Файл: Лысенко К. А. Зюо15. Что такое субъекты мэп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лысенко К.А. ЗЮО-15.


  1. Что такое субъекты МЭП?

Субъектами международного права являются:

1) государства;

2) межправительственные (межгосударственные) организации;

3) нации и народы, борющиеся за свою независимость (при определенных условиях);

4) государственно-подобные образования.

  1. Назовите экономические права и обязанности государств как субъектов МЭП.

Государства как субъекты международного экономического права обладают определенными экономическими правами и несут экономические обязанности.

Попытки сформулировать основные права и обязанности государств предпринимались уже давно. В 1933 г. была принята Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств. В 1949 г. Комиссия международного права ООН подготовила, но так и не приняла проект Декларации прав и обязанностей государств.

12 декабря 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 3281 (XXIX) приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств. Это первый и единственный международный акт, который концептуально суммировал основные права и обязанности государств в современной международной экономической системе. Несмотря на то, что ряд развитых государств западного цивилизационного типа голосовал против Хартии, она вполне отражает реальное состояние сложившегося правопорядка. Часть норм Хартии – это зафиксированные в письменном виде международно-правовые обычаи, еще одна часть – нормы мягкого права, многие из которых впоследствии воплотились в обычно-правовые или договорные нормы международного экономического права. Краткий анализ текста Хартии дает следующую картину экономических прав и обязанностей государств.

Государства имеют право:

• выбирать свою экономическую систему, формы организации внешнеэкономических связей, средства экономического развития, использования ресурсов, осуществления реформ;

• свободно осуществлять суверенитет над своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью;

• национализировать, экспроприировать и передавать иностранную собственность, регулировать споры по компенсациям за национализированную иностранную собственность согласно внутригосударственному праву и национальными судами; регулировать и контролировать иностранные инвестиции, деятельность многонациональных предприятий (или ТНК);


• участвовать в международной торговле и других формах экономического сотрудничества, в принятии решений для урегулирования экономических и финансовых проблем; заключать двусторонние и многосторонние соглашения в области международного экономического сотрудничества, не подвергаться дискриминации;

• участвовать в субрегиональном, региональном и межрегиональном сотрудничестве в целях экономического развития; развивающиеся страны вправе предоставлять торговые преференции другим развивающимся странам, не распространяя их на развитые страны.

Государства обязаны:

• сосуществовать в мире независимо от экономической системы, способствовать международной торговле на основе взаимной выгоды, равных преимуществ и взаимного предоставления РНБ; не применять экономические меры принудительного характера, направленные на ущемление суверенных прав государств или извлечение выгоды;

• сотрудничать в оптимальном использовании ресурсов, принадлежащих двум и более государствам; не принуждать к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям; обеспечивать компенсацию в случаях национализации, экспроприации или передачи иностранной собственности; сотрудничать в деле осуществления права по регулированию и контролю за деятельностью ТНК; обеспечить, чтобы выгоды от разработки ресурсов морского дна (общее наследие человечества) распределялись между всеми государствами;

• не подвергать другие государства дискриминации; сотрудничать в деле содействия более рациональным и справедливым международным экономическим отношениям; учитывать интересы развивающихся стран в обеспечении развития мировой экономики; расширять и укреплять систему преференций развитых стран для развивающихся стран, содействовать экономическому развитию наименее развитых из развивающихся стран;

• сотрудничать в обеспечении либерализации мировой торговли, в устранении препятствий международной торговле; содействовать развитию международной торговли;

• обеспечить, чтобы политика субрегиональных, региональных и межрегиональных объединений отвечала нуждам международного экономического сотрудничества и учитывала законные интересы третьих стран;



• содействовать международному научному и техническому сотрудничеству, передаче технологии; сотрудничать в разработке руководящих положений в отношении передачи технологии;

• осуществлять защиту, сохранение и улучшение окружающей среды.

Конечно же, эти – основные – права и обязанности государств в международной экономической системе раскрываются и конкретизируются во множестве двусторонних и многосторонних международных договоров, в уставах международных организаций, международных обычаях.


  1. Что такое суверенитет, юрисдикция, иммунитет государства как субъекта МЭП?

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет – это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государств.

Понятие юрисдикция в международном праве означает властные правомочия государства предписывать и применять уголовные и нормативно-правовые акты, как правило, основываясь на принципе территориальности, согласно которому государство имеет юрисдикцию в отношении собственной деятельности в пределах своей территории.

Юрисдикционный иммунитет определяют, с одной стороны, как право иностранного государства не подчиняться юрисдикции другого государства, то есть право не подчиняться каким-либо принудительным мерам судебных, административных и иных органов другого государства, а с другой - как отказ государства от применения каких-либо принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов в отношении действий и собственности иностранного государства.

Доктрина и судебная практика выделяют три вида иммунитета иностранного государства:

а) судебный иммунитет, то есть неподсудность иностранного государства судам другого государства;

б) иммунитет от предварительного обеспечения иска;

в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.

Совокупность всех трех видов иммунитета называется юрисдикционным иммунитетом иностранного государства.

Судебный иммунитет предполагает, что:

1) ни одно государство не может принудить иностранное государство выступать в качестве ответчика в судах первого государства
;

2) иностранное государство подсудно судам другого государства, только если иностранное государство ясно выразило согласие на это;

3) ни одно государство не может отказать иностранному государству в праве выступать истцом в судах первого государства.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска означает, что в порядке обеспечения иска имущество иностранного государства не может быть подвергнуто каким-либо принудительным мерам, например аресту, секвестру, со стороны другого государства. Иммунитет от исполнения предполагает, что недопустимо обращать на имущество иностранного государства меры принудительного исполнения судебного решения.


  1. Какова роль, с точки зрения МЭП, юридических лиц в международных экономических отношениях?

Укрепление стабильности МЭП, обеспечение национальных интересов и совершенствование механизмов взаимовыгодного сотрудничества.