и вообще, как вы тут живете? Такая тоска.
Мама: А ты попробуй летом рано встать, босыми ногами пройтись по росе, послушать как кукушка в лесу кукует, как петухи на заре поют, как птицы своими трелями завораживают, нигде ты такого не услышишь, как в российской глубинке.
Песня «Российская глубинка»
Песня «Есть вино»
Дочь: Ой, мам, я тут в аське писала и в контакте была
Мама: Доча, с каким Васькой ты в контакте была???
Дочь: Мама, да это в компьютере.
Мама: Ну, слава Богу, ты смотри там с городскими то осторожнее, а то у нас в деревне такая история была.
Песня «Все потому»
Песня «Звенит частушка»
Песня «Над Россией лебеди» (акапельно)
(дочь выходит в шоке)
Мама: Дочь, что с тобой?
Дочь: Мам, это что сейчас было?
Мама: Где?
Дочь: Да вот здесь, только что.
Мама: Песня.
Дочь: А-а-а. А я думала, что я в сказку попала. (Уходит)
Мама: Не уж то понравилось?
Танец «Дарья»
Песня «Задушевные слова»
Песня «Светит радуга»
Дочь: Мама, наконец-то я поняла, что есть на свете такие песни, которые могут затронуть за душу каждого.
Мама: Так и должно быть, дочка. Потому что народные песни идут от народа, и поются для народа.
Песня «Ивушка»
Песня «За рекой»
Дочь: Каждому известно, что нет на земле ближе и роднее человека, чем мама. С самых первых дней нашей жизни мама окружала нас своей заботой и любовью. Мама видит, как ее ребенок делает первые самостоятельные шаги!
Становясь старше, мы делимся с ней своими впечатлениями об окружающем нас мире, обо всех своих горестях и радостях мы рассказываем, прежде всего, ей, рассчитывая на её поддержку и понимание.
Песня «Мама»
Мама: Спасибо тебе дочь за такие нежные, слова.
Дочь: Сегодня ваш праздник, и пускай все красивые и добрые слова звучат в ваш адрес - дорогие мамочки!!!
Песня «Разгуляйся душа»
.2 Режиссерская экспликация театрализованного концерта «Мама - Родина - Россия»
. Идейно-тематический комплекс:
Тема - Родина, русская народная песня, мать - корневые понятия нашей жизни.
Идея - Русская песня, прославляющая Родину и мать в песне, всегда были и будут.
Сверхзадача - русские люди, любите, пойте, и никогда не забывайте русские песни.
Жанр - театрализованный концерт
Конфликт - непонимание и неприятие молодежью русской народной песни
. Сценарный анализ:
Экспозиция - радость встречи ведущей с единомышленниками (любителями песни)
Завязка - неудачная встреча
Развитие действия:
. Попытка дочери перестроить мать.
. Песни земляков
. Извечный конфликт отцов и детей
. Эмоциональное потрясение
. Деревенские радости
. Лебединая песня
Кульминация - признанье дочери
Развязка - благодарность матери, разбудившей высокие чувства дочери.
Финал - «Разгуляйся душа»
Сценарный ход - спор матери и дочери
Фабула - Дочь, живущая в большом городе, вернулась домой в провинцию и отрицает народные песни своей Родины, но встречаясь с различными ситуациями, предоставляемыми мамой, она приходит к пониманию красоты и душевности народной песни.
Интрига - сумеет ли мать с помощью песен переубедить дочь.
Коллизия - найди в себе любовь к русской песне.
. Режиссерский анализ:
Ведущее предлагаемое обстоятельство - канун праздника, посвященного «Дню матери» и подтверждение звания «Народный» ансамблю песни и танца «Ноляночка»
Сквозное действие - раскрыть красоту русской народной песни
Контрсквозное действие - непонимание и отрицание молодежью русской народной песни.
Атмосфера и способы ее создания - атмосфера концертная, спокойная, доброжелательная, отзывчивая, дружелюбная. Красивое народное пение, традиционные русские костюмы, сменяемые на протяжении концерта 3 раза, подсветка, усиленное звучание, движение, танец, мизансценирование, театрализация.
Темпоритм концерта - при постепенном нарастании были спады и подъемы, заложенные в темпах песен.
Событийный ряд:
Исходное событие - приветствие ведущей.
Развивающее событие:
Неудачная встреча
Родная песня
Родные
Любовь
Открытие своей красоты
Лебединая песня
Центральное событие - признание дочери
Разрешающее событие - поздравление матери
Главное событие - «Разгуляйся душа»
Характеристика действующих лиц:
Мама - простая деревенская общительная женщина, певунья, любящая свой край и народные песни.
Дочь - современная, гламурная девушка, нахватавшаяся городских штампов, но сохранившая в душе понимание и живость натуры.
Заключение
. В ходе исследования было дано определение понятия «зрительская культура». Раскрыто, что зрительская культура в большой мере зависит от характера того искусства, которое зрителю предлагается. Чем сложнее будет поставленная перед ним задача - эстетическая, этическая, философская, тем больше напрягается мысль, острее переживания, тоньше проявление вкуса зрителя. Систематизированы общие этические правила поведения в театре, на концертах, и в кино.
. Выявлены особенности формирования зрительской культуры. Определено, что осуществляя в школе различными видами деятельности (посещение театров, проведение литературных вечеров, классных часов, на которых поднимаются проблемы поведения публики в театре, взаимоотношения актёров и зрителей) формирование высоконравственного, умного зрителя, мы достигаем определённого роста культуры молодёжи.
. Даны определения понятиям «театрализация», «концерт», выделены виды концертов и дана их характеристика. Раскрыта технология подготовки и проведения концерта. Обобщена теория постановки театрализованного концерта.
. Написан литературный сценарий театрализованного концерта посвященного Дню матери и подтверждению звания «Народный» ансамблю песни и танца «Ноляночка» «Мама - Родина - Россия».
. Составлена режиссерская экспликация театрализованного концерта посвященного Дню матери и подтверждению звания «Народный» ансамблю песни и танца «Ноляночка» «Мама - Родина - Россия».
. Подготовлен и проведен театрализованный концерт, посвященный Дню матери и подтверждению звания «Народный» ансамблю песни и танца «Ноляночка» «Мама - Родина - Россия». Который проходил на сцене «Дома культуры» г. Нолинска. На мероприятии присутствовало около 250 человек половина, из которых были старшеклассники. Во время концерта была благоприятная обстановка в зале. Зрители внимательно следили за тем, что происходило на сцене. После концерта прозвучали положительные отзывы, которые впоследствии нашли отражение в районной газете «Сельская новь».
Список литературы
1. Ариарский, М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики [Текст] / М. А. Ариарский. - СПб.: Анатолия, 1999. - 530 с.
2. Борев, Ю.Б. Основные эстетические категории. / Ю.Б. Борев. - М.: 1960. - 285 с.
3. Викторов, А.В. Начинаем эстрадный концерт [Текст] / А.В. Викторов. - М.: Знание, 1974. - 47 с.
4. Галуцкий, Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами [Текст] / Г.М. Галуцкий. - М.: 1998. - 464 с.
. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа [Текст]: учебник / под ред. Н.П.Гончаровой. - Москва-Тверь, 2004. - 222 с.
6. Ершова, А.П. Размышления о лаборатории театра [Текст] / А.П. Ершова // Искусство в школе. - 1995. - №3. - С. 10-12.
7. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства / А.Д. Жарков. - М.: Профиздат, 2002. - 288 с.
8. Жидков, В. С. Искусство и общество [Текст] / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. - СПб.: Алетейя, 2005. - 592 с.