Файл: Берназ Валентина Сергеевна группа лтм9311 Введение.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современные средства оценивания результатов обучения иностранным языкам (письменный контроль)
Берназ Валентина Сергеевна группа ЛТМ931-1
Введение
- В ХХ веке в нашей стране при обучении иностранным языкам преимущественно использовался устный контроль.
- С введением ЕГЭ шире стали использоваться письменные формы контроля.
- Контроль – это не только процесс выявления отклонения от определенных стандартов, он предполагает отслеживание самих норм. Это значит, что механизм корректировки образовательных целей и путей их достижения, иными словами, необходим контроль за качеством знаний.
- Контроль в обучении иностранным языкам является составной частью учебно-воспитательного процесса.
- Ведущей задачей контроля является установление соответствия между реальным уровнем сформированности у учащихся языковой, речевой и социокультурной компетенции на иностранном языке и требованиями программы. Учитель в результате осуществления контроля получает информацию о качестве своей работы, об эффективности тех или иных приемов и методов обучения. Для ученика значение контроля заключается в том, что он стимулирует деятельность, повышает мотивацию к учению, показывает движение вперед в обучении.
ОЦЕНИВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
- Контроль и оценивание письма и письменной речи на уроке иностранного языка приобретают в современных условиях внедрения ФГОС особое значение — они должны стать инструментом оценивания достижений учащимися учебных целей с учетом затраченных усилий, способов решения и уровня сложности письменных заданий. Целью оценивания письменных умений является в том числе коррекция процесса обучения каждого учащегося.
- Оценке и отметке подлежат не только предметные результаты — создание письменного текста в правильном лексико-грамматическом оформлении на соответствующем уровне решения языковой и коммуникативной задач, но и метапредметные результаты — дискурсивная компетенция, познавательные и регулятивные умения, индивидуальность авторского решения.
- Письмо как вид речевой деятельности является одновременно целью и средством общения и может выступать как самостоятельный вид речевой деятельности — письменная речь и средство обучения смежным языковым умениям.
- Письмо как средство обучения смежным языковым умениям предполагает контроль сформированности графических, орфографических и лексико-грамматических умений в письменной речи.
- Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности предполагает порождение четко структурированного письменного текста:
1) развернутого характера (автобиография, резюме, доклад, отчет);
2) коммуникативно-прагматического характера с соблюдением правил речевого этикета (открытка, благодарность, извинение, приглашение, письменное согласие и отказ, личное и деловое письмо, объявление, заметка, записка, рецепт, заполнение бланков и формуляров);3) обслуживающего характера (составление плана, тезисов уст-ного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста; изложение содержания прочитанного текста в тезисах и обзорах);
4) письменное творчество (написание статьи, сочинения, эссе, развернутого письменного высказывания филологического уровня, ведение дневниковых записей, стихосложение);
5) описание событий/фактов/явлений, в том числе с выражением собственного мнения/суждения.
Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы) оцениваются по пяти критериям, показанным в таблице ниже:
№п\п | Критерий оценки | Что оценивается |
1 | Содержание | Соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости |
2 | Организация работы | логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы |
3 | Лексика | словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку) |
4 | Грамматика | использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку); |
5 | Орфография и пунктуация | отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых |
- критериальная оценка (на основании критериальных шкал для письменного высказывания в КИМ ЕГЭ);
- балльно-рейтинговая оценка (на основании перевода баллов в отметки с учетом установленного перечня элементарных базовых умений в письменной речи);
- накопительная и рефлексивная оценка (сбор письменных текстов в личном портфолио достижений);
- поуровневая оценка созданного текста (в соответствии с таксономией Блума).
Заключение
Таким образом, в продуктивной письменной речи на разных этапах обучения оцениванию подлежат следующие предметные и метапредметные результаты:
- владение навыками грамотного письма с точки зрения графики, орфографии и пунктуации;
- владение словом на уровне лексических и речевых единиц (лексическая сочетаемость, многозначность, словообразование, коммуникативный контекст, средства выразительности);
- владение средствами лексической и грамматической связи в соответствии с требованиями примерных программ;
- владение разнообразными и сложными грамматическими структурами, правильность их употребления;
- продуктивные письменные умения: создание текстов разного жанра, формата и стиля, организация текста в соответствии с планом и коммуникативной задачей;
- раскрытие содержания и смыслообразование как решение коммуникативной задачи (ответы на поставленные вопросы и простейшая аргументация, личный опыт, собственное мнение).
- Контроль письма проводится только в письменной форме путем выполнения различного рода письменных речевых работ (диктанты, упражнения, списывание, проверка орфографических навыков).
- Как правило, при проверке письменных речевых и условно-речевых упражнений учитывается в первую очередь содержание, а также лексическая и грамматическая правильность, так как письмо является лишь средством, а не целью обучения иностранному языку в средней школе