Файл: Наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономика

- Наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.

- Способ организации хозяйственной деятельности людей, направленной на создание необходимых для потребления благ. Всё хозяйство страны.

Экономическая теория

Изучает отношения, связанные с производством, обращением, обменом и потреблением материальных благ и услуг в условиях ограниченности ресурсов.

Макроэкономика

Часть экономической теории, которая исследует поведение экономики в целом, а также её крупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственные финансы и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс и т.д

Микроэкономика

Часть экономической теории, в которой изучается поведение предприятий, домашних хозяйств и функционирование отдельных рынков.

Производство

Процесс создания экономических благ. Например, выращивание цветов, написание программы.

Распределение

Совокупность действий по доведению произведённых благ от производителя до потребителя.

Обмен

Процесс движения товаров и услуг от одного участника экономической деятельности к другому. Средствами обмена выступают деньги, товары и услуги.

Потребление

Использование товаров и услуг для удовлетворения потребностей. Например, проживание в доме, ношение куртки, питьё воды.

Объекты труда

Это то, на что направлен труд человека для создания будущего продукта (товара).

Субъекты труда

Это инструменты, которые человек использует для преобразования объекта труда.

Главные вопросы экономики



Экономические блага

Блага, доступные людям в меньшем объёме, чем объём потребностей. К экономическим благам относятся все товары и услуги.

Свободные блага

Преимущественно природные блага, которые не надо специально производить; потребление их одними людьми не приводит к дефициту для других людей. Например, ветер, свет.

Альтернативная стоимость

Это условная ценность наилучшего, следующего за выбранным, варианта

Рациональное потребление

Стремление максимально удовлетворить свои потребности, исходя из имеющихся возможностей

Факторы производства

Ресурсы, используемые людьми для создания экономических благ.

-земля (Фактор производства. Все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ. Например, руда, лес, песок.),

-капитал (Созданные человеком ресурсы как фактор производства: деньги, ценные бумаги, здания, оборудование и т.п),

-труд (Фактор производства, деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта.),

-предпринимательство (Управление бизнесом как фактор производства.).

Факторы дохода

это первичные доходы, образующиеся от продажи факторов производства в процессе их использования.

Процент - плата за использование чужого денежного капитала, "цена денег"

Рента - факторный доход с "земли", плата за пользование природными ресурсами

Заработная плата - оплата трудовых услуг, предоставляемых наёмными работниками.

Предприн-во

Управление бизнесом как фактор производства.

Производит. труда

Количество изготовленных работником за определённое время изделий, оказанных услуг.

Разделение труда

Специализация трудовой деятельности.

Специализация

Сосредоточение какого-либо вида деятельности в руках конкретного человека, фирмы, которые выполняют его лучше других. Сапожник чинит только обувь, а портной - одежду

Типы экономических систем

Экономическая система– это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения основных вопросов: что, как и для кого производить.



Рынок

-это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. 

- Место торговли товарами

-  Экономическая  сфера товарного обращения, товарооборота.

Конкуренция

Экономическое соперничество субъектов экономики за право получения большей доли определённого вида ограниченных ресурсов.

Спрос

Желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Функции рынка



Эластичность спроса




Суверенитет потребителя

это экономическая концепция, в которой потребитель имеет некоторую контрольную власть над произведенными товарами, и идея о том, что потребитель является лучшим судьей своего собственного благосостояния.

Закон спроса

Правило, согласно которому повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен - к его увеличению.

Величина спроса

количество товара или услуг определённого вида и качества, которое покупатель желает купить по определённой цене за определённый период.

Эффекты нового покупателя

рост спроса на товар, достигаемый снижением цен, благодаря которому расширяется круг покупателей.

Эффекты замещения

изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми.

Эффекты дохода

заключается в том, что при снижении цены на товар доход потребителя относительно этого товара возрастает, что дает ему возможность увеличить объемы закупок данного товара, не сокращая при этом потребление прочих благ.

Товары заменители (субституты)

Товары-аналоги, удовлетворяющие те же потребности и конкурирующие за спрос. Например, зефир, пастила, мармелад, конфеты.

Дополняющие товары (комплементы)

Товары, обеспечивающие работу друг друга. Например, автомобиль и бензин, принтер и картридж.

Рыночные предложения

То количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время.

Закон предложения

Правило, согласно которому рост цен вызывает увеличение количества выпускаемых/предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен - уменьшение этого количества.

Эластичность предложения




Цена

количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара

Равновесная цена

Цена, по которой продавцы желают и могут приобрести, а продавцы готовы реализовать определённое количество товара.

Функции цен



Факторы, влияющие на цену



Средние затраты

Общие затраты фирмы, делённые на объём её продукции или равные сумме средних постоянных и средних переменных издержек.

Совокупные затраты

 это общие затраты предприятий по оплате всех факторов производства.

Производственные затраты

затраты, связанные с производством продукта, с непосредственным преобразованием сырья и материалов в готовую продукцию.

Стоимость

Выраженные в деньгах затраты на производство и реализацию товара.

Интенсивность труда

это социально-экономическая категория, характеризующая степень напряженности рабочей силы в процессе труда и измеряющаяся количеством труда, затрачиваемого работником в единицу времени.

Ценовая конкуренция

конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта.

Неценовая конкуренция

• Повышение качества новизны и технического уровня производимого товара

• Приближение точек реализации товара к потребителю, повышение качества обслуживания •Организация послепродажного технического обслуживания

•Организация рекламы

•Организация производства и продажи сопутствующих товаров


Плюсы и минусы конкуренции



Совершенная конкуренция

Рынок, на котором конкурируют множество производителей однотипных товаров, никто из них не может захватить такую долю рынка, чтобы навязать остальным участникам свои условия сбыта. Например, рынок фруктов.

Абсолютная монополия

Рынок, который контролирует один производитель. Он устанавливает цену выше, чем она сложилась бы на конкурентном рынке, и производит товаров меньше, чем производила бы отрасль в условиях конкуренции.

Монополистическая конкуренция

Рынок, на котором действует множество конкурирующих фирм, предлагающих различающиеся товары для удовлетворения одной и той же потребности и не способных преградить выход на рынок новым конкурентам. Например, рынок мебели.

Олигополия

Рынок, где одинаковые или схожие товары производятся небольшим количеством фирм. Они поделили рынок и конкурируют между собой. Например, рынок сотовой связи.

Естественная монополия

Отрасль, в которой производство сосредоточено в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу. Например, железнодорожные перевозки.

Монопсония

 ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель (и множество продавцов).

Картель, синдикат, трест



ФАС

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства

Функции ФАС



Реальная заработная плата

Это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную зарплату.

Номинальная заработная плата

это фиксированное количество денежных средств, которое прописывается в трудовом договоре или гарантированный размер дохода.

Повременная заработная плата

форма оплаты труда наёмного работника, при которой заработок зависит от количества фактически отработанного времени с учётом квалификации работника и условий труда.

Сдельная заработная плата

Зарплата, которая определяется объёмом произведенной работником продукции.

Индекс стоимости жизни

это теоретический индекс цен, который измеряет относительную стоимость жизни во времени или регионах. Это индекс, который измеряет различия в ценах на товары и услуги позволяет заменять их другими товарами по мере изменения цен.

Обязательные расходы

Минимально необходимые затраты на: - питание; - одежду; - оплату жилья и коммунальных услуг (электричество, газ, отопление, водоснабжение); - транспорт; - лекарства; - оплату налогов.

Произвольные расходы

Затраты, связанные с повышением количества и качества обязательных расходов, а также приобретением: - товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства; - личных транспортных средств (автомобиль, мотоцикл, вертолёт, яхта); - средств ухода за собой и домашними животными; - предметов роскоши; - туристических путёвок и т. д.

Потребительская корзина

набор товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру потребления человека или семьи.

Закон Энгеля

С ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных потребностей возрастает.

Функции ЦБ



Активные комиссионные операции

Операции по размещению средств

Пассивные комиссионные операции

Операции по привлечению средств

Эмиссия

Выпуск в обращение определённого количества денежных знаков. Эмиссия обычно осуществляется по решению правительства центральным банком государства.

Лизинг

Форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование движимого и недвижимого имущества

Факторинг

Деятельность специализированного учреждения по взысканию денежных средств с должников своего клиента и управление ее долговыми требованиями

Депозит

- это денежные средства или ценные бумаги, помещаемые для хранения в кредитные учреждения

- денежная сумма, вносимая должником в судебные учреждения для передачи кредитору

Виды депозитов



Деньги

Специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг

Функции денег

  • Мера стоимости

  • Средство обращения (посредник в обмене)

  • Средство платежа

  • Мировые деньги (универсальный всеобщий эквивалент)

  • Сокровища (обеспечивают надежную сохранность ресурсов)

Товарные деньги

это деньги, стоимость которых определяется товаром, из которого они сделаны.

Вексель

Ценная бумага, удостоверяющая право лица, на которое он выписан, на получение денег от лица, выписавшего вексель.

Банкноты

- самая развитая форма кредитных денег

- Кредитные знаки денег, выпускаемые центральным банком страны и замещающие металлические деньги в обращении.

Инфляция

Повышение общего уровня цен на товары и услуги.

Биржа

это специальная площадка, на которой люди заключают сделки и обмениваются деньгами, товарами, ценными бумагами или производными контрактами. 

Виды бирж



Эмитент

это организация, которая осуществляет деятельность по выпуску ценных бумаг, денежных знаков или иных финансовых активов с целью привлечения дополнительного капитала.

Брокер

юридическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем (на фондовой, товарной, валютной биржах)

Дилер

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, совершающий операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счёт.

Быки

игроки на повышение, считающие, что рынок, сектор или конкретный актив будут расти.

Медведи

Медведи уверены в падении рынков, они продают активы или начинают играть на понижение.

Голубые фишки

Акции наиболее крупных, ликвидных и надёжных компаний со стабильными показателями доходности, а также сами эти компании.

Ценные бумаги

Юридические документы, удостоверяющие право их владельцев на доход или имущество. Акции, облигации, векселя и т.п.

Акции

-Ценная бумага, доля в собственности фирмы, которая свободно торгуется на бирже и по которой платятся дивиденды.

-Ценная бумага, выдаваемая инвестору в обмен на полученные от него для развития фирмы денежные средства и подтверждающая его права как совладельца имущества и будущих доходов фирмы.

Облигации

Ценная бумага, удостоверяющая, что ее владелец одолжил некоторую сумму денег фирме муниципалитету или государству, выпустившим облигацию, и имеет право через определенное время получить обратно вложенные деньги и фиксированный процент.

Чек

-Долговая ценная бумага, поручение банку уплатить предъявителю указанную сумму денег.

-Долговая ценная бумага, удостоверяющая письменное поручение чекодателя банку уплатить в течение определенного времени получателю чека указанную сумму денег.

Эмитент

это организация, которая осуществляет деятельность по выпуску ценных бумаг, денежных знаков или иных финансовых активов с целью привлечения дополнительного капитала.

Труд

Вид деятельности, направленный на создание материальных и духовных ценностей

Рабочая сила

Общая численность граждан страны в трудоспособном возрасте, которые имеют работу, и граждан, которые найти работу не могут.

Рынок труда

-Сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

-Совокупность экономических и юридических процедур, обеспечивающих обмен трудовых услуг на заработную плату и другие блага, которые фирмы готовы предоставить в обмен на эти услуги.

Безработица

Социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не находит себе работу. Безработным считается человек, который хочет, может работать, но не имеет рабочего места.

Виды безработицы

  • сезонная безработица - вид безработицы, когда люди заняты только определённую часть года, всё остальное время они не имеют работы и постоянного заработка.

  • скрытая безработица - ситуация, когда рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется. Например, сокращенная рабочая неделя, неоплачиваемые отпуска и т.д.

  • структурная безработица - невозможность трудоустройства людей определенных профессий. Например, шахтёры после исчерпания месторождения угля.

  • фрикционная безработица - возникает на время, когда человек уже уволился с одной работы, но еще не устроился на другую.

  • циклическая безработица -сокращение численности занятых во всех отраслях экономики в условиях экономического спада.

Фирма

Организация, производящая блага для продажи в целях получения прибыли.

Акционерное общество

Коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на акции; акционеры не отвечают по обязательствам общества, несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Привилегированные акции

Акция, которая даёт право на получение дивидендов фиксированной величины независимо от прибыли фирмы, но не даёт возможности участвовать в управлении фирмой.

Постоянные издержки

Не зависят от объема выпускаемой продукции : Содержание здания, Коммунальные платежи

Арендная плата, Заработная плата аппарата управления, Амортизация,

Переменные издержки

Находятся в прямой зависимости от количества выпускаемой продукции : сырье и материалы, топливо и энергию для технологических целей, Сдельная плата рабочих, упаковка, транспортировка

продукции.

Средне постоянные издержки

это постоянные издержки на единицу продукции: AFC = FC / Q.

Средне переменные издержки

это переменные издержки на единицу продукции: AVC = VC / Q

Предельные издержки

Это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции: