ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Полная и краткая форма, формы степеней сравнения качественных прилагательных. Реализация системно-деятельностного подхода к изучению имени прилагательного в начальной школе.
Имя прилагательное - часть речи, которая: I) обозначает признак предмета, существующий неотъемлемо от самого предмета (к прилагательному от существительного ставится вопрос какой? или чей?), 2) в связи о этим прилагательное обладает зависимыми (несамостоятельными) категориями рода, числа, падежа; они зависят от соответствующих категорий господствующего существительного, обозначающего тот предмет, признак которого называет прилагательное. Прилагательное изменяется по родам, числам, падежам при изменении господствующего существительного, т.е. у прилагательного категории рода, числа, падежа являются чисто грамматическими, не связаны с его значением; 3) в предложении в соответствии со своей семантикой и морфологическими признаками прилагательное обычно является определением при существительном или именной частью сказуемого и согласуется с существительным.
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Все прилагательные обозначают признаки предметов, но разные и по-разному. В соответствии с этим они обладают и разными морфологическими признаками (синтаксические признаки в основном одинаковы). На этом основании и выделяют следующие основные лексико- грамматические разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.
А) Качественные прилагательные обозначают признак, свойство, качество самого предмета вне его отношения к другим предметам, явлениям, т.е. непосредственно, прямо. Это признак, способный менять свою интенсивность, т.е. проявляться в большей или меньшей степени.
Б) Относительные прилагательные обозначают признак предмета опосредованно, т.е. через отношение данного предмета к чему-либо: к другому предмету (кожаная куртка), к лицу (детские игрушки), к действию (точильный станок - станок, который служат для того, чтобы точить детали), к месту (здешний климат), ко времени (вчерашнее событие) и др.
В) Притяжательные прилагательные
обозначают признак предмета, характеризуя (называя) принадлежность этого предмета конкретному лицу, животному или другому живому существу, общее значение их - принадлежащий кому-то, поэтому они отвечают на вопрос «Чей?» и могут быть заменены словосочетаниями со значением обладания: тетина книга - книга тети, лисья нора – нора лисы.
Полные и краткие формы качественных прилагательных.
В современном русском языке первичной является полная форма с окончаниями: м.р. - ий, -ый, - ой, ж.р. - ая, яя, ср.р. -ое, -ее: новый, синий, большой; новая, синяя, большая, новое, синее, большое.
Краткая форма образуется от полной путём прибавления к её основе окончаний: м.р. - нулевое, ж.р. - а(я), ср.р.- о(е). мн.ч. - ы (-и) для всех родов. Если основа полного прилагательного оканчивается на н, к, перед которыми тоже стоит согласный, то в формах м.р. появляется беглый гласный (о, е, и): резок, активен, достоин (так же в формах весел, светел, остер, хитер, долог).
У прилагательных на - енн(ый) происходит усечение конечного -н- в форме ед.ч., м.р.: одарен (одаренна), существен (существенна). Кроме того, такие прилагательные в краткой форме оканчиваются то на –ен, то не –енен, в зависимости от характера производящей основы.
Краткие формы на –ен имеют:
1) прилагательные, образованные при помощи суф. –н- от существительных с основой на –н: пустынный – пустынен, истинный – истинен;
2) прилагательные, образованные при помощи суф. –н- от отвлеченных существительных на – ние, -ение: бездыханный – бездыханен, благоуханный - благоуханен;
3) прилагательные, образованные при помощи суф. –енн от существительных с основой на –н: болезненный – болезнен, безжизненный – безжизнен.
Степени сравнения качественных прилагательных.
Вторым характерным морфологическим признаком качественных прилагательных является, как уже говорилось выше, наличие у них форм степеней сравнения, так как качество, обозначаемое этими прилагательными, может быть присуще предмету в большей или меньшей степени, может изменяться. Степени качественных прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная и безотносительная степень (формы субъективной оценки).
Но при этом следует иметь в виду, что положительная степень включается в их число условно, как исходная, но значения сравнения в себе она не заключает, обозначает качество предмета безотносительно к другим предметам и является исходной для образования сравнительной и превосходной степени.
Однако имеется несколько групп качественных прилагательных, у которых формы степеней сравнения отсутствуют:
1. Прилагательные, обозначающие такой постоянный признак (чаще всего состояние человека, животных), который не может проявляться в большей или меньшей степени. 2. Прилагательные со значением масти животных (по той же причине, что и слова 1-й группы). 3. Из прилагательных, обозначающих цвет, степени сравнения образуют немногие, причем превосходная степень образуется реже, чем сравнительная. Остальные слова имеют степени сравнения.
Сравнительная степень обозначает более (менее) высокую степень качества в данном предмете по сравнению с другими подобными предметами (Этот дом выше остальных), по сравнению с самыми разновидными предметами (мальчики выше девочек) или с ним самим в другое время, т.е. по сравнению с качествами, которыми этот предмет обладал ранее или будет обладать в дальнейшем (За лето он стал выше. С годами ты станешь мудрее).
Превосходная степень обозначает самую высокую степень качества в данном предмете по сравнению с другими подобными предметами (Этот дом самый высокий в городе). Простые (синтетические) формы превосходной степени с суф. –ейш-, -айш- с указанным значением имеют или могут иметь при себе сочетание «из + Р.п. названия тех предметов, из которых выделяется по качеству данный»: Это сильнейший спортсмен из всех участников соревнований. Такие формы называются суперлятивными, их следует отличать от элятивных форм, которые обозначают предельную, абсолютную степень качества, признака вне сравнения с другими предметами.
Безотносительная степень качества (формы субъективной оценки).
Эти формы обозначают качество предмета безотносительно к наличию его в других предметах, вне сравнения, что сближает их с положительной степенью, но, помимо обозначения качества, заключает и опенку его (отсюда второе название этих форм - формы субъективной оценки). Для них характерны следующие суффиксы и приставки: -оньк(-еньк) миленький, сухонький; -ущ-; большущий, -енн-: здоровенный, -ейш- (-айш-): кратчайший; пре-: премилый; раз-: разнесчастный; наи-: наилучший.
Реализация системно-деятельностного подхода к изучению имени прилагательного в начальной школе.
Традиционный урок построен по принципу: «Делай как я – и все будет правильно». Системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего.
Чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями необходимо организовать коллективную деятельность на уроке, так как коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия. Взаимодействие ее участников может быть понято как коммуникация. В этом случае участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексивности.
При реализации системно – деятельностного подхода при изучении имени прилагательного можно использовать следующие задания:
Задание 1. Тема: «Развитие умения подбирать слова-названия признаков»
Обязательный момент на уроках в младших классах – некоторые задания выполняются в игровой форме. Это повышает активность, работоспособность, внимание и развивает интерес у обучающихся к предмету.
Игра «Кто больше?»
- Имена прилагательные помогают не только ярко описать внешний вид героя, но и рассказать о его характере.
Назовите главных героев сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик» (Буратино, Мальвина…)
Вспомните и запишите, какие по характеру Буратино и Мальвина. Выиграет тот, кто больше всех подберет слов-признаков, характеризующих героя.
1 вариант: Буратино
2 вариант: Мальвина
Задание 2. Творческая работа. Работа с иллюстрацией.
- На иллюстрации изображены герои еще одной знакомой вам сказки. Кто они? (Кот в сапогах»)
Составьте предложение по картинке, используя слова-признаки. Лучшие предложения мы запишем.
7..Понятие аддитивно-скалярной величины. Методика ознакомления учащихся с площадью и единицами ее измерения.
Аддиктивно-скалярные величины (аддитивность – это наличие операции сложения; аддитивная операция – операция сложения) можно не только сравнивать, но и определять, на сколько один элемент множества, обладающего величиной, больше (меньше) другого элемента этого же множества.
В начальных классах специальным предметом изучения являются следующие аддитивно-скалярные величины: количество, длина, площадь, масса, емкость, время.
Подготовка к изучению тема «Площадь» начинается с первого класса. Спрашивая, какой треугольник больше – красный или синий, учитель показывает, как можно сравнить эти треугольники. Наложив один треугольник на другой, дети устанавливают, что синий треугольник меньше красного. При этом, конечно, термин «площадь» учитель пока не использует.
Затем учащиеся выполняют упражнения, в которых следует установить, из скольких одинаковых квадратов, прямоугольников или треугольников составлены различные геометрические фигуры:
из скольких фигур состоит данная фигура? Какие это фигуры?
из восьми одинаковых квадратов составить различные фигуры;
прямоугольники длиной 6 см и шириной 4 см разбить на квадраты со стороной 1 см. Подсчитать число квадратов в каждом из прямоугольников.
Квадраты со стороной 3 см разбить на квадраты со стороной 1 см. Подсчитать число квадратов в каждом из данных квадратов.
Наконец, не давая определения понятию «площадь», детей знакомят с правилами измерения и вычисления площади прямоугольника (в том числе и квадрата), показывают, как с помощью палетки измеряют площадь других, плоских фигур.
В тетрадях вычерчивается квадрат со стороной 1 см. Учитель дает ему название — «квадратный сантиметр» — и показывает сокращенную запись — 1 см². Затем в квадратных сантиметрах изме- ряется площадь прямоугольника: измеряемый прямоугольник расчерчивается на квадратные сантиметры, и их число подсчитывается. Далее учащихся обучают правилу вычисления площади прямоугольника. При знакомстве с переместительным свойством умножения они вычисляли число квадратов, на которые разбивался прямоугольник, двумя способами: 1) определялось число квадратов, уложенных в одном ряду, и число рядов; полученные числа перемножались; 2) определялось число квадратов в столбце и число столбцов; полученные числа перемножались.
Эти способы подсчета числа квадратов в прямоугольнике применяются и для определения площади прямоугольника. Например, учитель предлагает детям такое задание: установить площадь каждого прямоугольника, изображенного на рисунке. Выполняя его, учащиеся усваивают алгоритм вычисления площади прямоугольника: измеряется длина прямоугольника (в квадратных сантиметрах); ширина; вычисляется произведение полученных чисел; полученное число и соответствует площади прямоугольника в квадратных сантиметрах.